18.05.2009

Кинотеатры возвращаются медленно

Илья БЛОГГЕР

«Кино состоит из экрана и множества кресел, которые нужно заполнить»
Альфред Хичкок

Культура посещения кинотеатров практически ушла из быта казахстанцев в «ревущие 90-ые». Сейчас она постепенно возвращается в жизнь со всеми присущими ей западными атрибутами — качественные залы и техника, поп-корн и кока-кола. Правда, возвращение это происходит несимметрично: мегаполис Алматы может предложить кинозрителю очень многое — рядовые провинциальные городки — ничего.

sights05У кинопроката советского периода было несколько очевидных козырей. Любой художественный фильм, произведенный в СССР или купленный за рубежом, показывался по всей стране от столицы до отдаленных аулов. Билет при этом стоил очень мало даже по советским меркам, а если сравнивать с США или Западной Европой, то получалось, что советские зрители ходят в кино почти бесплатно.

При этом кинопрокат был крайне прибыльной отраслью развлечений. От него только 10% прибыли шло на финансирование киноиндустрии (этих средств вполне хватало), а остальное — в бюджет страны. Советский кинопрокат, кстати, развалился на год раньше, чем собственно Советский Союз.
В сельской местности дворцы культуры, в которых одновременно осуществлялся показ фильмов, в основном были закрыты или перепрофилированы. Прекратились поставки необходимой техники для проката фильмов и специальных кадров. В СССР киномеханик был обязательной единицей в штате колхоза или совхоза, не говоря уже о районном центре. В общем, разрушилась система.

Новая система возникала в муках и в условиях жесточайшей конкуренции за время и деньги зрителя. Против кинотеатров работало широкое распространение видеомагнитофонов и пиратство, когда новинки Голливуда можно было посмотреть на кассете или компакт-диске за очень сходную цену. Даже билет в театр, которые государство продолжало в меру сил дотировать, стоил дешевле, чем в кино. Распространение кабельного и спутникового телевидения тоже не играло в пользу возрождения кинотеатров, поскольку с их помощью киноновинки тоже можно было увидеть, только позже.
Вторая жизнь казахстанских кинотеатров началась лишь в 2000-х годах, когда в соседней России на практике доказали, что кинотеатр может жить и приносить прибыль даже в XXI веке. Пошли инвестиции в переоборудование кинотеатров и строительство новых. Все новые кинозалы Казахстана построены в торгово-развлекательных комплексах, поскольку такое место во многом гарантирует наличие зрительской аудитории. Новых кинозалов обычно делают сразу несколько штук (4-8), что позволяет разнообразить репертуар. Это позволяет тем, кто пропустил премьеру, прийти хоть через месяц после начала показа фильма и найти сеанс для себя. Началась волна восстановления кинотеатров и их позиций с Алматы, а потом перекинулась на Астану, административные центры областей и сравнительно крупные города областного подчинения (Темиртау, Экибастуз, Балхаш).

Тот факт, что кинотеатры тоже становятся жертвами нездорового интереса рейдеров, косвенно свидетельствует о рентабельности подобных объектов. Правда, увеличение численности кинотеатров в республике произошло в период длительного экономического роста. В это время появилась категория людей, способная оплатить широкий экран, мягкие кресла и высокое качество копий на современной технике. Во время экономического кризиса (окончания которого пока не ощущается) эта группа людей неизбежно поредеет, потому что одно дело выбирать между кинотеатром и парком развлечений и совсем другое — между походом в кино и продуктами питания.

Абсолютный лидер казахстанского проката — это американские художественные фильмы. С большим отрывом за Голливудом следует продукция российских кинематографистов. А уже с большим отрывом от нее все остальные. Итальянская или французская лента в сегодняшнем казахстанском прокате — это редкость гораздо большая, чем в советский период. Испанских фильмов и тогда и сейчас стабильно мало.

Кинематографическая продукция стран Восточной Европы, которая была представлена при СССР, теперь фактически отсутствует. Индийский кинематограф, бывший достаточно популярным в республике в советские годы, сегодня смотрят только по кабельному или спутниковому телевидению. Кинематографическое разнообразие наступает лишь когда зарубежные посольства или Европейская комиссия проводят какие-то культурные мероприятия, да в период нечастых фестивалей. Опять же стоит указать, что кинофестиваль может происходить только в Алматы или Астане и здесь провинция бессильна.

Собственно казахстанский кинематограф новинками балует не часто. Из фильмов, появление которых отечественный зритель явно заметил, можно назвать «Кочевник», «Рэкетир», «Подарок Сталину», «Келин». Сами эти картины крайне непохожи друг на друга, что говорит о разнообразии и в творческих кругах мастеров большого экрана. В самой кинематографической среде все эти фильмы вызвали неоднозначную реакцию.
Язык кинопроката в Казахстане — русский. Иногда могут быть субтитры на казахском языке. А в целом в кинотеатре легче увидеть копию на английском, чем на казахском языке. Кинотеатры живут по законам рынка, а большинство зрителей в городах владеют русским языком.

Что касается жанров кино, то в Алматы, столице проката, смотрят все: комедии, боевики, экшены, мелодрамы, триллеры, мистику, эротику, исторические фильмы, детективы, фантастику, полнометражные мультфильмы. При этом в Казахстане вряд ли найдется фильм, про который можно сказать, что его посмотрела вся зрительская аудитория. Поменялось общество — поменялся зритель, который стал более дифференцированным. И если в СССР были художественные фильмы, которые смотрели буквально все, то зритель эпохи независимости более четко разделен по своим интересам, вкусам и пристрастиям.

Комментарии закрыты.