28.10.2009

Prime-Minister is a butterfly but ant needed

By Meirzhan Bultay

Small fish is better than huge cockroach.

Nikolay Fomenko

Karim Masimov took main post in Kazakhstani government at the period when all country’s management had “hit the roof” from “colored freebie”. In august 2007 year crisis came along into the Republic but the Cabinet preferred to not pay attention to it for a long time. After that $19 billon of dollars were thrown in haste for struggling with the crisis. The effect was the same if they didn’t spend such amount. In other words the effectiveness was close to zero. Kazakhstan needs PM-ant to be able to laboriously and step-by-step work. Mr. Masimov stayed as a butterfly. He flies under the field of problems unable to change or correct something principally.

2009 10 28 BatterflyTo be fair it should be said that he hasn’t been among founding fathers, which created this modern and extremely ineffective model of economical management. At 2009 10 28 Kar Masleast he wasn’t at the first row of the creators. On the other hand, the head of the government had found this model quite acceptable. Main point of the model is to throw out billion of US dollars for closing never-ending gaps in the system, without necessity to take responsibility for the results of usage colossal amounts from budget.

However this system can exist only with constant petrodollars inflow. When the prices on hydrocarbons and metals – main export raw materials of Kazakhstan – have fallen, this model of economical management lost the resource to continue its work through the time. The effectiveness is still zero, but there’s no money to make corrections in the functioning, at least to satisfactory grade.

As the matter of fact Prime-Minister Masimov is fertile in creative means. All programs and projects given by the government seem quite operable at the paper and in the light of economical thoughts canons. The stage of practical realization turns this operable quality into nothing. Fatal inoperability of the ministries and departments shocks even professional experts who had seen rough times. Discipline is unknown word for many officials. As the result, Prime-Minister flyblowing future butterflies, hoping that they will grow, pollinate the crops and be pleasant to the eye. But butterflies children are caterpillars, and have few chances to become butterflies. They won’t be pleasant to the eye but they eat anything with a envious appetite. Let’s remember that feed is not enough nowadays.

In light of crisis Karim Masimov has been awaited to give a positive impulse to small and medium size business (SME). New (only in words) Tax Code is designed for such goal. Practice showed zero result, nothing has changed. Medium size business is already lost for the country. Small scale business is in the death row; new Tax Code is not helpful but more poisoning. The system worked in a favour of large companies — subsurface users and monopolists; it is still working that way. The Head of the government didn’t even mention about VAT abolition and exchanging it into tax from retail sale.

Until Masimov premiership, SME also have had bad times. Yet common picture was encouraging. Petrodollars inflow stimulated final demand of population and small and medium size enterprises could make ends meet, defending from corruption and bureaucratic stone mills of state machinery. Nowadays feeding base of SME is broken, but there are not less hunters on them.

Paradoxes in government work can be met at any step. For example, government delegated struggle with the crisis completely to Samruk Kazyna, the National Wealth Fund. This governmental structure also has its strange characteristics, though against of Ministry Cabinet this fund shows us miracles of economical effectiveness and flexibility of management decisions.

It is a lot said about domestic economy diversification. As the result nothing was done even in “economical sectors natural” for the question. First of all it means oil processing and petro-chemistry. Kazakhstan has huge amount of raw materials for that, because it’s domestic. Never the less, percentage of domestic refining oil is keeping falling, but the amount of exported crude oil is keeping growing up. There’s no objective character at the process. Investors are ready to construct high technologies refineries in the republic, but they cannot pass throw the bureaucratic hurdles. Government must make comfortable environment for the investors, mustn’t it? As the result twice every year (in spring and autumn) the country has planned deficit of petroleum, oil and lubricants (POL) and prices rise on petrol and diesel fuel. Notably, it goes regardless world prices on “black gold” rising or falling at the time.

Agricultural sector is also under recession. Cereal-growers practically have no economical alternative to export the grain. Many grain elevators, grinding mills, grain-cars and other grain infrastructure facilities are just improper for exploitation. Non-oil and gas sector is having even greater recession than agricultural one. Thanks to official statistics people know that country still have non-oil and gas economical sector. Yet have.

