01.07.2009

Famous tombs of Kazakhstan

Dmitriy VERHOTUROV

From the earliest times Kazakhs worshipped outstanding people of their nation, either being alive or after it. Tombs (Kazakh «Mazar») of the famous people were erected in most visible and beautiful places. Cemeteries of those who regarded those honorable people and wanted to go to its resting place emerged.

2009-07-01-tombs-mazarMany tombs were worshipped as holy sites, many had curing power, and many miracle stories of curing heavily ill people have being connected to them. Long and stormy history of Kazakhs had been imprinted in those tombs.

Visiting tomb in present days is the most affordable kind of informative tourism in Kazakhstan. The thing is that disposition of famous tombs is the easiest thing to find. Almost all of them is regularly being visited by pilgrims, so they are connected by the roads, and you can find the guide if you want to.

There are a lot of tombs in Kazakhstan, but only fifteen to twenty of them are most famous and visiting.

It's worth to start with the most famous tomb in Kazakhstan, the mazahr of Sufi sheik haji Akhmet Yassavi. He was born in Sayram city, near modern Shymkent, in 1103 AD. His first spiritual mentor and tutor was famous sheik Arslan-Bab. After his death, haji Ahmed moved to Bukhara and passed through difficult course of Sufi religion. For some time he was the head of Sufi community in Bukhara, and then moved to Yassi city (modern Turkestan on the South of Kazakhstan). There he started his preaching activity. He died in 1166—1167 AD and was buried with the great honors in the small tomb built for him. This tomb later on became the place of massive pilgrimage and worship by Muslims. A threefold visit of it is equal to hadj in Mecca.

The old tomb of sheik was ruined a long time ago. The one which stands to this day, is connected to the name of another famous man, Timur emir, the great conqueror, more known under the name Tamerlan. In 1389—1395 AD Timur smashed the mighty Golden Horde, the state which had been established by the older son of Genghis Khan, Dzhuchi. He took the and destroyed its capital, the Saray-Berke. After those conquests, Timur decided to build a greater tomb above the sheik's grave to honor his victories. He personally gave the order to start construction and participated in the project development by giving his recommendations to architects. In the same time, he collected metal and ordered to cast the enormous taykazan for the tomb, weighting more than two ton.

In spite of the fact that this huge tomb with more than 3 thousands square meters of area was never completely finished, it impresses with its beauty, elegance and greatness. Since the times of Timur it is surrounded with great worship.

In the same place, very close to hoji Ahmed Yassavi situated the tomb of Kazakh Khan Esim. This famous Khan make a lot for strengthen the Kazakh Khanate in his stormy life. He was decrowned by usurper Khan Tursun, but he succeeded to take the throne back. Khan was successfully defending the boarders of his country from Dzungar raids, and created the law code, known as the «old route of Esim Khan». Esim Khan was buried after his death in 1628 AD not far from the southern wall of Yassaui tomb.

18 kilometers far from Taraz city, in the village named after Aisha Bibi of Dzambul region, on the low hills situated a unique tomb. It was built in XII AD, and, according to the legend, it keeps the remains of Aisha Bibi, a maid that died in wait for her beloved. However, it is no certainty about this tomb, but this is not detractive for the beauty and greatness of this half-ruined ancient mazahr, which is well-known for its decorative terracotta plating. Its bricks were covered by 99 variants of tracery. Near it stands another mazahr, ascribed by the legend to Babadzi-Hatun, the servant of Aisha-Bibi and contemporary of Kara Khan, the ruler of Taraz. His tomb, Aulie-Ata Karakhan, is situated in Taraz city.

In Karaganda district, in the middle of the wild steppe, 50 kilometers far to the north-east of Zheskazgan stands the tomb of the very famous man, the older son of Genghis Khan, Dzuchi, who was presented with those lands by his father. It is relatively not great tomb made from baked brick, with its dome covered in plates with turquoise glazing, looks very impressive in the middle of the wide steppe.

A number of notable tombs situated in Bayanaul district of Pavlodar area, 100 kilometers south of Ekibastuz. It is truly a place of power of Kazakhs. More than 400 well-known scientists, poets, writers of Kazakhstan originated from this lands.

