09.11.2009

A striped dish

By Meirzhan BULTAY

Sardonic saying “Maybe you should be given everything on dish with blue stripes” has always been addressed to those, who gave voice to their groundlessly overestimated pretentions. However, either open irony or accusation wouldn’t stop people from hegemonic pretentions. More than that, they are continuing to give hopes seeking to one, which would finally bring desirable on that very dish.

2009 11 08Basically, partly there is nothing wrong with overestimated ambitions; of course, in case when these ambitions are supported by specific deeds, aimed to reach the goal. For instance, when child stating to become smart and strong, then starting to hit the study and engaging himself in sporting activities. Such lad is pride and joy of the parents and hold up as an example to other children by teachers.

Mature people are the other thing. Became skilled in intrigues and infamies, people with overestimated pretensions wouldn’t stop in front of anything to get hold of desired. And sometimes their attempt to satisfy their own ambitions turn out to be catastrophic not for single person but in scales of no less than single country.

Everything goes into play – from banal personal connections and money to international scale scandal, uncovering some unpleasant anecdotal particularities from daily practice of acting powers. Loud statements, blaming authorities in illegal actions, involvement of international community, blackmailing with cases of dirt are common components of ambitions to power.

Properly such considerations ex-ambassador of Kazakhstan in Austria Rakhat Aliev is still fizzling to return to home country. Punishment for felony accuses, impatiently waiting for him at home, is the second question, not really important for him; more of that, Aliev is planning to return to the country. In truth, not in proud desolation and, all the more so, accompanied by law-enforcing officers, performing extradition of the criminal. This man has completely different plans.

Besides, Aliev told of his main goal multiple times: he is making no secret about his leader ambitions and passionate desire to take post of the president. That’s just why he chose Europe instead of Middle East, for instance (where, by the way, Aliev has relatives). Europe, intent to principally give sanctuary for fugitive regime extirpators from developing countries, established on the territories of former Soviet Union, hosting “guests” from two countries, Russia and Kazakhstan, with specific pleasure.

This is easily explainable. Countries of European Union are hugely dependable from Russian energy resources, which is brightly indicated during recent years. More than a half of European power is imported from Russia. And it is completely understandable, that a young country, eating out of mature and clever partner’s hands, would be much more suitable in such energy relations. Present Russia, however, is able to dictate conditions, oppose and making no secret of its pretensions and ambitions on well-deserved place of great nation in the world, is clearly unsuitable to those who addicted to Russian energy.

And that’s the reason why Europe recently started to show keen interest in Central Asian region, and in the first place – to Kazakhstan, reach with natural resources. It is no secret that EU is looking on Kazakhstan as the potential source of energy to get rid of Russian dependency. And that’s why Rakhat Aliev, positioning himself as extirpator against authoritarian regime and protagonist of democracy was initially a very desirable guest in Austrian capital.

For fairness sake it is worth to mark that among things for which Europe was so hospitable and glad to give harbor for Aliev, was his continuous tales about a case full of dirt against all elite of Kazakhstan, including first persons. Taking in account that he had access to all secrets of Kazakhstan (in time of working in national security) during a few years, nobody had doubts about presence of this sacred case.

In truth, Europe has some doubts now. Both in “opposition” of Aliev (too much dirt about him has been uncovered yet on Austrian ground) and in presence of classified documents. In fact, Aliev is only promising to uncover these documents; however, his promises never given practice yet. Nevertheless, it can be supposed that sacred case would emerge again, and not only once; in truth, now on Aliev’s negotiations with European countries, which could guarantee safeness and non-extradition in hands of Kazakhstani justice in exchange of effective levers to press on Kazakhstan. He could easily start dealing for the freedom on European territory to ask them to simply delete the list of his dirty deeds there.

But seem that the main goal, on which Aliev is ready to bet everything is, oddly enough on the first look, is return to the homeland. Not so simple, but under safe cover of European protection, dressed in white and wearing laureate wreath. Recalling velvet revolutions happened in neighbor countries in recent years (Georgia, Ukraine, Kyrgyz Republic), in which an external trail is well traced, Aliev can hope that Europe, desiring the resources, can help to make such scenario in Kazakhstan. And he himself could kindly agree to head this velvet revolution movement and then, given the rights, let it be so, the chieftain of the revolution, will take the throne in a golden palace – presidential chair in Ak-Orda.

