12.08.2009

Оралманы или соотечественники?

Талгат ИСМАГАМБЕТОВ

Новая постановка прежнего вопроса?

В постановке разных аспектов межэтнических и собственно казахских (внутриэтнических) вопросов в последнее время в ряде публикаций был по-иному поставлен вопрос о статусе оралманов. В заметке Ляззат Кемельбаевой “Оралман” емес, отандассың, бауырым!” было сказано о применении понятия «соотечественники» (в множественном числе «отандастар») к оралманам /http://abai.kz/content/l-zzat-kemelbaeva-oralman-emes-otandassy-bauyrym/. Казалось бы все ясно: термин «оралман» есть конкретизация международного понятия «репатриант» и обозначает реэмиграцию в Казахстан потомков некогда уехавших из республики казахов. Затрагивает тему изменения статуса оралманов вышедшая ранее статья Айдоса Сарыма /http://www.contur.kz/node/460.../. Вопрос об оралманах на время добавился к давнишней теме фактического применения казахского языка, спорадически оживляемой тематике о написании казахских фамилий без окончаний –ов, -ев.

2009 08 12 oralamansЗамысел авторов этих и аналогичных им публикаций понятен. Они руководствуются стремлением увеличить численность населения в Республике Казахстан за счет иммиграции казахов, что позволит, как им представляется если не закрыть, то сузить, возможности для экономического освоения земель иностранцами с Востока. Этим самым предполагается поднять удельный вес чисто казахского населения в демографической структуре страны. Приезд на постоянное жительство зарубежных казахов Китая, Монголии позволит также укрепить чисто казахские ценности.

Действительно, приблизительно 700 тыс. казахов проживают в Российской Федерации, 900 тыс. казахов являются постоянными жителями Узбекистана. По разным данным, 1,5-1,7 млн. казахов проживают в КНР, ориентировочно 100 тыс. в Монголии. Основной демографический приток теоретически возможен из этих соседних с Казахстаном государств.

Однако все замыслы этих авторов оказываются полными противоречий. В их раскрытии состоит задача данной статьи. События в Урумчи 5 июля 2009 г. и ситуация в Китае с преподаванием казахского языка и сохранением казахской культуры, несомненно, повлияли на постановку вопроса об оралманах. Понятно желание помочь братьям-казахам. Но единственный и лучший ли выход в ускоренной репатриации проживающих за рубежом казахов?

Создается впечатление, что логика «домашняя» — помочь казахам мешает логике государственной. Внутриказахские отношения выражаются казахским языком в определенных ситуациях в словах родственной близости (бауырлар-братья). Что, впрочем, не мешает, а требует детального взвешивания «за» и «против», исходя из интересов и граждан Казахстана и оралманов. Не забудем, что все авторы отмеченных публикаций едины в том, что Казахстан – национальное государство казахов. Для полноты рассмотрения темы оралманов вполне достаточна позиция этих авторов. Поэтому не будем вступать в дискуссии по вопросу иной, конституционной формулировки — государственности казахстанского народа.

Интересы двух сторон: стороны принимающей и стороны приезжающей

Есть реалии, которые необходимо учитывать. Репатриация, как правило, вызывает проблемы адаптации. Даже для французов-реэмигрантов из Алжира, была проблема в адаптации во Франции. Хотя не стояла проблема языка, которая очень злободневна для оралманов из Китая и в меньшей степени из Монголии. Если есть побуждение облегчить адаптацию, то необходимо браться за решение множества процедурных вопросов обустройства. А уж освоение языка общения, включая разницу между языком казахстанских казахов и китайских казахов; профессиональный рост – это уже во многом личное дело оралмана. К его услугам, например, могут быть предоставлены курсы обучения кириллице. Но учиться за него никто не будет.

