15.10.2009

Kazakhstani market happened to be destructive

By Sergey ABAKSHIN

When we have floored, we can only look upwards

Babson

Market relation came on Kazakhstani kindly soil in terms of civil conscience, because plan system has cemented economy until complete list of mobility and meaning. Virtually people had everything needed, although bad quality and not where it was really demanded. People didn’t welcome plan idiocy but wanted reasonable capitalism; but didn’t have it either.

2009 10 15 DestruktMarket is subjective law of income, so the main thing is shortcut to maximum profits. Basically any person is aspired to gain maximum wanted result with minimal expenses, but everybody had not has this ability. Not only in the West is all of this limited through system formed by decades: labour unions and rights of employees, anti-monopoly legislation, protectionism fences.

Kazakhstan of first independent years made everything from zero, without near-market structure and legislation. That means there was no system of inter-compensations and balance arms. As the result, most powerful and active won the market. They proved by practice, that market could happen to be even destructive, apart from constructive. As many learned from schoolbooks or heard on how market in due season killed agriculture in Britain and weaving industry in India. But now you can feel this effect on yourself, by experience.

Market implementation in Kazakhstan was more like pegging and registering of gold fields in Klondike. Gold is already there – only peg sticks and run to the office. The country was farced with goods, and by the laws of profit first it was required to overtake realty and movables; then to seize finance and its flows, to conquer economical and political machines of the country to pump up resources on all levels. Increasing of production is then, when everything easy would be depleted.

Mining sector is almost only thing over the industry, which could sustain in those bad years. Besides it, everything was exported to China, from hovercrafts and military-purposed copper cable until machines and phosphor-making equipment.

Everything further was by scheme. If to import and sell foreign consumer goods, than to invest in own production – it took all niche. It is more profitable to give and take bribes, than to live honestly, it would be rise of corruption. It is more profitable to sell liqueurs, tobacco and drugs, than to ban it for real – their sales grew up. Philip Morris tobacco plant in Kazakhstan is one of a few processing plants which were established in 90’s. However, it’s establishment here is regular.

Market in the republic happened to be as single ring for all categories of boxers. As the result, heavy-weights won everybody on it, except truly dwarfish participants, which are hard to hit due to their small size (passing any administration network).

The market suppressed domestic production with more cheap and established imported goods. It kicked out the most active, clever and adventurous from production field – into business, politics, governmental services, crime and migration. The market formed up an immoral psychology of consuming culture and economical success.

The laws of market are acting in such way: first, everything with is for free, then everything most profitable, and only then – less profitable. Now Kazakhstan seemingly came to a phase, when it is time to tackle the problem; but the system is already built in destructive way.

Decryption. Monopoly pricing is profitable to monopolists, because there’s no other that can be higher. Agricultural industry, excluding crops production, is in deep decadence. Generally, cows and sheep are being pastured, but economy model, in which they are built-in, is far from modern. Quality of high- and higher-schools is ruined, because it was too expensive to keep and promote. And now, it’s impossible to move forward without it, because foreign specialists, together with those who studied abroad, couldn’t handle anything by their own.

When everybody had the impression, that crisis came along to our land and for long time, the government seemingly had started to move. Major authorities started to make public confessions, that disrespect to labour is the way to nowhere. Commissions and round tables had started to be organized on subject of how to help production and non-crude sectors of economy. And then oil prices started to grow up, and all of the activities from the government felled down like poked balloon. A light of false hope had started to shine again, that they could sell crude oil and would get everything. Highest governmental authorities believe in this, and that means that political willingness to make fundamental changes died out, whilst never getting powerful impulse.

The abundance of money, that ruling elite have is killing perception of the importance. When in blockaded Leningrad thieves and jobbers were shot, that was easier, because necessity of hard measures was supported by demands of war, survival and victory. But in present position the situation is perceived in such way: everything is ok now, we would handle hard thing later, when we would feel heat. In the meantime, “then” and “tomorrow” could never come. Nowadays among numbers of developed countries “everybody’s running”.

How on earth the structure of society consisting of authorities, policemen, traders, bandits, whores, pimps, guards, controllers, drivers, stockmen, lawyers, and accountants could compete with those, which has high share of engineers, technologists, logisticians, constructors, scientists and marketologists? Even despite the fact that the majority of our bankers are cheaters and there are almost none of reliable attorneys.