But hardly Europe, even suffering from the lack of energy, would agree to support the criminal (now even in international scale), who changing his political mind with the quickness of chameleon. Yesterday he was loyal adherent of the president of Kazakhstan, and today blaming his former patron in all deadly sins, starting very near to the Great Flood. Europe, in its turn, needs guarantees, which it will never receive from unmanageable person. Even more so, Aliev, as well as the true Kazakhstani opposition, can’t propose alternative way of country’s development, concentrating its oppositionism on a meaningless barking on acting power. Whereas Kazakhstan in its present condition, politically and economically stabile, dominating in the region and influencing its uneasy neighbors and actively keeping safe situation in Central Asia, is much more suitable and profitable for Europe.

6 comments

  1. Douglas

    A typical story for the developing country. And typical editing in such conditions. You're not first nor last.

  2. Anonymous

    Дуглас кажись прав: ))))

  3. Darcy

    Douglas, are you saying that such things happen in Afghanistan and Iraq? : )))

  4. Anonymous

    Ессуас

  5. Anonymous

    Шоразик уже не наш человек. Жалко человека,

  6. Очень даже прикольно. Особенно третья.

09.11.2009

Блюдечко с каемочкой

Меиржан БУЛУТАЙ

Издевательская фраза «может, тебе еще подать все на блюдечке, да с каемочкой» всегда звучала в адрес тех, кто высказывал необоснованно завышенные претензии. Однако ни неприкрытая ирония, ни осуждение не останавливают людей от гегемонистских притязаний. Более того, они продолжают надеяться, что в конечном итоге найдется тот, кто все-таки принесет искомое на том самом блюдечке.

2009 11 08В принципе, в завышенных амбициях отчасти нет ничего плохого. Конечно, в том случае, когда эти амбиции подкрепляются конкретными делами, направленными на достижение цели. К примеру, когда ребенок, заявляя, что станет умным и сильным, начинает усиленно грызть гранит науки и активно заниматься спортом. Таким чадушком смело могут гордиться родители, а учителя – ставить в пример другим детишкам.

Иное дело – взрослые. Поднаторев в интригах и подлостях, люди с завышенными притязаниями не остановятся ни перед чем, лишь бы заполучить желаемое. И иногда их попытки удовлетворить собственные амбиции принимают катастрофический оборот уже не для одного конкретного человека, а в масштабах минимум одной страны.

В ход пойдет все: от банальных связей и денег, до скандала международного масштаба с вываливанием неких нелицеприятных подробностей «из жизни действующих власть имущих». Громкие заявления, обвинения властей в нарушениях, привлечение международной общественности, шантаж чемоданами компромата – это обычные составляющие властных амбиций.

Собственно, исключительно из этих соображений по-прежнему не горит желанием возвращаться на родину экс-посол Казахстана в Австрии Рахат Алиев. Уголовное наказание, с нетерпением ожидающее его в родной стране – лишь второй вопрос, и не слишком для него существенный. Тем более, вернуться в страну Алиев все же планирует. Правда, не в гордом одиночестве и тем более – не в компании представителей правоохранительных органов, осуществляющих экстрадицию преступника. У этого человека – совсем иные цели.

Впрочем, о главной цели своей жизни Алиев уже заявлял неоднократно: он не скрывает своих лидерских амбиций и страстном желании занять пост президента. Именно по этой причине он и выбрал в качестве «места для отсидки» Европу, а не, к примеру, Ближний Восток (где, кстати, у Алиева есть близкие родственники). Европа, склонная в принципе привечать беглых «борцов с режимом» молодых государств, возникших на пространстве бывшего Союза, с особым удовольствием принимает у себя «гостей» из двух стран – России и Казахстана.