Интерес принимающей стороны состоит не только в увеличении населения и освоении территории. Для любой страны даже с устоявшейся идентичностью необходимо не ломать прежнюю идентичность. Почти каждый четвертый казах живет вне Республики Казахстан. Пример четко выстраивающей политику репатриации страны — Германии известен. И она тоже не избежала проблем с адаптацией несравненно меньшего числа этнических немцев из Восточной Европы и бывшего СССР. Так что слова в адрес репатриантов вроде наших названий «китаец», «монгол» не в новинку для принимающих их стран. Но не наблюдается обидного контекста и слова «россиянин» в отношении приехавших из России казахов. Поскольку особого различия ценностей и поведения нет. Нет большого различия между казахом из приграничных с нашей страной регионов Узбекистана и казахом из Южно-Казахстанской области. Нас скрепляет общая история в составе Российской империи и СССР. Для оралмана из России и Узбекистана в большей мере актуальны социальные и экономические вопросы, для выходца из Монголии в случае хорошего знания им русского языка тоже отпадает языковая проблема.

Для выходца из Китая существует не только проблема незнания русского языка, но и применение китайскими казахами с начала 1980-х гг. арабской графики в варианте Ахмета Байтурсынова. До этого два десятилетия использовалась латиница.

Итак, интерес принимающей стороны особенно не анализируется сторонниками форсированного переселения: Способно ли государство принять больше, чем определено квотой? Известно, что суммы поддержки недостаточны. Вырубленные деревья в лесопосадках – памятник на долгие десятилетия экономических трудностей 1990-х гг. и сложностей приезда оралманов в эти годы и позже. Люди вынуждены были нарушать соответствующий закон, чтобы обеспечит себя топливом на зиму. Личный выбор оралманов побуждает некоторых приезжать без поддержки со стороны государства.

Принимающая сторона обязана обеспечить равные права с другими гражданами. Но не красит некоторых деятелей из числа вчерашних репатриантов стремление выбивать себе преимущества. С другой стороны, интерес Казахстана состоит в привлечении высококвалифицированных специалистов. Но много ли таковых в числе оралманов? Знаю одного ученого-выходца из Монголии. Не рвутся приехать москвичи-казахи Д.Аманжолова, Бекмаханова и другие. Единственно, в начале 1990- х гг. был приток казахов-специалистов из России. Наоборот, за последние десять лет выехали за рубеж высококлассные специалисты-казахи. Почему-то не обращают на это внимание «ускорители» возвращения? Не видят и не хотят увидеть появление новой казахской диаспоры с конца 1990-х гг.

Приезжающая сторона активно использует свои связи на прежней стране проживания. Обращает внимание, что те же китайские казахи активно используют знание китайского языка в качестве переводчиков и помощников китайских торговцев. Итак, прежняя Родина держит. Не случайны разговоры об «агентах влияния». Конечно, сильно так сказано, но держать двери широко открытыми, это, значит, забывать об интересах Казахстана и его постоянных граждан. Известно, что, приехав на учебу, некоторые молодые китайские казахи надолго не появляются в стенах учебного заведения, увлекаясь торговлей в качестве младших партнеров ханьцев. Некоторые казахи-выходцы из Туркмении заняты более благородным делом – ковроткачеством и привозом и продажей этих изделий.

Не забудем, что не всем казахам выгоден приезд в Казахстан. Есть также разница между иммиграцией в Казахстан и принятием ими казахстанского гражданства. Для китайских казахов-пенсионеров невыгодно принятие казахстанского гражданства.

В этом их интерес как приезжающей стороны. Интересы принимающей стороны и стороны приезжающей не всегда совпадают. А из этого следует, что есть оралманы и есть оралманы. Игнорировать особенности их интересов – значить, предлагать государственные решения, находясь в плену негосударственной, «домашней» логики.

О чем идет разговор? Кто есть соотечественник

Казахский язык выражает аспекты понятия Родина в словах атамекен, атажурт, Отан. Отан – это Отечество, государство в целом. Атамекен и атажурт могут относиться в понимании «земля отцов», «земля предков» и к малой родине и к большой Родине. В одной из телепередач на казахском языке было показано, что для проживающих в Синьцзяне казахов их земли («қазақтың жері) являются Родиной. Для некоторых Китай являлся их Отечеством. Так что нельзя игнорировать вопрос идентификации зарубежных казахов. Имеются данные, что для значительного числа российских казахов Россия воспринимается в качестве Родины. Просто надо слушать, что говорят не только для ушей казахстанского казаха, а между собой зарубежные казахи.

Двусмысленности в разговоре ведут к ложному впечатлению, что есть общее понимание. На деле же каждая сторона продолжает продвигать свой интерес, не учитывая необсужденный интерес другой стороны (принимающей и приезжающей).

