23.10.2009

Where is commodity sovereignty of Kazakhstan?

By Sergey ABAKSHIN

Weakness is a terrible power

Vadim Mozgovoy

From five Frances which could be placed on territory of Kazakhstan, only two are completely useful for agriculture. It’s quite enough too. However, colossal potential of agricultural sector of the country is not utilized in a proper way, but also decreasing step-by-step. The main reason is not in global competition and lack of niches on international market – demand on potential products from the republic is absolutely sustainable. Everything goes up to political and economical models, which were established in the country. They can’t allow domestic agricultural business to adequately response on external and even internal market demands.

2009 10 23 Prod BezThe topic of commodities is one of the sharpest in modern world. And let people eating to live but not living to eat, they have to feed after all; and full-blooded nutrition. Global summit on commodity safety will be held on 14 to16 of November in Rome, where heads of the states or agricultural ministers of UN nations would meet together. The goal of all previous summits was decreasing of numbers of starving by half in 2025. All this is reflected in Millennium Targets (Challenge of the Millennium), which were acknowledged by all UN member states.

The state of things for the moment is following: by official data of 1996 there were 450 million people starving and underfed in the world. In 2005 their numbers reached 800 million, which is almost twice. If to remember strikes of last year and the year before and marches of starving people all over the world, then it would be clear that food crisis is nowhere easier than energy, water of finance ones. Recent crisis’s as well not fastening, but only complicating solving of food crisis.

So, in 2009 the number of starving and underfed got over 1 billion people. But that’s not all. In modern times it is important not only to eat something, but eating quality products. The specifics of Kazakhstan are that with all nature given abilities it is able to wok on both export (millions of tons of crops, vegetables, milk and meat) and quality. Thus without unlimited concentration of chemistry and poisoning fertilizers, which is common sin of our eastern neighbours – Chinese.

However, all of this is from possibilities directory, which is never going into practical field. Vice versa, if suddenly China will start an embargo on food import in Kazakhstan; huge part of the nation of the republic would have feeding problems. Or, if to cut off the country from food imports also from Russia, Uzbekistan and Kyrgyzstan, then we would suffer from true massive starvation. Because our own food supply has been pushed to such condition that it can only supply bread in full scale.

Milk and milk products, juices, meat, vegetables, fruits, beans, sugar: almost everything which you could buy in a shop is imported. This problems has no single reason, it is complex. Common plant growing could give profit around 30% per cent, if a year was good. Else you could go in minus (, vermin). When you could afford *****, then growing plants would be safer and guaranteed. Intensive cattle-breeding gives even more economic effect. But all this figures are ridiculous comparing with profits level from selling oil.

Nevertheless, but entire population of Kazakhstan couldn’t be involved in mining of petrochemicals and metals. The more so that in one time almost half of the country’s people have been living in rural areas. The second factor is disability of state authorities’ machine to support interests of agricultural producers. While it demonstrated its effectiveness only in capacity to gain fat on intermediary services, whether it was crops purchase, fuel and lubricants supply, lease operations or transportation services. As the result, rural people are moving to cities to get work and salary, and agricultural territories potential is becoming extinct.

Meanwhile, today many things are not lost yet. In the first stance, it is production segment on non-polluted fields. To get certificate on commodities supply without chemical supplements in Germany or Spain, only organic and none mineral fertilizers can be used on the field. In Kazakhstan such lands could be amounted by hundred thousands of hectares. May the reason of this is that peasants have virtually no money on agricultural chemistry. The same could be said about berry production and fruit gardens, beekeeping farms.

The situation with cattle-breeding is more complicated, because vet control system in the country is completely destroyed. All in all, even cattle-breeding sector don’t need long money; even shorter for plant growing – to seed on spring, to get on autumn. In conditions of crisis and features of political system of Kazakhstan, when everybody are biased on short money (quick pass to profitability), agriculture is very suitable option.

In the meantime latifundists are pursuing their targets (and they making it best, whether it is crops, beet or cotton), and small and middle size farms couldn’t establish something weighty and able to protect their interests. They can’t establish even simple things, such as eggs supply (in volumes of solvent demand) from rural areas in nearest cities – all needs are covered by import. In such conditions more difficult problems (meat supply on Arabian states market – Halal, cannabis processing in Chu valley into fabric and insulating materials) become in difficult puzzle.

Agricultural production is very vulnerable virtually on every stage. From weather and rainfall to prices on fuel and railroad rates; and also by state bureaucracy and fiscal machines, which is aimed not on protection of agricultural makers from troubles (this is only a declaration), but on desire to illegally feed in account of agricultural industrial complex.