Mashkhur Zusup Kopeyev, well-know Kazakh poet, healer and enlightener was born in Bayanaul area, and was famous for developing the first Kazakh alphabet on the base of arabesque script, the «Usuli Zhadit», and personally disseminated it. In Eskeldy urochishche standing his mausoleum, which has the sophisticated story. Zusup Kopeev died in the beginning of terrible famine, in the end of year 1931. His tomb was surrounded with legends, and thousands of pilgrims were sweep towards it to cure their diseases. In year 1952 the tomb was wrecked, but in 1956, after the criticism of Stalin's cult of personality, Nurila Taskizi, Mashkhur Zusup's daughter-in-law, ventured on extraordinary brave decision and built the new tomb from clay bricks. In 1975, almost demolished tomb was taken to pieces, and new mazahr by design of Bek Ibrayev and Sadvakas Aginayev, well-known architects, was built on its place.

Mashkhur Zusup gave instructors to build mazahr and arrange commemoration for him long before his death. He told his amazed relatives that in the year of his death will be a terrible disaster, and nobody would care about burying. So was happened. He died in a year when people of the steppes were perished by awful famine. His mazahr has reputation of place with curing properties. Venerable aksakal Zaskayrat, who was blind since his birth, was cured from ablepsia when he spent the night near mazahr of Mashkhur Zusup. 17 kilometers far from this mazahr, in Zanazhol aul stands the museum of Mashkhur Zusup, where his personal things, the only photo and house wares are kept.

Near Uzunbulak, aul 80km far from Bayanaul, located the museum of the famous Kazakh poet Bukhar Zirau Kalkamanuly, who was born in 1668 AD and died aged 113 in 1781. He was respectable biy (judge) and advisor of Ablay, Khan of Middle Zhuz (union of Kazakh tribes). Bukhar Zirau took part in making and editing Zheti Zhargy code of laws, which was made under Tauke Khan's reign. He wrote the poetry in Arab, but only 1200 strings left from his poetical legacy.

In 120 km from Almaty, in small place of Shilibastau , close to Uzunagash railway station, situated the tomb of Kurtka Sultanhojiuly, well-known healer and doctor. This man was given a very long life. He was born in 1770, and died in 1906, aged 136. Kurtka was not only competent in secrets of folk healing, but also had medical education, which he attended in Saint-Petersburg University. He cured people until the dawn of his life. Tomb on the place of his grave was built in 2002. Sadly, there is no road to it, and to reach it you need a 4×4.

In Western Kazakhstan there are also famous tombs, which are worth to look at. Particularly, it is the tomb of Abat Baytak near Taldysay, a village in Kobdinskiy district of Aktobe area. It's the tombstone of Golden Horde ages. According to the legend, it's the place where Abat batyr, the son of Kazakh philosopher Asan-Kaygi, was buried. Nevertheless, the archeologists that carefully investigated the tomb before its restoration are not agreeing with the legend. So, the real name of buried is unknown. But it was powerful and respected person, once it has a large cemetery around it, and another tomb of Kyz Malasy (Holy Maid) was built in XVIII DC near it.

At last, it is worth to visit the magnificent mazahrs on Mangyshlak peninsula, which are made from stone and decorated with fretwork. Mangyshlak is the cradle of Kazakh history. There are 362 graves of holy people, around 10, 000 monuments of architecture, including 30 gorgeous domic tombs made from boasted work, famous necropolises of Beket-ata, Shopan-ata, Shakpak-ata, Seysem-ata, Masat-ata, Karaman-ata, Koshkar-ata, Sultan-epe, Khanga-baba, Kenty-baba, Ushtam, Akshora, including necropolis and mosque of Shopan-ata, built by haji Akhmed Yassavi's apprentice, Shopan-ata.

2 comments

  1. Anonymous

    Хорошо разбирается в вопросе !!!

  2. Loallyson

    Соберем для Вас по сети интернет

    базу данных потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса

    (Название телефон факс email www имена адреса итд)

    Более подробную информацию Вы сможете получить по

    телефону +79133913837

    ICQ: 6288862

    SKYPE: prodawez

    EMAIL: prodawez@mixmail.com

01.07.2009

Знаменитые мавзолеи Казахстана

Дмитрий ВЕРХОТУРОВ (Москва)

Казахи издревле почитали наиболее выдающихся людей своего народа, как при жизни, так и после смерти. Мавзолеи (мазар — по-казахски) знаменитых людей ставились в наиболее приметных и красивых местах, рядом с ним возникали кладбища тех, кто считал большой честью упокоиться рядом с великим человеком.

2009-07-01-tombs-mazarМногие мавзолеи почитались святыми, многие имели целебную силу, и с ними связаны многочисленные истории исцеления тяжело больных людей. В мавзолеях запечатлелась длинная и бурная история казахов.
Посещение мавзолеев — на сегодняшний день наиболее доступный вид познавательного туризма по Казахстану. Дело в том, что расположение знаменитых мавзолеев узнать проще всего, почти все они так или иначе посещаются паломниками, к ним есть автодороги, и при желании можно найти провожатого.