Желание уравнять оралманов с соотечественниками очень напоминает российскую двусмысленность понятия «соотечественники». Российское законодательство признает соотечественниками всех граждан России, параллельно с этим распространяя это понятие в неюридическом значении на эмигрантов и их потомков. Фактически нежелающие плестись за Россией взяли российское понимание. И добавили кое-что от себя. Формально российское законодательство не обращает внимание на национальность иммигранта.

И если сегодняшний оралман имеет торговый и прочие интересы в отношениях с прежней Родиной, то почему бы не призадуматься: вписывается ли в наши соотечественники, поскольку волнуется и заинтересован экономически в делах другого Отечества? Прошлую жизнь не отменить же фактом переезда на этническую родину. Наши «ускорители» репатриации словно не замечают: если оралманы являются соотечественниками казахстанских казахов, то кем же являются граждане Казахстана неказахской национальности? Гражданство оказывается само по себе, а национальность сама по себе.

Кто прав — казах из Бостандыкского района Узбекистана, заявляющий что он живет на этнической Родине, т.е. издавна казахами населенных землях в Узбекистане, или наш публицист, исходящий из того, что только Казахстан – этническая родина всех казахов? Слова китайского казаха, воспринимающего Или-Казахскую автономную область Синьцзяна как этническую родину, уже приводились. Незачем решать за них, где их Родина и Отечество.

Вопрос об этнической территории

Разговор ведется вообще о зарубежных казахах, но подразумевается репатриация из двух-трех стран, прежде всего по понятным причинам Узбекистана, Китая и Монголии. Потенциал для эмиграции казахов из России незначителен («нет желания»). Известно, что 20-30 тыс. турецких казахов быстро поостыли, увидев нашу нерасторопную, необязательную и корыстную бюрократию, сложность открытия своего бизнеса, уровень жизни и пр. Казахи из Турции, между прочим, выбрали для дальнейшей миграции страны Западной Европы. Китайские казахи имеют свои личные стратегии в зависимости от социального положения, успешности в Китае, возраста и пр. Территория Казахстана не есть одна-единственная этническая территория казахов. Сторонники ускоренного переселения не ведают ( или забывают? Не хотят знать?) многие аспекты исторического освоения казахами земель. Отчасти это понятно. Во-первых, никем не написана романтическая страница (а еще лучше сказания, фильмы) об этом прошлом. Чем не поле деятельности для поэтов, писателей, кинематографистов? Пока что в этом продвинулись отдельные историки. Клара Хафизова, например, в одной из монографий описала периоды отношений казахов с цинским Китаем и в рамках этого исследования освоение казахами земель, оставшихся ненаселенными после почти поголовного истребления джунгар Цинами в конце 1750-х гг. Во-вторых, территория этнического расселения не всегда совпадает с территорией национального государства (Венгрия, Дания, не говоря о странах Африки и Азии).

На самом деле этническая территория казахов много больше территории республики Казахстан. И она отражает противоречивость нашей прошлой истории. Две части этого вопроса: 1) неоднократные изменения территории КазАССР и КазССР и возникшее отсюда несовпадение территории этнического расселения казахов и территории государственности в пределах Советского Союза; 2) появление в прошлые века земель, компактно заселенных казахами, вне пределов Российской империи и СССР.

1. Каждому кто внимательно изучал курс «Истории Казахской ССР» попадались скупые упоминания об изменениях территории КазССР после 1925г. Районы близ Оренбурга после национально-государственного размежевания Средней Азии (1924—1925 гг.) перешли в непосредственное подчинение РСФСР. Оставшаяся узкая полоса соприкосновения КазАССР и Башкирской АССР была ликвидирована в 1930-х гг. с образованием Оренбургской области и появился «оренбургский коридор» между Башкирией и Казахстаном. В 1932 г. из состава КазАССР была выделена Кара-Калпакия, которая с 1936 г. является частью Узбекистана. Во второй половине 1950-х гг. -начале 1960-х гг. т.н. Голодная степь (районы южнее возникшего позже Чардаринского водохранилища) и часть земель в Кызылкумах, а также земли вдоль реки Пскем были переданы УзССР («Пскемский хобот» или «коридор» появился между Казахстаном и Кыргызстаном). Именно тогда вместе с Голодной степью перешел в состав УзССР Бостандыкский район. Об остальных, менее масштабных передачах и обменах земель между республиками также имеются научные публикации.

