13.05.2009

Страна без антиглобалистов

Гумер ГУМЕРОВ

«Эти факторы не всегда работают всегда».
Виктор Черномырдин

Невозможно представить себе ситуацию, чтобы в Казахстане проходил какой-нибудь представительный международный форум, а на улицах в это время бесновались антиглобалисты. Тот факт, что во время эстафеты олимпийского огня при подготовке Пекин-2008 в республике не было ни одной провокации, достаточно красноречиво говорит о многом. Хоть глобалисты и антиглобалисты представляют собой диалектическое единство, Казахстан продолжает жить в условиях асимметрии, где антиглобалистов практически нет.

GERMANY-G8-SUMMIT-PROTEST-SECURITYКазахстан очень любят международные организации вроде различных структур ООН. Обычно они призваны решать какие-либо проблемы и Республика Казахстан в данном отношении представляет собой благодатную почву. Проблемы у страны есть и они очевидны, но большинство из них не вопиющие и всегда есть возможности к улучшению ситуации. Другими словами, для ооновцев здесь и проблемы не так чтобы очень, и видны положительные изменения после приложенных усилий. В этом кардинальное отличие Казахстана от Бангладеш и других подобных государств, где та же борьба с нищетой не может дать сколько-нибудь заметного эффекта.

Самостоятельное государственное строительство в РК совпало с общемировым процессом глобализации, который объективно играет на понижение значимости национальных суверенитетов. Получается, что уже на стадии формирования собственных государственных институтов Казахстану приходится делегировать полномочия от них в пользу наднациональных международных структур.

Феномен повышения значимости международных органов объективный и вызван глобализацией разнообразных политических и социально-экономических процессов. Повседневная реальность требует все большей координации и контроля со стороны наднациональных институтов. Далеко не всем государствам это нравится, но противопоставить что-либо эффективное логике объективных процессов очень сложно. Даже США, развязавшие вторую войну против Ирака во главе малочисленной коалиции и вопреки мнению мирового большинства, выходят из послебушевской ситуации через систему ООН. Игнорирование Вашингтоном Киотского протокола также встречает массовое неодобрение, поскольку экологические проблемы носят всеобщий характер и самостоятельные действия в ущерб для всех здесь уже неуместны и неприемлемы.

Чем более недееспособно какое-либо государство, тем быстрее девальвируется его суверенитет и тем больше полномочий передается от него в пользу международных структур. Сама по себе дееспособность достаточно легко измеряется по широкой шкале разнообразных критериев. Они включают в себя вопросы от экономического благосостояния страны, до положения дел с коррупцией и контролем над собственной территорией. Разумеется, нельзя назвать дееспособным государство, где не выплачиваются зарплаты и пенсии, либо их размер не в состоянии поддержать биологическое существование людей.

В настоящее время Астана усиленно дистанцируется от «территорий недееспособности». Если взять соотношение государственных обязательств и долгов, то Казахстан выступает нетто-кредитором мирового сообщества. Другое дело, что частный сектор весьма существенно задолжал на внешних финансовых рынках.

В своей деятельности ООН использует так называемые «однодолларовую» и «двухдолларовую» шкалы, показывающие состояние с бедностью и нищетой, как крайней формой бедности. От всех государств планеты требуется, чтобы не осталось людей, живущих на 1-2 доллара в день. Правительство Казахстана гарантирует своим гражданам ежедневный доход в $4,6. К сожалению, черта бедности (государственные гарантии населению) это только 40% от прожиточного минимума (не так давно было 36%), так что сделать предстоит еще многое. Вообще же бедность понятие относительное и существует всегда, меняется лишь ее конкретное содержание. Ведь человек, не имеющий яхты в Ньюпорте, запрото может воспринимать себя как бедняка.

Понятие относительности целиком применимо и к системе образования страны. Если в неблагополучных местах планеты борются за всеобщий охват начальным образованием мальчиков и девочек, то на повестке дня в Казахстане — улучшение качества начального и среднего образования, а также повышение зарплат учебному персоналу. Подобная ситуация характерна и во многих других сферах социально-экономической и общественной жизни.

Циркулирующая в мировых интеллектуальных и политических элитах идея отстранения от власти в недееспособных государствах политического руководства и введения внешнего управления со стороны международных организаций далеко отстоит своим фокусом от Казахстана. Недееспособное государство в принципе не может себе позволить серьезных внешнеполитических инициатив. Что же касается официальной Астаны, то ее предложения не остаются без серьезного внимания. Примером этого можно привести Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Подобные политические ходы не в силах себе позволить государства, не контролирующие полностью собственной территории, либо имеющие тяжелые и неразрешимые конфликты со своими соседями.

Политическое руководство РК предложило новое и эффективное прочтение пограничного и стыкового положения страны. Казахстан не мечется в попытках определиться со своей идентификацией, а работает на самых разнообразных направлениях. Астана взаимодействует по всем векторам, чьи цивилизационно-культурные элементы имеются в ее собственной достаточно пестрой и разноплановой культуре. В административной и южной столицах республики можно встретить названия банков и компаний из России, Евросоюза, США, мусульманских государств, Китая, Индии и других. Сами названия магазинов, клубов, ресторанов и казино охватывают географию от Латинской Америки до Юго-Восточной Азии и дальше. При этом на местной территории органично смотрятся представители народов и культур, которые в своих «обычных» условиях относятся друг к другу далеко не дружелюбно.

Дивиденды от подобных комплексных политических технологий видны невооруженным взглядом. Кредиты на местную инфраструктуру могут поступать как по линии исламских фондов, так и через европейские каналы; с Россией успешно решаются вопросы транспортных тарифов, а с США — задачи противодействия наркотрафику. При этом никто не воспринимает сотрудничество с конкурирующими центрами влияниями как враждебные выпады в собственный адрес. Все вместе повышает значение Казахстана в качестве союзника или транзитной территории. Через Казахстан определенным участникам мирового процесса порой легче выходить на другие страны и проблемы, чем напрямую.

В настоящее время Астана включена почти во все глобально значимые наднациональные союзы и организации. Казахстан формально еще не вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО), но фактически его экономика уже включена в международные экономические процессы. Во многом этому способствовали политика открытости и рыночных преобразований, доброжелательное отношение к иностранному капиталу и характерные особенности местного населения, адекватно реагирующего на импульсы времени. Совершенно неслучайно, что в РК нет сколько-нибудь заметного движения антиглобалистов, поскольку страна научилась извлекать из глобализма пользу.

Если на предприятиях каких-либо зарубежных инвесторов возникают конфликты, то они носят экономический характер (выплата зарплаты, социальная справедливость). Никто (за исключением пытающихся нажить политический капитал) не требует изгнания чужаков только на том основании, что они пришлые. И элита, и простые граждане страны в глобализации видят прежде всего возможности, а не угрозы.

6 комментариев

  1. Олег

    Ващще страна странная

  2. Олег

    У нас много чево нету...

    И не будет.

  3. Действительно интересно. Ждем новых сообщений на эту же тему :)

  4. Просто отлично! Все очень понятно и грамотно, и в то же время без излишних умствований и самолюбования, и на доступном языке. Редкий случай когда человек делится ценной и востребованной инфой. Спасибо автору!

  5. Интересно. Иногда такое бывает, что хоть стой хоть падай.

  6. Вообще, откровенно говоря, комментарии тут гораздо занимательней самих сообщений. (Не в обиду автору, конечно :))