Period of economical difficulties is objectively suitable moment to struggle with monopolists. These conditions are quite for PM–ant, who is able for systematic and step-by-step yard monopolists. Mr. Masimov occasionally can wipe the water when it is wet but he’s trying not to pay attention to the tap where water is extremely flowing. At this time situation demands to concentrate on tap exactly. Monopolists’ price sheet didn’t fall down in spite of social-economical crisis. Vice a verse, they are trying to get as much as possible, according to their prices dictate. They are not interested that prices on goods and services aren’t connected with medium wage rate economically. Agency on Competition Protection hides its head in the sand as ostrich usually does. There’s no way for doing something else, because Prime-Minister doesn’t give any warranty for protection and defense. When judge by their made decisions not by declarations, obviously the fact of Karim Masimov is playing for monopolists’ team and not against them.

Government cannot avoid its share of responsibility for social stability in the society. At this moment there’s a statement on 20% of growing wage rates for teachers and doctors are delayed from the 1st of January 2010 year to the 1st of July 2010 year. It means that $19 billions of dollars of budget funds went for feeding the bankers, raw material giants and building companies. There’s no money for ordinary state employees. State employees in social sphere were confused with this news though they have always been financed on leftovers. Government cannot defend them from monopolists or give them money instead too, because all resources are already spent on financial oligarchy. The circle is closed.

Meanwhile winter is coming. Big Kazakhstani cities are similar with its suburbs on Rio-de-Janeiro suburbs. Kazakhstani cities also have favellas but they haven’t the Brazilian warm climate. Kazakhstan needs in heating, warm outer and foot wear in winter. Organism needs more food in cold period. Winter is at hand but the butterfly is on premiership of the Republic. He should be changed to ant yesterday or even the day before yesterday, but personnel replacement is delaying every time. May be it’s in a view of all potential candidates are butterflies too.

8 comments

  1. Anonymous

    Многие хотят убрать этого чела. Но он уйдет лишь в будущем году№ так что не надо тратить снрядоф. Счас он крепако сидит. Как и Келя. Вместе и уйдут видимо...

  2. Асхат

    Кажик кажется сказал — Если назначение Масимова на должность Премьер-Министра, было ошибкой, то его сегодняшнее пребывае в ней — уже преступление.

  3. Anonymous

    Бутя вчерась на Айт Парке очень плохо сказал за Карима Кажмыкановича

  4. алекс

    Масимов марионетка одного султана он просто чучело!!

  5. Че

    Бутя воопче кросавчегге. Сказал что нада фсё национализировать. И 49 акций отдать от каждого кусмана народу!

  6. Anonymous

    Что касается работы кабинета Карима Масимова, то “Азат” всегда подвергал его критике за неэффективную работу. “Правительство потратило деньги на банки и крупные компании, а где малый и средний бизнес, простые казахстанцы?” — напомнил стрежень возмущения оппозиции Булат Абилов. $20 млрд. могли существенно помочь всей стране и ее людям. По его мнению, смена премьер-министра произойдет после того, как экономика страны пройдет свою нижнюю точку – чтобы списать на Карима Масимова проблемы и зафиксировать момент начала подъема.

  7. Anonymous

    Самрук жжот?

  8. Anonymous

    А Мася отжжыгаит????

28.10.2009

Премьер-бабочка. А нужен муравей

Меиржан БУЛТАЙ

«Маленькая рыбка лучше большого таракана».

Николай Фоменко

Карим Масимов возглавил правительство Казахстана в тот период, когда в руководстве страны у всех напрочь «сорвало башню» от «цветной халявы». Когда в августе 2007 года кризис пришел в республику, кабинет министров долго предпочитал не замечать его в упор. Потом как в аврале кинули $19 млрд. на борьбу с кризисом, но с тем же успехом могли и не тратить таких сумм, потому что эффект никакой. Казахстану нужен премьер-муравей, способный к кропотливой пошаговой работе. Г-н Масимов остался в качестве бабочки. Он порхает над полем проблем, не в состоянии хоть что-то принципиальное изменить или исправить.