Объясняется это достаточно просто. Страны Европейского Союза имеют серьезную энергозависимость от России, что особенно ярко проявляется в последние годы. Более 50 процентов энергии в Европу поступает именно из России. И вполне понятно, что гораздо удобнее в таких «энергетических отношениях» была молодая страна, буквально заглядывающая «в рот» старшему и умному партнеру. Нынешняя же Россия, способная диктовать условия, возражать, и не скрывающая своих претензий и амбиций на достойное великой державы место в мире явно не устраивает тех, кто сидит на российской «энергетической игле».

Именно поэтому Европа с недавних пор начала проявлять повышенный интерес к Центрально-Азиатскому региону, и в первую очередь — к богатому ресурсами Казахстану. Не секрет, что в ЕС уже давно рассматривают Казахстан как потенциальный для себя энергоисточник, с тем, чтобы отойти от российской зависимости. И поэтому Рахат Алиев, позиционировавший себя именно как борец «с авторитарным режимом» и приверженец идеям демократии был поначалу очень желанным гостем в австрийской столице.

Справедливости ради стоит отметить, что наверняка в столь радушном приеме и гостеприимном настрое Европы сыграло и то, что Алиев при каждом удобном случае рассказывал о прихваченном с собой при побеге чемодане компромата на всю властную элиту Казахстана, включая первых лиц. Учитывая, что у него на протяжении нескольких лет был доступ ко всем секретам Казахстана (в период работы в КНБ РК), никто даже не усомнился в наличии этого заветного чемодана.

Сейчас, правда, сомнения есть уже у самой Европы. Как в оппозиционности Алиева (слишком много грязных дел «вылезло» уже на территории Австрии), так и в существовании компромата. Ведь Алиев лишь обещает начать раскрывать все документы, однако до воплощения своего обещания на практике дело так и не дошло. Тем не менее, можно предположить, что заветный чемоданчик всплывет еще не раз – правда, теперь уже на переговорах Алиева с европейскими государствами, которые в обмен на действенные рычаги давления на Казахстан гарантируют Алиеву безопасность и невыдачу в руки казахстанского правосудия. Он вполне может начать торговлю и за свободу на европейской территории, с тем, чтобы весь список его грязных делишек «там» был попросту уничтожен.

Но, думается, главная цель, на которую Алиев готов поставить все – это, как ни странно на первый взгляд, возвращение на родину. Но уже не просто так, а под надежным прикрытием европейского щита, весь в белом да в лавровом веночке. Памятуя о том, что в бархатных революциях, случившихся в последние годы в соседних странах (Грузия, Украина, Киргизия), явно прослеживался внешний след, Алиев вполне может надеяться на то, что аналогичный сценарий Европа, жаждущая ресурсов, поможет реализовать и в Казахстане. А он сам — милостиво согласится возглавить это бархатно-революционное движение и потом, на правах, так уж и быть, вождя революции, займет трон в золотом чертоге – президентское кресло в Акорде.

Только вряд ли Европа, даже страдая от нехватки энергии, согласится помогать преступнику (причем теперь уже — в международных масштабах), да еще и со скоростью хамелеона меняющего политическую окраску. Вчера он был верным сторонником президента Казахстана, сегодня – обвиняет его во всех смертных грехах, начиная чуть ли не со Всемирного потопа. Европе же нужны гарантии, которых от неуправляемого человека она не получит никогда. Более того, Алиев, как, впрочем, и действительная казахстанская оппозиция, не может предложить альтернативного пути развития государства, сосредоточив свою «оппозиционность» лишь на пустом обхаивании действующей власти. Тогда как Европе гораздо более удобен и выгоден нынешний Казахстан – стабильный экономически и политически, имеющий влияние на своих более беспокойных соседей, и активно способствующий сохранению спокойной ситуации в регионе.

6 комментариев

  1. Douglas

    A typical story for the developing country. And typical editing in such conditions. You're not first nor last.

  2. Анонимно

    Дуглас кажись прав: ))))

  3. Darcy

    Douglas, are you saying that such things happen in Afghanistan and Iraq? : )))

  4. Анонимно

    Ессуас

  5. Анонимно

    Шоразик уже не наш человек. Жалко человека,

  6. Очень даже прикольно. Особенно третья.