Modern Kazakhstan has virtually taken place between countries of the third world. At least, there are too many typical indicators that can be observed with naked eye. Any state employee is not a friend and even compatriot to common people – they both have different interests and tasks. There is no law in Kazakhstan – it was declared but doesn’t exist. Local automotive industry is critically typical: combination of most expensive cars with plenty of rusty ancient ones. Insignificant and shameful salaries above all. Abundance of natural resources along with undeveloped industries and general poverty. Emigration of qualified human resources. Scales of drug-dealing. Longevity of life. Virtually, I could be continued forever.

To underline: time is not in our favour. The historians, while studying the end of Roman Empire, often remarking: if to confiscate big properties to the benefit of the state, increase discipline in state machine, carry additional mobilization in army – the system would have been sustain. But it gave up. And nobody did. Don’t be afraid of commonness – their truth is tested with times.

4 comments

  1. Anonymous

    Абакшин жжот как из агнимета! Жми братишка!

  2. Anonymous

    Что ото мне подсказывает, что дело даже не деструктивности... а в полном отсутствиии ума и логики

  3. Toshi Tanaka

    I think what your president should do is to fire all authorities and to put men of honour on their places. That's the only possible decision, despite civil war

  4. Anonymous

    Не надо кричать про волков. Мы сами волки

15.10.2009

Рынок в Казахстане получился деструктивный

Cергей АБАКШИН

«Когда нас кладут на лопатки, мы можем смотреть только вверх».

Бэбсон

Рыночные отношения пришли в Казахстан на благодатную почву в смысле общественного сознания. Потому что плановая система хозяйства цементировала экономику до полной потери подвижности и смысла. В принципе у людей все было, хоть и скверного качества и не там, где надо. Народ плановый идиотизм не одобрял и хотел разумный капитализм. Но его он тоже не получил.

2009 10 15 DestruktРынок – это овеществленный закон прибыли. То есть главное – это короткий путь к максимальной прибыли. В принципе любой человек стремится получить максимальный желаемый результат с минимальными затратами, но не у всех это получается. На Западе (и не только) все это ограничивается через десятилетиями сложившуюся систему: профсоюзы и права наемных работников, антимонопольные законы, протекционистские заборы…

В Казахстане первых лет независимости все получилось как бы с нуля, без околорыночной структуры и околорыночного законодательства. То есть никакой системы взаимокомпенсаторов и балансиров не было. В результате победили самые сильные и активные. Они на практике доказали, что рынок не всегда бывает конструктивным, но еще и деструктивным. В принципе, из учебников многие знали или слышали, как рынок в свое время прикончил сельское хозяйство Англии и ткацкое производство Индии. Но теперь все пришлось прочувствовать на себе – эмпирически.

Введение рынка в Казахстане напоминало столбление и регистрацию золотоносных участков на Клондайке. Золото уже лежит – вбей колышки и гони в контору. Страна была нашпигована добром и по закону выгоды сначала надо было захватить недвижимость и движимость. Дальше завладеть деньгами и каналами их движения, подчинить себе экономические и политические механизмы страны, чтобы качать ресурсы на всех уровнях. Повышение производства – это потом, когда все легкое будет выработано.

Добывающий сектор – это почти единственное из промышленности, что смогло уцелеть в те лихие годы. А так гнали на лом в Китай все – от кораблей на воздушной подушке и медного кабеля с военных объектов до станков и оборудования для фосфорного производства.

Дальше все по схеме. Если прибыльнее ввозить и продавать импортный ширпотреб, чем вкладываться в производство своего – он и занял всю нишу. Выгоднее брать и давать взятки, чем жить честно – расцвет коррупции. Выгоднее торговать алкоголем, табаком и наркотиками, чем их запретить (реально) – они и пошли в рост. Табачная фабрика Филипп Морис в Казахстане – одного из немногих предприятий обрабатывающего сектора, которое появилось в 90-ые годы. Однако как раз ее появление здесь вполне закономерно.

Рынок в республике получился в виде единого ринга для всех категорий боксеров. В итоге тяжеловесы победили на нем всех, кроме совсем уж карликовых участников, в которых им элементарно трудно попасть из-за их мелких размеров (проходят сквозь любую административную сеть).