Упомянутых передач значительных массивов земель достаточно, чтобы понять, что местные казахи не уезжали из исторической Родины. Просто изменились границы КазССР. Этническая территория оставалась прежней и незачем отказываться от исторической памяти. Призывать казаха из переданных УзССР или РСФСР районов переезжать на историческую Родину – это значит невоспринимать эти земли проживания казахов в качестве их этнической территории. Противоречие, которое замалчивают сторонники массового переселения.

Казахи Узбекистана в большинстве своем компактно проживают на территориях прежних КазАССР и КазССР. Так что изначально были соотечественниками, но не они уехали, а Казахская Советская республика удалилась от них.

Это отчасти верно и для ряда районов России, в которых компактно до 1920-х гг. жили и поныне живут казахи. В 1930-х гг. передача земель была недискутируемым актом, а в последующем были прецеденты обмена участками территории. Иначе было в первой половине 1920-х г. Малоизвестно, что в 1924 г. часть ответработников-казахов на сентябрьском (1924г.) пленуме Киргизского обкома партии выступила с требованием провести «размежевание внутри КАССР». Предлагалось выделение из Киргизской АССР (т.е. КазАССР) ряда районов, населенных преимущественно русскими /Коммунистическая партия Казахстана: организационно-политическое развитие: Справочник. Алма-Ата, 1990.С. 47-48, 87; Центральный партархив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Фонд 17. Опись 1. Дело 307. Лист 52-57/. Негласно руководствовались принципом «власть этническая в обмен на территории». Сторонниками этого подхода были некоторые руководители, связанные в прошлом с «Алаш-ордой» и поддерживавшие дружеские отношения с её бывшими лидерами. В 1925 г. была инициатива о присоединении Ташкента к КазАССР, окончившаяся безрезультатно. Практически без дискуссий воспринималось выделение Оренбурга из автономной республики.

2. Появление земель, компактно населенных казахами, вне пределов Российской империи и СССР также выразило особенность расширения казахами земель в XVIII-XIX вв. Это расширение происходило «под крылом» Российской и Цинской империй. В 1760—1780-х гг. началось переселение казахов на опустевшие пастбища Джунгарии после уничтожения Цинами джунгар. Китайское правительство со временем позволило им кочевать, ставя в качестве необходимого условия лояльность. За два-три века выросли поколения, для которых эти земли в составе КНР и Монголии есть настоящая родина. Несколько иначе вопрос с переселенцами 1930-х гг. Но и их потомки живут уже во втором-четвертом поколениях в Синьцзяне.

Особняком стоит тема эмиграции части казахов из Российской империи в 1916 г. и из СССР в период коллективизации. В общественном мнении сложился стереотип, что расселение казахов за пределами Казахстана связано с этими вынужденными миграциями. На деле же это расселение казахов на обезлюдевших просторах (расширение просторов этнической Родины) вне пределов Российской империи предшествовало этим вынужденным миграциям и шло в одну эпоху с расширением этнической территории казахов на территории современного Казахстана. Для любителей истории: освоение казахами земель нынешней казахской автономии в Синьцзяне и Баян-Ульгийского аймака в Монголии происходило почти в одну эпоху, что освоение пастбищ между Уралом и Волгой и началом перехода казахов на земли за Иртышом. В 1801 г. Павел Первый позволил казахам поселиться на почти обезлюдевших после ухода калмыков в начале 1770-х г. степях между Уралом и Волгой. Началась история Букеевской орды. История, впрочем, знала также запреты на перемещения кочевых общин.

Не забудем волны обратной миграции. Последняя была в 1962 г. из Китая в Советский Союз. Причины у всех этих миграций были политические. Создание независимого Казахстана есть условие для прекращения политических причин миграции из Казахстана. Но к чему создавать проблему сокращения этнической территории казахского народа? Репатриация – дело личного выбора и должна поддерживаться и контролироваться государством. Кто возражает протии этого?

Надо понимать, что после массового выезда казахов их прежние территории будут рассматриваться властями КНР как земли, ставшие исконно китайскими. Примем во внимание, что картографическая экспансия со стороны КНР не прекращается и земли до Балхаша и далее считаются входившими в состав данников Поднебесной.