2009 10 28 BatterflyСправедливости ради надо сказать, что среди отцов-основателей современной жутко неэффективной модели хозяйствования Карима Масимова не 2009 10 28 Kar Masбыло. По крайней мере, он не находился в первых рядах ее «творцов». С другой стороны, главе правительства пришелся по душе сложившийся формат работы. Суть его заключается в том, что миллиарды долларов кидаются на бесконечные прорехи в системе без необходимости нести ответственность за результаты использования колоссальных средств.

Однако вся эта система может функционировать только при наличии постоянной подпитки сырьевыми долларами. После того, как цены на углеводороды и металлы, главные экспортные товары Казахстана, опали вниз, модель хозяйствования потеряла ресурс для продления своей работы во времени. Эффективность по-прежнему в районе нуля, но нет денег для «корректировки» ее функционирования хотя бы до стадии «удовлетворительно».

Премьер Масимов вообще-то плодовит на идеи. На бумаге и в свете канонов экономической мысли выдаваемые правительством программы и проекты выглядят вполне работоспособными. Но данный момент напрочь пропадает, когда вопрос переходит в стадию практической реализации. Фатальная неработоспособность министерств и ведомств шокирует даже экспертов, повидавших на своем веку всякое. Дисциплина – смысл этого слова для огромного пласта чиновников не понятен. В итоге премьер-бабочка раскидывает по полю яйца будущих бабочек, в надежде, что они вырастут, будут опылять посевы и радовать глаз. Однако дети бабочек – это гусеницы. Шансов стать куколками, а потом бабочками у них ничтожно мало. Зато пожирают гусеницы все подряд с завидным аппетитом. Напомним, что корма сейчас в обрез.

В свете кризиса от Карима Масимова ждали положительного импульса для малого и среднего бизнеса. Новый (на словах) Налоговый кодекс был призван этому способствовать. На практике ничего не изменилось. Средний бизнес для страны уже практически потерян. Малый бизнес, который дышал на ладан, новый Налоговый кодекс не столько отогревает своим дыханием, сколько отравляет им. Вся система как работала в пользу крупных недропользователей и монополистов, так и продолжает это делать. Об отмене НДС и замены его на налог с розничных продаж глава правительства даже не заикался.

До премьерства Масимова МСБ тоже переживал не лучшие времена. Но там хоть общая картина была обнадеживающая. Приток нефтедолларов стимулировал конечный спрос населения и малый со средним бизнесы умудрялись сводить концы с концами, защищаясь от бюрократических и коррупционных жерновов госаппарата. Теперь кормовая база МСБ подорвана, а вот охотников по их душу меньше отнюдь не стало.

Парадоксы в работе правительства можно встретить на каждом шагу. Допустим, создается впечатление, что борьбу с кризисом, например, оно полностью делегировало фонду национального благосостояния «СамрукКазына». Но разве можно убегать от ответственности? Если к тому же учесть, что «СамрукКазына» тоже государственная структура, и тоже с большим прибабахом, но …в данном случае речь  п о к а  не о ней.

Много говорится о диверсификации отечественной экономики. В итоге ничего не сделано даже в «естественных» для этого секторах. Мы имеет в виду в первую очередь нефтепереработку и нефтехимию. Сырья для этого – море и оно местное. Однако процент перерабатываемой у себя в стране нефти все время падает, а продажа сырья за границу растет. И здесь тоже нельзя сказать об объективном характере данного процесса. Инвесторы готовы строить в республике предприятия с передовыми технологиями, но не могут пробраться через рогатки бюрократических препон. А кто должен делать для инвесторов комфортную среду, как ни правительство. В итоге каждый год по два раза (весной и осенью) в стране плановый дефицит ГСМ и рост цен на бензин и дизельное топливо. Причем вне зависимости от того, растет в это время мировая цена на «черное золото» или падает.

