05.06.2009

Социальный капитал, государство и влияние многопартийности в Казахстане на формирование гражданского общества

Талгат ИСМАГАМБЕТОВ

Для понимания перспектив формирования гражданского общества в Казахстане ключевое значение имеет понятие «социальный капитал». "Под социальным капиталом здесь имеются в виду те особенности социальной организации (принципы, нормы, структуры), которые способны упрочить эффективность осуществляемых обществом координированных действий: « Подобно иным формам капитала, социальный капитал — это капитал производительный, позволяющий добиваться осуществления определенных целей, недостижимых при его отсутствии... к примеру, группа, члены которой доверяют друг другу, способна на гораздо большее, чем та группа, где такого доверия нет. ... Среди крестьян ... там, где один фермер приглашает другого на заготовку своего сена, где инструменты и орудия дают в долг, социальный капитал позволяет каждому экономить капитал физический — те же инструменты и оборудование» /Р. Патнэм. Чтобы демократия сработала (Making Democracy Work). -М, 1996. -С. 207, 278. — Честь введения в научный оборот термина «социальный капитал» принадлежит Гленну Лоури.

2009-06-05-sozkapitalНа наш взгляд, необходимо различать в отношениях, построенных на социальном капитале, так называемые «короткие» и «длинные» отношения. В 70-е годы, обобщая целый пласт исследований западных (особенно американских) социологов, Ю. Лисовский предложил четкие критерии: в южноитальянском обществе преобладает ориентация на «короткие», родственно-соседские связи; в северном — на «длинные», типа партия — профсоюз / Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России// Полис. 1996. №5. С. 113/.

Для формирования гражданского общества необходимо расширение и укрепление этих «длинных» взаимосвязей. Важно чтобы эти «длинные» взаимосвязи типа партийных (внутрипартийных, профсоюзных, иных неправительственных организаций не основывались на патронажно-клиентных отношениях, а строились на взаимном доверии, на сближении и единении на основе общности ценностей и долгосрочных интересов.
Иными словами, для построения гражданского общества требуется социальный капитал, который как показал американский ученый Роберт Патнэм в знаменитой работе «Чтобы демократия сработала» включает в себя начала взаимного доверия между гражданами, действующими в множестве общественных институтов.

Так что вопрос о перспективах построения гражданского общества в Казахстана, в значительной степени представляет изучение наличия/отсутствия такового социального капитала. В противоположном случае, дискуссии о перспективах формирования гражданского общества имеют дело с идеальным, но вряд ли выполнимым в отечественных условиях в обозримом будущем теоретическим конструктом, либо с попыткой имплантировать присущую Европе и Северной Америке активность неправительственных структур. Но перенос чужих моделей никогда не был плодотворным.

В 1997г. Амрекулов Н.А. отмечал, что в стране насчитывается около 200 активно действующих и известных неправительственных организаций (НПО). Их активное сотрудничество с международными неправительственными организациями. отнюдь не беспроблемно: увлечение рядом иностранных благотворительных фондов созданием ресурсных центров приводит к отвлечению половины финансовых средств, выделяемых на содействие развитию «третьего» (неправительственного) сектора, на обслуживание мероприятий, связанных с деятельностью своеобразного «истэблишмента» от «третьего» сектора — проведение тренингов, семинаров, значительная часть расходов на организацию которых составляет аренда престижных санаториев. Нередко через год работа ресурсного центра требует расширения деятельности в создании 3-4 ресурсных центрах, т. е. аккумулируя большую чем ранее сумму /Амрекулов Н.А. К концепции устойчивого развития гражданского сектора Казахстана // Центральная Азия. -Луллеа(Швеция), 1997. №1. С. 27-28.).

Существуют два подхода в государственной поддержке третьего сектора в Казахстане. Первый подход заключается в государственной поддержке отдельных общественных организаций, как-то: общества глухих, слепых и др., то есть поддержка организаций, решавших проблемы некоторых социально уязвимых слоев в централизованном порядке, дополняет тем самым работу государственных социальных служб. Второй подход — предоставление материальной и иной поддержки НПО в соответствии с их юридическим статусом, судя по практике последних лет, получил развитие. Хотя активность государства нередко ведет к созданию новых зависимых от органов власти квази-общественных организаций.