Этническая территория и территория национального государства: мы не уникальны в их несовпадении

Вопрос об этнической территории как не всегда совпадающей с территорией национального государства – это оптимальная постановка вопроса в отношениях с казахами, проживающими на своей этнической территории, но в других государствах. Наиболее показателен пример Венгрии в отношении венгров румынской Трансильвании и автономного края Воеводина в Сербии. Эти «потерянные территории» возникли после 1918 г. как следствие краха Австро-Венгерской империи и т.н. Венгерского королевства в её составе. Наиболее острые проблемы недавнего прошлого — это положение венгров в социалистической Румынии времен Николае Чаушеску. Между прочим, при нём был ликвидирован венгерский автономный уезд (уезд в Румынии соответствует области).

Венгрия и Румыния сотрудничали в Организации Варшавского договора, Совете Экономической Взаимопомощи, но при этом Венгрия по возможности отстаивала права этнических венгров. Руководство Венгрии не желало утраты венграми своих зарубежных этнических территорий. Венгрия не доводила дело до прямой конфронтации. Кстати, началом краха режима Чаушеску был как раз венгерский вопрос.

Неверное понимание слова «диаспора» ведет к неверным выводам. Казах из Москвы принадлежит к диаспоре, но казах Кувандыкского района Оренбургской области проживает на этнической территории казахов, т.е. находясь вне национального государства, проживает в ирреденте.

Исторические судьбы казахского народа были многовариантны. Слово «диаспора» в полной мере применимо к казахам Турции или Ирана, но не к казахам Узбекистана или КНР. Казахи этих стран в большинстве своём компактно живут на землях, которые есть часть этнической территории казахов. Правда, эти земли в силу исторических обстоятельств оказались вне Республики Казахстан. При этом, Казахстан и соседние страны не имеют территориальных претензий.

Как суверенное государство, Казахстан может сказать свое слово в сохранении хороших отношений зарубежных казахов со странами проживания и поддерживать усилия по защите их культуры и языка. Нет сомнения, что инициатива некоторых казахских интеллигентов Монголии начала 1990-х гг. об образовании казахской автономии не вызвала радости у монголов. Но и сам Казахстан не имеет интереса в автономизации как нашего Отечества, так и Монголии. Пора взять за основу, что миром правят интересы. И эти интересы надо формулировать, чтобы не быть пешкой в чужих руках.

Нет сомнения, что «ускорители» руководствуются благими намерениями. Также как сторонники «власть в обмен на территории» в 1924 г... не ведали, что ставят вопрос об утрате части земель республикой. Зачем же вместо развенчания мифов мы будем помогать «очищению» населенных казахами земель для этносов других государств?

Кому выгодно? Выгодно третьей стороне

Итак, будем ли как старейшины в романе «Абай», которые не распознали хитрость Кунанбая, который под предлогом наказания кровосмесительства прихватил пастбище. Сколько много слов о соседних странах звучит в прессе! Но в данном случае, если исходить из китайской логики, то по собственной инициативе (даром?) «варвары» расчищают и облегчают путь китайской политике. А это более выгодно Поднебесной, чем древняя тактика «варваров против варваров держать».

Мудрости у предков было побольше, чем у их потомков. Предки расширяли земли Родины, даже находясь под присмотром империй. А кое-кто из их потомков не ведает, что творит сокращение этнической территории.

Обманчивость цифр

«Ускорители» имеют благое намерение увеличить численность и процент казахского населения в республике. Ориентир ясен — довести процент чисто казахского населения до 80%. Цифра 80% обманчива. Это всего лишь применяемый показатель моноэтничности государства. С точки зрения практики все обстоит более приземленно. В КНР 94% населения ханьцы, а проблемы создают этносы, составляющие вместе 1,25% населения этой державы – уйгуры и тибетцы. В соседней России с 80% русского населения – чеченские боевики создали головную боль последовательно для Ельцина, Путина, Медведева.