Рынок придавил отечественное производство более дешевой и налаженной импортной продукцией. Он вышиб из сферы производства самых энергичных, умных и предприимчивых – в бизнес, политику, госслужбу, криминал, эмиграцию. Рынок сформировал аморальную психологию потребительства и материального успеха.

Закон рынка действует примерно так: сначала берется все то, что можно получить задаром. Потом все самое легкое. Дальше все самое прибыльное. И только потом менее прибыльное. Теперь Казахстан вроде бы пришел к фазе, когда пора браться за дело, но система уже выстроена в деструктивном ключе.

Расшифруем. Монополистам выгодны монопольные цены, потому что выше них не бывает. Сельское хозяйство за исключением зернового производства в глубоком упадке и откате. Вообще-то бычки и овечки пасутся, но сама модель хозяйствования, в которую они встроены, очень далека от современной. Качественное среднее и высшее образование развалено. Потому что содержать их было дорого. А теперь без них невозможно двигаться вперед, потому что импортные специалисты вместе с отучившимися за границей одни ничего не потянут.

Когда всем показалось, что кризис пришел на родные просторы всерьез и надолго, в правительстве вроде бы зашевелились. Большие чиновники стали публично признавать, что неуважение к труду – это путь в никуда. Начались комиссии и круглые столы на предмет чем помочь производственному и несырьевому сектору. А потом цены на нефть приподнялись, и вся властная активность опала, как надувной аттракцион без воздуха. Снова забрезжил свет ложной надежды, что сырье продадим и все у нас будет. Высшие государственные служащие в это верят, а значит политическая воля к кардинальным изменениям угасла, так и не успев получить мощного импульса.

Изобилие денег у правящей элиты атрофирует восприятие серьезности момента. Когда в блокадном Ленинграде воров и спекулянтов расстреливали – там было легче, потому что необходимость жестких мер высвечивалась требованиями войны, выживания и победы. А в нынешнем положении ситуация воспринимается как: сейчас все нормально, а трудные вещи будем делать потом, когда припечет. Между тем, «потом» и «завтра» могут не наступить. Потому что кто не бежит, тот отстает и оттягивается назад. А сегодня в когорте развитых стран «бегут все».

Как со структурой общества из чиновников, полицейских, торговцев, бандитов, проституток, сутенеров, охранников, диспетчеров, водителей, кладовщиков, юристов, бухгалтеров, охранников можно эффективно конкурировать с теми, где высокая доля инженеров, технологов, специалистов по информационным технологиям, логистов, конструкторов, ученых, маркетологов? Даже если опустить тот факт, что большинство наших финансистов мошенники и почти нет надежных адвокатов.

Современный Казахстан уже практически занял место в ряду стран третьего мира. По крайней мере, слишком много характерных признаков можно наблюдать невооруженным глазом. Любой госслужащий простому человеку не друг и не согражданин – у них разные интересы и задачи. Закона в Казахстане нет (он продекларирован, но не существует). Категорически характерен местный автопарк: сочетание самых дорогих марок с обилием полуржавых древних экспонатов. В основном ничтожные и позорные зарплаты. Изобилие ресурсов при малоразвитости промышленности и общей бедности. Эмиграция качественных людских ресурсов. Чиновничество в числах саранчи. Масштабы наркотизации. Продолжительность жизни. В общем, продолжать можно долго.

Подчеркнем: динамика не в нашу пользу! Историки, изучая конец Римской империи, часто отмечают: вот если бы конфисковать крупные имения в пользу государства, усилить дисциплину в госаппарате, провести дополнительную мобилизацию в армию – система бы устояла. Но ведь не устояла же. И никто этого не сделал. Не бойтесь банальностей – их истина испытана временем.

4 комментария

  1. Анонимно

    Абакшин жжот как из агнимета! Жми братишка!

  2. Анонимно

    Что ото мне подсказывает, что дело даже не деструктивности... а в полном отсутствиии ума и логики

  3. Toshi Tanaka

    I think what your president should do is to fire all authorities and to put men of honour on their places. That's the only possible decision, despite civil war

  4. Анонимно

    Не надо кричать про волков. Мы сами волки