Что такое гражданское общество

В различных трактовках гражданского общества преобладает понимание его как самостоятельных общественно-политических, экономических, духовно-идеологических институтов, которые выражабют различные социально-групповые и частные интересы, создавая условия для их реализации. Существует также в научном сообществе мнение, основанное на восприятии гражданского общества как «совокупность межличностных отношений и взаимодействий всех существующих вне государства и защищающих права и свободы граждан институтов воспроизводства и социализации населения, экономических, политических, религиозных и др.». «Развитие казахстанского общества по пути к демократии характеризуется объективными противоречиями, лежащими в основе процессов институционализации гражданского общества...» Основным же протиоречием является то, что «переход от тоталитарной общественной системы к гражданской характеризуется не только структурно-институциональными изменениями, но и в общественном сознании... Пока что мы имеем дело с разорванным, маргинальным сознанием» /Давлетьярова Б.Х. К вопросу о формировании гражданского общества в Казахстане // Саясат. 1997. №10. С. 38/.

«В собственно теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия. Одни авторы используют его для характеристики определенного состояния социума. При этой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться „цивилизованным, то есть гражданским обществом“.

Вторая принципиальная трактовка гражданского общества связана с представлением о нем как об определенной сфере социума — сфере внегосударственных отношений, структур и институтов. ... Государство в силу присущей ему функции структурирования социальных отношений неизбежно влияет на жизнь автономной частной сферы уже тем, что создает те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для ее развития и функционирования. С другой стороны, гражданское общество выполняет функции „сцепления“ социума, соединения частного и общественного интересов, посредничества между личностью и государством. Оно, с одной стороны, является полем, на котором развертывается борьба разнонаправленных частных и групповых интересов, а с другой — активным фактором этого процесса» /Голенкова З.Т., Витюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация// Социс. 1995. №6. С. 15/. Вторая трактовка выражает истинную суть гражданского общества.

Государство, общество и многопартийность

Специфика Казахстана состоит в том, что в условиях отсутствия развитых политических институтов основным источником и инициатором преобразований является государственная власть. В подобных обстоятельствах происходит самоограничение негосударственных политических институтов, вынужденных приспосабливаться к доминирующей роли государственной власти. Поэтому остается актуальным нахождение форм, механизмов выявления и трансляции общественных интересов на высший государственный уровень. Ныне очевидна тенденция сделать этим транслятором на партию «Нур Отан». Выступление Президента 15 мая с.г. на XII внеочередной съезд партии «Нур Отан» примечательно поминанием этого момента. Что по-своему есть новое слово в отечественной многопартийности. Другим партиям приходится также искать опору не в несформировавшемся гражданском обществе, а сотрудничающих, либо созданных по инициативе членов соответствующей партии неправительственных организациях. Но таковые структуры не являются гражданским обществом.

Что препятствует, помимо дефицита социального капитала?

Проблема дополнения инициатив «сверху» движением «снизу», в конечном счете, есть вопрос о перспективах гражданского общества в Казахстане. «Там, где эта идея имеет референтом сложившиеся сообщества (Запад), там соответствующие понятия и идеи проверяются на низшем или среднем (меза-) уровне...». Для уточнения этого вопроса, на наш взгляд, следует согласиться с определением необходимых признаков: артикуляции «уровней» с их автономной логикой; индивид в качестве базовой ячейки; способность к историческому преобразованию /Чешков М.А. Возможности и пределы понятия «гражданское общество» применительно к развивающему миру// Мировая экономика и международные отношения. М, 1996. №6. С. 77, 81/.

Что касается клановости и семейноцентризма, то эти феномены, согласно исследованиям итальянского социолога А. Баньяско, обобщенным в книге «Италия во времена политической перемены»(Болонья, 1996 г.), не явились непреодолимым препятствием на Юге Италии на пути формирования современных институтов гражданского общества. Оптимистичное утверждение итальянского исследователя основывается на том, что, во-первых, по данным другого социолога С. Тригилия, в некоторых сферах, например, в процессе создания добровольных объединений культурного характера, динамика развития гражданского общества на Юге даже опережает Север; во-вторых, предполагается, что тенденцию к созданию ассоциаций, более широких, чем традиционная клиентелла, тормозило, в первую очередь, существовавшее вплоть до начала 90-х гг. нашего века сращение структур ведущей партии — христианских демократов с клиентеллярно-мафиозными структурами Юга. Не случайно оживление некоторых секторов гражданского общества совпало с самыми крупными успехами в борьбе с мафией, и в частности впервые произошел прорыв omerta, закона круговой поруки /Левин И.Б. «Уроки итальянского» для России// МЭ и МО. 1997. №9. С. 123/. Итак, смогут ли партии в их конкуренции способствовать становлению гражданского общества в Казахстане?