Когда-то, в начале 1980-х гг. были в интеллигентской среде разговоры о моменте, когда казахи вместе с тюркскими этносами республики перевалят планку в 50% населения. Но с конца 1980-х гг. стало очевидно, что тюркскость не подразумевает общность интересов в республике. В 1997 г. удельный вес казахов достиг и перевалил планку в 50%. Но уменьшились ли проблемы с идентичностью населения республики? Нет. И вряд ли они решатся даже при 99% казахского населения, если не произойдет переоценка ценностей. Причина – неизжитая и идущая из прошлых веков внутриэтническая дисперсия: все более возрастает значимость региональной принадлежности, происхождения и прочее внутри казахов. Проявляется и разница в понимании ислама внутри мусульман (и это в условиях религиозной неактивности большинства населения). Так что главное не столько численность, сколько способность к консолидации. А в этом смысле «ускорители» уповают на «авось» и упорствуют в погоне за статистической величиной. Но факты – упрямая вещь. Расхождения между вышеуказанными идентичностями препятствуют и будут препятствовать сторонникам идеи казахской политической нации воплотить свою мечту.

Недальновидные упорны в неведении своем

«Ускорители» репатриации начинают от размышлений обыденного человека с понятной думой о казахе из другого государства. Но завершают свою мысль не взвешиванием «за» и «против», а голое мнение предлагают сделать основой политики.

Кое-кто идет дальше в своем желании массовой иммиграции оралманов. Оторвавшись от земных забот по обустройству переселенцев и вопросов их адаптации, Айдос Сарым пожелал поднять стартовые возможности для оралманов: «Сегодня вопрос репатриации казахской диаспоры переходит из социокультурной, демографической плоскости в плоскость политическую. …Чтобы казахи переезжали на историческую родину уже недостаточно выделять бюджетные средства и устанавливать лимиты. Нужны меры политико-правового, политико-имиджевого характера. Необходимо менять Основной закон и снижать ценз оседлости, который был установлен только исходя из задач сохранения существующего режима. Политические партии должны включать в партийные списки оралманов, еще раз доказывая свой общенациональный статус. Необходимо уже на нынешнем этапе назначать в качестве вице-министров и замакимов не только болашаковцев, но и оралманов. Возможно, следует рассмотреть вопрос об избрании представителей этой категории граждан депутатами Сената. Смешно, когда маленькая диаспора имеет своего представителя в качестве депутата Парламента, а почти миллионная категория граждан таковых не имеет. Быть может, Ассамблее народа Казахстана следует взять инициативу в свои руки? И вопрос здесь не столько в том, чтобы занять чьи-то места, а в том, что такие назначения послужат хорошим примером. Они могут стать новым социальным лифтом для оралманов. А в совокупности это может послужить хорошим мотивом для переезда представителей казахской диаспоры на Родину».

Далее автор допускает противоречие, словно забыв об уподоблении оралманов этнической группе: «И последнее. Не будем забывать казахи – это единая нация. Ничто не должно нас разделять. Нельзя делить казахов на «исконных» и «пришлых» /Сарым А. Долгий путь на Родину. http://www.contur.kz/node/460/. Но уже разделил, предложив т.н. позитивную дискриминацию по вопросу представительства во власти! Опять один казах впереди планеты всей, поскольку никто в Германии, Франции, Греции не догадался принять такие меры насчет собственных репатриантов.

В Казахстане есть даже министр, приехавший в детские годы в советский период из КНР. Лучшие из репатриантов советского периода сумели трудом и силой характера реализовать себя, невзирая на препоны типа запрета на прием в ряды КПСС. Примером является писатель Кабдеш Жумадилов. А за какие достижения, качества и заслуги предлагается льгота в карьерном продвижении оралманов?

Другое дело – что есть на пути обустройства оралманов барьеры незаконодательного характера. Но это мешает и самым что ни на есть коренным казахам и русским, и неказахам и нерусским на территории прежней КазССР. Для Казахстана полезен пример израильтян, умеющих использовать этнический фактор на благо Израиля и израильтян. Зачем нам применять это же фактор для утраты добытых предками земель?

Известен пример гуннского вождя, согласившимся отдать наложницу, коня, но не землю и приказавшему лишить голов старейшин, согласных поступиться землей. Впрочем, язык без костей. Когда-то, в средние века улемами было найдено религиозное оправдание утрате арабами Сицилии. Оправдание нашлось в прецеденте бегства Мухаммеда из Мекки в Медину. Была применена ложная аналогия.

