14.05.2009

Транзитная модель медицинского обслуживания

Сергей АБАКШИН

За годы, прошедшие после перехода Казахстана от административно-плановой экономики к рыночной, медицинские услуги в стране стали дороже, менее качественными и для многих слоев населения менее доступными. Фундаментальная проблема Казахстана состоит в выборе модели функционирования сферы здравоохранения. Очередь — это родимое пятно бюджетной медицины, бешеные цены — родимое пятно платной медицины.

1_trimmВыбор вроде бы небогатый, потому что моделей всего три, а дальше идут их гибриды и разновидности. Бюджетная модель — это то, что было в СССР. Она хорошая, но для ее эффективной работы нужна советская власть. Потому что в той «ячеистой» системе органично выглядели участковый врач, участковый милиционер, участковый КГБшник и т. д. С приходом нового времени огромные массы населения пришли в движение, и сегодня такая модель в чистом виде уже неадекватна.

При бюджетной медицине неизбежно квотирование: столько средств на сердечно-сосудистые операции, столько на пересадку почек, столько на хирургию мозга и далее. Учитывая общую степень отечественной коррумпированности и низких зарплат медиков это ведет к «торговле» квотами. При бюджетной медицине надо отчислять на здравоохранение не менее 5% ВВП. Страховая медицина берет свое начало в Германии 1883 года, когда канцлером был Отто Бисмарк. Там предполагается детализация ответственности: за что платит государство, где сектор работодателя, а где ответственность за здоровье лежит на самом человеке. Яркий пример частной медицины — это США (любой каприз за ваши деньги).

В Казахстане модель четко не обозначена, впрочем, как и в экономике, образовании и других жизненно важных областях, а потому целостности и ясности, определенности перспектив нет. Люди, которые имеют материальные возможности, едут лечиться за границу. По подсчетам профессора Айкана Аканова, ректор Казахского национального медицинского университета, на медицинском туризме республика теряет в год по $500-$600 млн. Богатые люди едут лечиться в Европу, победнее в Россию, еще менее обеспеченные в Китай и Пакистан.

В 1998 году была принята национальная программа по борьбе с туберкулезом. По медицинским нормам, если на 100 тыс. жителей приходится 60 человек, больных туберкулезом, то говорят об эпидемии. В Республике Казахстан 98-го года показатель составлял 213-220 больных. Деньги на борьбу с болезнью выделялись отдельной строкой бюджета, так называемые целевые. Прошло десять лет, но страна имеет показатель 160 страдающих туберкулезом на 100 тыс. Для сравнения: во Франции 8 человек. Туберкулез — это в первую очередь социальная болезнь. По мнению специалистов, более чем на 60% она зависят от питания. А что едят в стране простые граждане никак нельзя назвать полноценным сбалансированным питанием.
Никто не верит официальной статистике. Например, чтобы в статистике снизить показатель заболеваемости, медики «раскидывают» туберкулез по его сопутствующим заболеваниям (например, пишут «пневмония»). Он-лайн статистики, когда можно зайти в специальную информационную систему и узнать положение по всем заболеваниям, операциям, количеству пациентов в клиниках, для Казахстана еще даже не завтрашний день. Пока медицинские работники собирают цифры на бумажных носителях, а потом передают их по административной вертикали, «корректируя» по ходу.

После получения независимости в 1991 году, первые масштабные государственные вливания в медицину состоялись только в 2003 году. Строились и ремонтировались здания, покупались кареты скорой помощи, бензин, но зарплата персонала так и осталась нищенской, на новом оборудовании часто некому работать. В принципе, на тот момент это было оправдано. Когда физически нет места, куда можно прийти больному, а если и есть, то без света, у «скорой помощи» отсутствует бензин — эту проблему надо решать. Ведь в какой-то период в административных районах были ликвидированы отделы здравоохранения (парадокс в том, что отделы по культуре тогда остались) и по любым мелочам нужно было обращаться в областные структуры (территория Казахстана в административном отношении разбита на 14 областей и 2 города республиканского подчинения, а те на районы). Улучшение материальной базы — это только первый шаг, дальше нужны новые и последовательные.

Эксперты признают, что основная масса людей не может получить качественное медицинское обслуживание. Большие проблемы с кадрами. Студенты поступают в медицинские вузы на основе результатов ЕНТ (единого национального теста), то есть никакого собеседования они не происходит. В преподавательском корпусе проблемы не менее острые: всего 20% могут работать с компьютером, только 5% знают английский язык. Медицина — одна из самых бурно развивающихся отраслей. Примерно 20% знаний там ежегодно обновляются, и без английского языка уже невозможно находиться в потоке передовых разработок и методик. Ну а пока в Японии наноробот размером в 100 атомов входит в клетку больного, ректор КазНМУ решает проблему обеспечения студентов общежитиями.
В идеале Казахстану нужна бюджетно-страховая модель. При ней если онкология, то лечение за государственный счет, если травма — страховка, сифилис — платно. То есть четкое распределение кто за что платит совмещается со стимулированием к здоровому образу жизни. Определенную нагрузку по формированию здорового образа жизни должна взять на себя общеобразовательная школа, для чего проблемы медицины в школьных программах должны присутствовать более консолидировано.

Главными болезнями, подрывающими здоровье населения страны, являются туберкулез, сердечно-сосудистые заболевания, ВИЧ/СПИД, эндокринные болезни и онкология. Все вместе приводит к тому, что в 2006 году по продолжительности жизни Казахстан находился на 98-ом месте в мире. Но безысходности нет. Люди в теме видят маршруты по улучшению ситуации, даже в условиях переживаемого страной кризиса.

2 комментария

  1. Обормот

    Чего вери то? Есчо вери гуд напеши...