Мавзолеев в Казахстане достаточно много, но только полтора или два десятка из них являются наиболее знаменитыми и посещаемыми.

Начать стоит с самого известного мавзолея в Казахстане — мазара суфийского шейха Ходжи Ахмеда Яссави. Родился Ходжа Ахмед в городе Сайраме близ Шымкента в 1103 году. Первым духовным наставником и воспитателем Ахмеда был знаменитый шейх Арслан-Баб. После его смерти Ходжа Ахмед переехал в Бухару и прошел сложный курс суфийского учения. Некоторое время он был главой общины суфиев в Бухаре, позже переехал в город Яссы (ныне — Туркестан, Южно-Казахстанской области). Здесь он разворачивает свою проповедническую деятельность. Умер он в 1166-67 году и был похоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества и поклонения мусульман. Ее трехкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку.

Старый мавзолей шейха давно разрушился. Тот, который стоит ныне, связан с именем очень известного человека — эмира Тимура, великого завоевателя, более известного под прозвищем Тамерлан. В 1389—1395 годах Тимур сокрушил могучую Золотую Орду, государство созданное потомками старшего сына Чингисхана — Джучи, взял и разгромил его столицу — Сарай-Берке. После завоевательных походов, Тимур решил в честь своей победы построить великий мавзолей над могилой шейха. Он лично распорядился о строительстве, лично участвовал в разработке проекта и сам давал указания архитекторам. Кроме того, он собрал металл и приказал отлить огромный тайказан для мавзолея, весом более двух тонн.

Несмотря на то, что огромный мавзолей площадью более 3 тысяч кв. метров, так и не был полностью отделан, он поражает своей красотой, изяществом и величием. Со времени эмира Тимура он был окружен большим почитанием.

В том же Туркестане, совсем рядом с мавзолеем Ходжи Ахмеда Яссави находится мавзолей казахского хана Есима. Это известный хан, много сделавший для укрепления Казахского ханства, Он за свою бурную жизнь был свергнут с ханского престола узурпатором Турсуном, но ему удалось вернуть себе власть. Хан успешно оборонял страну от рейдов джунгар, и создал собрание законов, известное у казахов как «Старая дорога хана Есима». Умершего в 1628 году хана Есима похоронили недалеко от южной стены мавзолея Яссави.

В 18 км от города Тараза, в селе Айша-биби Джамбулского района Джамбулской области на невысоком холме находится уникальный мавзолей Айша-биби, сооруженный в XII веке. По легенде, в нем захоронена девушка, умершая в ожидании возлюбленного, однако достоверно о мавзолее ничего не известно. Но это нисколько не умаляет красоты и величия этого полуразрушенного древнего мазара, который известен своим богатым декором терракотовых плит. Крипичи покрывал узор из 99 разновидностей. Рядом стоит другой мазар, приписываемый легендой Бабаджи-хатун, служанке Айша-биби, современнице Карахана, правителя Тараза. Мавзолей самого Карахана — мазар Аулие-Ата-Карахан, находится в Таразе.

В Карагандинской области, посреди широкой степи, в 50 км к северо-востоку от Жезказгана находится мавзолей очень известного человека — старшего сына Чингисхана — Джучи, который получил эти земли себе в удел от отца. Сравнительно небольшой мавзолей из обожженого кирпича, с куполом, покрытым плитками с бирюзовой поливой, мощно смотрится посреди широкой степи, от горизонта до горизонта.

Несколько примечательных мавзолеев расположены в Баянаульском районе Павлодарской области, в 100 км к югу от Экибастуза. Это настоящее «место силы» казахов, отсюда вышли более 400 известных ученых, поэтов, писателей Казахстана.
В Баянаульском районе родился известный казахский поэт, целитель и просветитель Машхур Жусуп Копеев, который известен тем, что разработал первый казахский алфавит на основе арабской графики — «усули жадит», и лично его вводил и распространял. В урочище Ескельды находится мавзолей, у которого была сложная судьба. Жусуп Копеев умер в самом начале страшного голода — в конце 1931 года. Его мавзолей был окружен легендами и к нему за излечением от болезней тянулись тысячи паломников. В 1952 году мазар был снесен. В 1956 году, после критики «культа личности», сноха Машхур-Жусупа — Нурила Ташкызы решилась на исключительно смелый шаг и воздвигла саманный мавзолей. В 1975 году осыпавшийся мазар разобрали и создали новый из кирпича. В 2006 году на его месте был создан новый мазар по проекту известных архитекторов Бека Ибраева и Садвакаса Агинтаева.