Арабы Испании десять веков назад предпочли бороться больше между собой, чем с королями испанских земель. Ведь идентичность, единство и прочее это нематериальные активы, а обида на соседнего князя-мусульманина жжет родное сердце. Но эмоции никогда не были хорошими советниками.

Благими намерениями мощена дорога в ад. Незачем заниматься заменой слов, предлагая оралманов назвать соотечественниками. Необходимо и достаточно опираться на интересы и учитывать опыт, факты истории, чтобы на деле видеть полноту вопроса и решать имеющиеся и предупреждать появление новых проблем.

17 комментариев

  1. Анонимно

    дали маху с этими «соотечественниками»...

  2. Торчок

    Пусть курят бамбук товарисчи.

    Один кент казах полтора часа ругал мне оралманов, мол, их предки в свое время навалиили с Казахии, а евошние остались и хлебнули по полной. А сейчас он не собирается встречать их с расркытыми объятиями.

  3. Торчок

    Зачем дергать казахов из росси например? Это же глупость...

  4. M

    The status of Oralmans has been an important issue in recent years, which is due to substantial improvement in nearly ALL spheres in Kazakhstan; local people tend to feel rather bittersome (resentful) as they (or many of them) believe it is sort of unfair that Oralmans had been waiting for so long before the living situation improved domestically. It is part of the human nature, and i believe we need to strengthen our position to adapt more and oralmans each year. They are all part of our nation.

  5. Лепсы

    Торчок, респект твоему кенту. Пральна базар держит: ))))

  6. Анонимно

    Шошкалар

  7. Hello,мооаоквеуі

    clomid ovulate

    For your kind information, multiple births often welcome additional risks for both the mother and the fetuses.

    clomid fertility drug

    It?s always a better decision for you to follow the instructions from the doctor who treats you.

    grandavenuemcalester.org — clomid no prescription

    Generally, you?re prescribed to take every dose with a glass full of water.

  8. Hello, tuotprffcdddni

    cheap alprazolam

    filipinocommunityseattle.org — meridia drug

    Meridia reduces excess body fat

    Best price Meridia! Order Meridia (Reductil) at reputable online pharmacy and save big!

    Meridia is a trade name for sibutramine.

    meridia medication

    Dizziness, difficulty in concentrating, may occur as a side effect of Meridia.

    generic meridia

    For cases that the 10 mg prescription is not enough, the dosage may be increased to 15 mg after 4 weeks.

  9. Erectile dysfunction, generic viagra, 6292, [URL=http://www.viagrausageneric.com/]generic viagra[/URL], () 8b, www.viagrausageneric.com Viagra, okzcu.

  10. Erectile dysfunction, generic viagra, 966182, [URL=http://www.viagrausageneric.com/]generic viagra[/URL], o (), www.viagrausageneric.com Viagra, ewxkfa.

  11. Erectile dysfunction, viagra, 32713, [URL=http://confluence.public.thoughtworks.org/users/viewuserprofile.action?username=viagra-cheap]viagra[/URL], )(8 (, confluence.public.thought...ame=viagra-cheap Viagra, kcnyv.

  12. Sildenafil citrate, viagra, 6470, [URL=http://www.viagrausadiscount.com/]viagra[/URL], odd, www.viagrausadiscount.com Viagra, atjw.

  13. Erectile dysfunction, generic viagra, 595478, [URL=http://www.viagrausageneric.com/]generic viagra[/URL], (:b:, www.viagrausageneric.com Viagra, wtdy.

  14. Erectile dysfunction, cialis, 4312, [URL=http://os.xebia.com/confluence/users/viewuserprofile.action?username=cialis]cialis[/URL], (((;, os.xebia.com/confluence/u...?username=cialis Cialis, tiepuq.

  15. Erectile dysfunction, buy viagra, 073092, [URL=http://www.buyviagraus.com/]buy viagra[/URL], (db8, www.buyviagraus.com Viagra, kbuk.

  16. Sildenafil citrate, cheap viagra, 81693, [URL=http://www.viagrauscheap.com/]cheap viagra[/URL], (;, www.viagrauscheap.com Viagra, sfsnw.

  17. Tadalafil online, cialis, 294719, [URL=http://www.viagrausadiscount.com/cialis.html]cialis[/URL], ;d (, www.viagrausadiscount.com/cialis.html Cialis, pvgijm.