Actually there are successful enterprises in agricultural sector. They are profitable and employees have wideband networks in rural areas. On harvest season they employ specialists from cities to work on harvesters and tractors. However, all this examples are from “contrary” category. Such cases witnessing that even in such conditions you can be successful and profitable – lands and human resources are allowing. But at the moment we can only fall into modeling on how everything could be well developed if state machine would start to support rather than suppress, and make it competent. Generally, it is little required from the state on initial stage – to establish healthy and effective system, which simulate productive labour. Subsidies and subventions is the second stage, when struggle come to expand taken niches on market.

Meanwhile the state goes by easiest possible way. The question what to do in recession conditions in agricultural sector by 6%, it offers to increase land squares for long time rental for foreign makers. However, the easiest way nowise meaning that it is most correct. I’ve never heard that somebody reached strategic and long-time success by ignoring labour and harming makers. In such way the majority of Kazakhs will be rapidly transformed to another 20% of global starving instead of feeding themselves and help others.

10 comments

  1. Yerzhan

    Pravilno govorish +1

  2. Anonymous

    а где у нас и в чом суверенитет ваапче ?

  3. Toshi Tanaka

    Evey person should be motivated enough to push forward as one. That's the only way.

  4. Anonymous

    Жрать хочю!!! Брюхо урчит...

  5. д

    сегодня зашел в магазин и посмотрел если границу закроют то начнется пипец все импортное кроме муки и яиц

  6. Anonymous

    Млять, о чом Мася думаит?

  7. Anonymous

    ...Он весь в думках. О казахах

  8. Anonymous

    Ага. А сам хату в Ситнгапуре шаманит? да?

  9. Anonymous

    Менять правительство. Срочно!!!!

  10. Anonymous

    А сам хату в Ситнгапуре шаманит? да?

    -----------------------------------------------------------

    В смысле в Сингапуре: Силен усатый!

23.10.2009

Где продовольственный суверенитет Казахстана?

Сергей АБАКШИН

«Слабость – страшная сила».

Вадим Мозговой

Из пяти раз, что территория Франции помещается на площади Казахстана, только две «Франции» полноценно пригодны для сельского хозяйства. Это тоже достаточно много. Однако колоссальный потенциал аграрного сектора страны не только должным образом не используется, но и поступательно снижается. Главная причина отнюдь не в глобальной конкуренции и отсутствии ниш на международном рынке – спрос на потенциальные продукты из республики как раз надежный. Все упирается в политическую и экономическую модель, сложившиеся в стране. Они не позволяют отечественному сельскохозяйственному бизнесу адекватно отреагировать на внешний и даже внутренний спрос.

2009 10 23 Prod BezТема продовольствия одна из наиболее острых в современном мире. И пусть человек ест чтобы жить, а не живет, чтобы есть, питаться ему все равно необходимо, к тому же полноценно. В Риме 14-16 ноября состоится Всемирный саммит по продовольственной безопасности, где соберутся главы государств или министры сельского хозяйства стран-членов ООН. Целью всех предыдущих таких саммитов было сокращение числа голодных на половину к 2025 году. Все это отражено и в Целях Миллениума (Вызов Тысячелетия), которые приняты всеми государствами ООН.

Реальное же положение вещей следующее. По официальным данным в 1996 году в мире голодало и недоедало 450 млн. человек. В 2005 году их количество достигло 800 млн., то есть почти удвоилось. Если вспомнить позапрошлогодние и прошлогодние забастовки и марши голодных людей по всему миру, то станет ясно, что продовольственный кризис ничуть не легче, чем энергетический, водный или финансовый. Последние кризисы, кстати, разрешение продовольственного не приближают, а только осложняют.

Итак, в 2009 году число голодных и недоедающих перевалило за 1 млрд. человек. Но это еще не все. В современном мире важно не только что-нибудь есть, но и питаться нормальными продуктами. Специфика Казахстана в том, что он с его природными возможностями способен работать как на вал (миллионы тон зерна, овощей, молока и мяса) так и на качество. То есть без запредельной концентрации химии и ядохимикатов, чем так грешат наши восточные соседи китайцы.

Однако все это из категории возможностей, которые никак не переходят в практическую плоскость. Наоборот, если вдруг Китай введет эмбарго на поставки продовольствия в Казахстан, огромная часть населения республики начнет испытывать проблемы с питанием. А если страну одномоментно отрезать от поставок продуктов еще и из России, Узбекистана и Кыргызстана, тогда возникнет самый настоящий массовый голод. Потому что собственная продовольственная база доведена до такого состояния, что в полном объеме может обеспечить страну только хлебом.

Молоко и молочные продукты, соки, мясо, овощи, фрукты, бобовые, сахар, да практически все, что можно купить на прилавках продовольственных магазинов – импортное. Одной причины для всего этого нет, проблема комплексная. Обычное растениеводство может обеспечить рентабельность в районе 30%, если год выдался удачным. А можно сработать и в минус (засуха, вредители). Когда теплицы и парники, тогда уже более надежно и гарантировано. Интенсивное животноводство дает еще больший экономический эффект. Но все эти цифры смешные, по сравнению с тем, какую норму прибыли позволяет получать нефть.

