21.07.2009

Авторынок Казахстана

Сергей АБАКШИН

«Не спи за рулем – стране нужен каждый налогоплательщик».

Во всем мире увеличение рынка автомобилей ведет к сокращению конокрадства. Однако в Казахстане каждая из этих тенденций действует самостоятельно. Только в последнее время из-за Таможенного союза (Россия, Беларусь и Казахстан) к ним добавилась «рука Москвы», желающая продвинуть российский автопром. Пока же местный авторынок надежно поделен между немецкими и японскими производителями, а всех остальных можно отнести к группе «другие».

2009 07 21Казахстан так и не прошел в своем развитии через фазу капитализма. Поэтому богатство здесь функционирует в условиях экономики престижа, то есть главный его смысл в том, чтобы демонстрировать. Автомобиль как атрибут богатства и способ хвастовства востребован чрезвычайно активно.

Бизнесмены (в традиционном смысле этого слова) в потреблении роскошных марок автомобилей отнюдь не на первом месте. Они чтят слова Пьера Данино: «Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо, но налоговая служба напомнит». Да и вообще сама логика капиталистического производства требует, чтобы деньги находились в обороте. Такой расклад не позволяет, чтобы десятки тысяч долларов катались по переполненным дорогам.

Совсем другое дело чиновники. Даже обострившаяся борьба с коррупцией, периодически переходящая в истерию, не в силах заставить государственных служащих отказаться от «Порше», «Майбахов» и «Мазератти». Компанию им составляет специфическая категория бизнесменов, работающих на коррупционных государственных заказах. «Феррари» и «Геленвагены» им тоже по карману.

Родившаяся на пике экономического бума фраза «Если хочешь затеряться на улицах Алматы – купи навороченный (шикарный) джип» до сих пор не утратила актуальность. Однако шокирующее западных гостей изобилие роскошных автомобилей не говорит об экономическом развитии страны. О том, что кризис обошел Казахстан стороной – тоже.

В Казахстане сложился целый конгломерат экономик. Экономика освоения сырьевых долларов не самая крупная по количеству занятых, зато самая большая по возможностям привлечения дорогостоящих легковых автомобилей. Если бы не она, то врезаться на улицах Астаны и Алматы в «Бентли» или «Ягуара» было бы на порядок тяжелее.

Несырьевая экономика весьма ограничена по своим экономическим возможностям. Зато в первую очередь благодаря ей на дорогах Казахстана есть машины для среднего класса. «Тойоте» и «Фольксвагену» остается ниша для работы на местном рынке. Сама прослойка таких автомобилей – это косвенный показатель среднего класса в стране. Он небольшой (по сравнению с Германией или Чехией), но явно имеется.

Экономика выживания (сюда можно отнести сферу мелкой торговли и услуг, фермеров) ориентирована на подержанные автомобили из Германии и Японии. Их больше всего.

Пирамида автомобилей на дорогах страны во многом дублирует социальную структуру общества. Богатых людей немного. Среднего класса побольше, но не очень много, сосредоточен он главным образом в Алматы. Зато оттенки бедности самые разнообразные. Правда, чтобы внести ясность в сегмент автомобилей класса роскошь, надо уточнить, что богатые люди покупают сразу по несколько дорогих автомобилей. В государственных структурах и национальных компаниях с государственным участием приобретение дорогих машин маскируется под безликой статьей расходов «транспорт».

Во время экономического роста в Казахстан импортировалось по 400 тысяч легковых автомобилей в год при населении в 16 млн. человек. Сейчас по оптимистическим прогнозам страна вернется на этот уровень через пять лет, по пессимистическим – никогда. По крайней мере, до того времени, пока население не вырастет до 20 млн. человек, говорить о темпах закупок автомобилей уровня 2006 года не приходится.

Простые автолюбители оказались в сложном положении. С одной стороны – упали их доходы. С другой – все качественные подержанные автомобили из той же Германии уже вывезены в страны СНГ. С третьей – Таможенный союз. В Казахстане практически нет своего автопрома (только сборка нескольких марок автомобилей в Усть-Каменогорске), но членство в Союзе подразумевает преференции для российских автопроизводителей. Однако российские легковушки – это не танки или ракеты, покупать их в массовом количестве потребители готовы только от безысходности. И власти над безысходностью работают – через сильное повышение таможенных пошлин.

Автолюбители вообще-то привыкли получать удары в спину от властей. Например, когда сначала разрешили ввоз, а потом запретили эксплуатацию автомобилей с правым рулем. Правда, в конце концов государству пришлось пойти на уступки, но раздражение осталось. В случае резкого повышения таможенных пошлин, да еще в условиях социально-экономического кризиса, без акций протеста со стороны автомобилистов не обойдется. Открытым остается лишь вопрос об их силе, длительности и эффективности.

Пока же авторынок республики адаптируется к новым условиям. Из новинок последнего времени: оживление мелких торговцев на фоне тяжелых проблем у крупных компаний. Еще одно веяние времени – размен машин. Если раньше владелец назначал цену и дальше все шло от этого, то теперь возможны варианты. Дорогую машину могут обменять на автомобиль подешевле с денежной компенсацией. И наоборот. Еще одна тенденция – рост удельного веса автомобилей с экономичными двигателями.

Дорогие новинки мирового автопрома продолжают поступать на местный рынок, что одновременно свидетельствует о сносном положении дел в нефтегазовом секторе и о том, что борьба с коррупцией эффекта не имеет. «Стандартные» дорогие автомобили в Казахстане имеют столь же стандартный типаж своих владельцев. Здесь пока без изменений.

У простых людей расходы на автомобили сравнимы с расходами государства на армию в период военных действий. Но если автомобиль одновременно является средством производства и выживания, то выбора у них нет. Как всегда, в более тяжелом положении жители сельских территорий. Качество общественного транспорта для горожан тоже не дает повода не думать о собственном автомобиле.

5 комментариев

  1. Анонимно

    Клевая статья. Понятная

  2. Анонимно

    очень банальные рассуждения. Всего то

  3. с флагом в правом верхнем углу сайта непонятка.

  4. Abrydla

    а у дефчоног с машинкой телефончег есть?)

  5. Darcy

    Such a stupid pointless article, the author didn't manage even to set the idea.Sometimes it's better to chew than speak.