Машхур Жусуп распорядился построить мазар и устроить поминики по себе задолго до своей смерти. Изумленным родственникам он пояснил, что в год его смерти будет страшное бедствие, и будет не до похорон. Так и оказалось. Он умер в год, когда люди в степи стали погибать от страшного голода. Мазар пользуется славой целительства. Почтенный аксакал Жаскайрат, который был слеп от рождения, исцелился после ночевки у мазара Машхур Жусупа. В 17 км от мазара в ауле Жанажол есть музей Машхур Жусупа, где хранятся его личные вещи, единственная фотография и домашняя утварь.

У аула Узынбулак, в 80 км от Баянаула, находится мавзолей известного казахского поэта Бухар Жырау Калкаманулы, родившегося в 1668 году, умершего в 1781 году, и прожившего 113 лет. Он был авторитетным бием (судьей) и советником хана Среднего жуза Аблая. Бухар Жырау принимал участие в составлении и редактировании свода законов «Жети Жаргы», составленном при хане Тауке, а также писал стихи на арабском языке. От его стихотворного наследия сохранилось 1200 строк.

В отрогах хребта Тарбагатай, в Восточном Казахстане, у озера Маркаколь, находится деревянный мазар Дондагул, в котором похоронен Мамай улы Дондагул, а рядом его жена Марка, родная сестра Оскенбая, который приходится дедом одному из самых известных казахских поэтов Абаю Кунанбаеву.

В 120 км от Алматы, в местечке Шилибастау, близ станции Узунагаш расположен мавзолей известного целителя и врача Куртка Султанкожаулы. Этому человеку была отпущена очень долгая жизнь. Он родился в 1770 году, а умер в 1906 году, прожив 136 лет. Куртка тауып не только знал все секреты народного врачевания, но и имел медицинское образование, полученное им в Санкт-Петербургском университете. Он лечил людей вплоть до конца своей жизни. Мавзолей на месте почитаемой могилы был создан в 2002 году. К сожалению, к нему не подведена дорога, и для поездки к нему нужен автомобиль повышенной проходимости.

В Западном Казахстане также есть известные мавзолеи, достойные посещения. Это, в частности, мавзолей Абат-Байтак у поселка Талдысай, Кобдинского района Актюбинской области. Это памятник эпохи Золотой Орды, который по легендам связывается в местом захоронения батыра Абата, сына известного казахского философа Асана-Кайгы. Впрочем, археологи, проводившие детальное изучение мавзолея перед реставрацией, не согласны с легендой. Так что, имя погребенного в нем неизвестно. Но это был влиятельный и почитаемый человек, раз вокруг его мазара образовалось кладбище, а в XVIII веке недалеко от него был построен другой мазар «Кыз моласы» (Святая дева).

Наконец, стоит съездить и посетить великолепные мазары на Мангышлаке, выполненные из камня и украшенные резьбой. Мангышлак — это настоящая сокровищница казахской истории. Здесь насчитывается 362 памятные могилы святых, около 10 тысяч памятников архитектуры, в том числе 30 великолепных купольных мавзолеев из резного камня, знаменитые некрополи Бекет-ата, Шопан-ата, Шакпак-ата, Сейсем-ата, Масат-ата, Караман-ата, Кошкар-ата, Султан-эпе, Ханга-баба, Кенты-баба, Уштам, Акшора, в том числе некрополь и мечеть Шопан-ата, созданные учеником Ходжа Ахмеда Яссави — Шопан-ата.

Для посещения многих известных мавзолеев, например в Туркестане или на Мангышлаке, достаточно заказать туристический тур, в который входит посещение наиболее известных мест в сопровождении экскурсовода. Для начинающих туристов это наилучший выбор. Для посещения же малоизвестных мазаров, расположенных в отдаленных местах, требуется уже аренда автомобиля. Очень желательно найти провожатого, который сможет показать дорогу до мазара. Нужно также помнить, что почти все мазары являются почитаемыми местами, и нужно вести себя соответственно святости этих мест.

2 комментария

  1. Анонимно

    Хорошо разбирается в вопросе !!!

  2. Loallyson

    Соберем для Вас по сети интернет

    базу данных потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса

    (Название телефон факс email www имена адреса итд)

    Более подробную информацию Вы сможете получить по

    телефону +79133913837

    ICQ: 6288862

    SKYPE: prodawez

    EMAIL: prodawez@mixmail.com