В сельском хозяйстве – спад. У зерновиков практически нет экономической альтернативы продажи зерна за рубеж. Многие элеваторы, мельницы, вагоны-зерновозы и прочие объекты зерновой инфраструктуры просто не пригодны для эксплуатации. В не сырьевом секторе – еще больший спад. Только благодаря официальной статистике многие в Казахстане и узнают, что у нас еще остался не сырьевой сектор. Пока остался.

В период экономических сложностей объективно удобный момент для борьбы с монополистами. Вот здесь и может проявиться премьер-муравей, способный систематически и пошагово вгонять монополистов в стойло. Г-н Масимов умеет иногда вытереть воду в том месте, где на всю мощность открыт кран, но на сам кран старается внимания не обращать. Между тем, ситуация требует сконцентрироваться как раз на «кране». Ведь расценки монополистов в условиях социально-экономического кризиса вниз не пошли. Наоборот, из позиции своего диктата цен они стараются выжать максимум. И им не интересно знать, что цены на товары и услуги в стране никак не привязаны к средней заработной плате по экономике. Агентство по защите конкуренции тем временем прячет голову в песок, как заправский страус. Деваться ему тоже некуда, потому что премьер-министр не гарантирует поддержки и помощи. Если судить по принятым решениям (а не по декларациям), то получается, что Карим Масимов играет за команду монополистов, а не против них.

Правительство не может избежать своей доли нагрузки и ответственности за социальную стабильность в обществе. И тут заявляется, что 20% роста заработной платы для врачей и учителей, запланированные на 1 января 2010 года, переносятся на 1 июля 2010 года. То есть $19 млрд. государственных средств ушли на прокорм банкирам, сырьевым гигантам и строительным компаниям, а рядовым бюджетникам денег не осталось. Даже привыкшие к остаточному финансированию работники социальной сферы были обескуражены такими новостями. Защитить их от монополистов правительство не может, помочь деньгами – тоже, потому что потратило все ресурсы на финансовую олигархию. Круг замкнулся.

Тем временем приближается зима. Крупные города Казахстана чем-то похожи своими окраинами на Рио-де-Жанейро. Свои фавелы в них есть, а вот теплого климата Бразилии нет. Зимой в Казахстане нужны отопление, теплые одежда и обувь. В холодную погоду организм требует больше пищи. Зима на носу, а на премьерстве в республике все та же бабочка. Менять ее на муравья надо было еще вчера (позавчера), но кадровая перестановка все откладывается. Может быть в силу того, что все потенциальные кандидатуры – тоже бабочки.

8 комментариев

  1. Анонимно

    Многие хотят убрать этого чела. Но он уйдет лишь в будущем году№ так что не надо тратить снрядоф. Счас он крепако сидит. Как и Келя. Вместе и уйдут видимо...

  2. Асхат

    Кажик кажется сказал — Если назначение Масимова на должность Премьер-Министра, было ошибкой, то его сегодняшнее пребывае в ней — уже преступление.

  3. Анонимно

    Бутя вчерась на Айт Парке очень плохо сказал за Карима Кажмыкановича

  4. алекс

    Масимов марионетка одного султана он просто чучело!!

  5. Че

    Бутя воопче кросавчегге. Сказал что нада фсё национализировать. И 49 акций отдать от каждого кусмана народу!

  6. Анонимно

    Что касается работы кабинета Карима Масимова, то “Азат” всегда подвергал его критике за неэффективную работу. “Правительство потратило деньги на банки и крупные компании, а где малый и средний бизнес, простые казахстанцы?” — напомнил стрежень возмущения оппозиции Булат Абилов. $20 млрд. могли существенно помочь всей стране и ее людям. По его мнению, смена премьер-министра произойдет после того, как экономика страны пройдет свою нижнюю точку – чтобы списать на Карима Масимова проблемы и зафиксировать момент начала подъема.

  7. Анонимно

    Самрук жжот?

  8. Анонимно

    А Мася отжжыгаит????