Как бы то ни было, но все население Казахстана не может быть занято добычей углеводородов и металлов. Тем более что одно время почти половина жителей страны проживала в сельской местности. Второй фактор – это неспособность системы государственных органов помочь интересам сельхозпроизводителей. Пока она продемонстрировала свою эффективность лишь в способности «жиреть» на посреднических функциях, будь то закупка зерна, поставки ГСМ, занятие лизингом или транспортные услуги. В итоге сельские жители мигрируют в города за работой и зарплатой, а потенциал сельскохозяйственных территорий угасает.

Между тем, сегодня многое еще не потеряно. В первую очередь это сегмент продукции на экологически чистых полях. Чтобы в Германии или Испании получить сертификат на поставки продуктов без химии, поле должно пять лет не использовать минеральных удобрений (разрешена только органика). В Казахстане подобные угодья исчисляются сотнями тысяч гектаров. Пусть причина этого просто в том, что у крестьян элементарно нет денег на сельскохозяйственную химию. То же самое касается ягодников и садов, продукции пчеловодства.

С животноводством сложнее, поскольку в стране фактически разрушена система ветеринарного контроля. В любом случае, даже в отрасли животноводства требуются не длинные деньги. А короче, чем в растениеводстве и не придумаешь: весной посадил – осенью собрал. В условиях кризиса и особенностей политической системы Казахстана, когда все ориентированы на «короткие» деньги (быстрый период окупаемости), сельское хозяйство – это очень подходящий вариант.

Пока же латифундисты преследуют свои цели (и у них это хорошо получается, будь то зерно, свекла или хлопок), а мелкие и средние крестьянские хозяйства не могут создать что-либо весомое и способное отстаивать их интересы. Не получается наладить даже простые вещи, вроде поставки яиц (в объемах платежеспособного спроса) из сельской округи в ближайшие города – потребности закрываются импортом. В таких условиях более сложные задачи (поставки мяса на рынки арабских государств – халал, переработка конопли в Чуйской долине в ткани и изоляционные материалы) превращаются в неподъемную головоломку.

Сельскохозяйственное производство очень уязвимо практически на всех стадиях. От погоды и осадков, до цен на ГСМ и тарифов железной дороги. А еще государственный бюрократический и фискальный аппарат, который нацелен не на экранирование сельхозпроизводителей от неприятностей (это лишь декларируется), а на желание незаконно (или полузаконно) поживиться за счет аграрно-промышленного комплекса.

Вообще-то в Казахстане есть успешные предприятия аграрного сектора. У них и прибыль, и высокоскоростной Интернет у работников в селах. На сезон уборки к ним приезжают специалисты из городов и трудятся комбайнерами и трактористами. Однако все это примеры из категории «вопреки». Подобные случаи свидетельствуют, что даже в таких условиях можно быть успешным и прибыльным – земля и людские ресурсы это позволяют. Но пока мы можем только предаваться моделированию, как бы все широко развернулось, если бы государство стало не мешать, а помогать. И делать это компетентно. От государства, по большому счету, не так уж и много на первоначальном этапе требуется: создать здоровую и эффективную систему, стимулирующую продуктивный труд. Дотации и субвенции – это уже вторая фаза, когда пойдет борьба за расширение занятых на рынках ниш.

Государство тем временем идет по самому легкому для него пути. На вопрос, что делать в условиях спада в аграрном секторе на 6%, оно предлагает увеличить земельные площади для сдачи в долгосрочную аренду иностранным производителям. Однако самый легкий путь вовсе не означает, что он самый правильный. Не приходилось слышать, чтобы кто-то добился стратегического и долгосрочного успеха, пренебрегая трудом и нанося вред своим производителям. Такими темпами большинство казахстанцев быстро вольется в 20% голодающего населения мира, вместо того, чтобы кормить себя и помогать не голодать другим.

10 комментариев

  1. Yerzhan

    Pravilno govorish +1

  2. Анонимно

    а где у нас и в чом суверенитет ваапче ?

  3. Toshi Tanaka

    Evey person should be motivated enough to push forward as one. That's the only way.

  4. Анонимно

    Жрать хочю!!! Брюхо урчит...

  5. д

    сегодня зашел в магазин и посмотрел если границу закроют то начнется пипец все импортное кроме муки и яиц

  6. Анонимно

    Млять, о чом Мася думаит?

  7. Анонимно

    ...Он весь в думках. О казахах

  8. Анонимно

    Ага. А сам хату в Ситнгапуре шаманит? да?

  9. Анонимно

    Менять правительство. Срочно!!!!

  10. Анонимно

    А сам хату в Ситнгапуре шаманит? да?

    -----------------------------------------------------------

    В смысле в Сингапуре: Силен усатый!