Отметим также опыт прошлого: на низовом, аульном и межаульном уровнях решалось множество хозяйственных, общественных вопросов, что составляет в Европе и Северной Америке сущность местного самоуправления. Например, многие вопросы, в том числе споры за пастбища и воду, в первую очередь старались решать активным участием «аксакалов» ( «белобородых»).
Необходимо настоящее местное самоуправление, чтобы исполнительная вертикаль сосредоточилась на действительно государственных вопросах, включая противодействие экономическому кризису, оставив решать множество дел гражданам по месту их проживания. Тогда бы мы не имели бензозаправку, либо ЛЭП, поставленные в нарушении законодательства близ домов. Сквер, вырубленный под застройку, также был бы исключительным фактом.

Последствие подмены понятий

Два значения, придаваемых понятию «гражданское общество» открывает простор не только для противоречащих друг другу интерпретаций, но и подмене понятий: то, что нам представляется категориями гражданского общества, на самом деле — просто совокупность организационно-институциональных форм, призванных дополнять функционирование государственной власти. И это вполне может сотворяться под флагом демократизации. И вполне возможен самообман со стороны партий, втом числе оппозиционных.

Гражданское общество должно обращено своими интересами и запросами к будущему, а не только к потребностям текущих дней. Профессор Центрально-Европейского университета (Будапешт) А. Арато упоминал ряд идейных соображений, появившихся среди партийных деятелей и активистов после 1990 г. Они в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европ сужали значимость гражданского общества: « Для революционеров... ориентация на гражданское общество была слишком законнической и постепеновской. С точки зрения новых профессиональных политиков открытость каналов коммуникации группам вне партий и парламентов нарушала их узкую концепцию демократии, которая восходила не столько к западным идеалам, сколько к западной элитарной практике демократии. Поборникам экономического либерализма ... общество профсоюзов, экологистов, ассоциаций потребителей стало казаться роскошью, подобающей только развитым западным экономикам. ... Таким образом, они оказываются заодно с элитарными демократами, желающими сохранить политику в изоляции от подключения мощностей общества. ... Националистов — если обратиться к другому флангу — интересует воображаемая общность целого, изживающая проблемы прошлого, а не реальные общности, сталкивающие с вызовами следующего столетия. Современных постматериальных ценностей [актуализирующихся] вокруг новых социальных движений, они страшатся более всего. Наряду с защитниками классовых [интересов] они имеют тенденцию канализировать социальный протест, намеренно или ненамеренно, в популистских направлениях...» /Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание — направления для дальнейших исследований// Полис. — М, 1995. №3. С. 54-55/.

Все эти перечисленные А. Арато воззрения вновь и вновь напоминают о себе в нашем Отечестве. С одной поправкой на большую роль государственной власти, которая, впрочем, сохраняет в себе все эти недостатки партийцев в понимании гражданского общества. Пока не будет собственного импульса в виде новых умонастроений, представлений о роли личности, государства и партий это состояние вещей способно сохраняться как угодно долго. Но при перемене обстоятельств содержательные сдвиги неизбежны и необратимы.

5 комментариев

  1. Darcy

    Absolute horseshit !!! Looks like a bot written it

  2. Анонимно

    Это чо мужик написал? В смысле коммента?

  3. wheeler

    What a twat wrote this useless tezt?

  4. Анонимно

    НА ВИЛЫ НАРОДА — ВЛАСТЬ КАЛБИТОВ: криз-корр-крим-террор антифискал-акцепта имущисточников, денправа, IP-СМС-расчетов, донор-вампир-сальдо, бюджетов, доходов, зарплат диверсий, разворованных интеллектакции Назарбаева, Белослюдцева итд. М Ишаев УЛТсамосуд инвалютубийц СМИ-религ-казахгеит-ООН, СИИ, законов, СБУ, долг-налог-бюдж-ФОТ, гражданства, органов, теипов, миллионеров недр-энерг-газ-ГСМ-трансп-банк-карателей села, производства, младо-террит-потребит-нацрентабельности тел 2662891, +77016711095 znanie_sila_kz@mail.ru, Г Керей Мироспасение:гор+сел-произв+потребит-УК,СП, 0%кредит, товароденьги (обмен), жолрынок +77054196946 Кирбалтабай

  5. Хорошо и полезно, а будет еще что-то из этой же серии?