20.11.2009

Astana over new loop of struggle for Eurasia

The article is contributed by PIK Analytical-Informational Bureau

Politics is the most concentrated expression of economics

Lenin

A world order is good only for those who settle it, and only until others would understand that it is actually a disorder. That’s the reason why Eurasia stays as center of interests of leading political players of the world. The explanation for this is quite simple: the largest territories, natural and human resources. Besides, as distinct from Latin America or Africa, where comparatively stabile zones and spheres of influence were settled, Eurasian space has very high dynamics of many different processes; including the desire to reformat geopolitical map from side of influential forces.

The strategy

2009 11 20  OnNew phase of activation of battle for Eurasia is connected with amplification of geopolitical games from side of Russia and China. After 9/11 events in 2001, US and its allies substantially shook positions of Moscow and Beijing in regions of their high importance. When it became obvious that American interests are not limited by struggle with international terrorism, Russia and China were attended with counterattack. First time the convenient chance was offered when military coalition headed by Washington have stuck in Iraq. The period of global crisis and cloudy perspectives of dollar are also being used as the reason to “move down” US and EU.

Single pole world has ended as early as in 2003, when limits of American possibilities were clearly showed in Iraq. The attack of the White House on Saddam Hussein regime itself — is military appearance of the desire to control global strategic resources. The course on keeping global resources US handled just in 80’s of century past, when the majority of Rome Club representatives (uniting authoritative scientists, analysts and experts) came to the conclusion, that the resources are limited and insufficient for everyone.

Geopolitics means long-term plan, sharp definition of perspective and competition. The White House is all right with strategic planning, but competition is systematically growing up. It is extremely problematical for US to support settled level of consumption of its people, because resources are required by everyone, and struggle for them is growing violent. Disagreements and discrepancies are increasing even with colleagues by “Golden Billion” represented by European Union.

Scientists are pointing on irreversible ecological changes for long ago, which would be going in closest half-a-century in cataclysm regime. Logics of survival require from human to minimize the expenses of its economical activities; however, consuming culture is specifying completely different vector. Wide duplication of financial prosperity through mass-media is intensifying desire to own it in all corners of the world and objectively pushing competition forward.

Russia and China are classified to large countries group. Big countries are subjects of global processes, one of which attributes is presence of influence zone. Moscow and Beijing yet not in condition to counterstand US in global scales, but instead they are objectively strong within perimeters of their borders. In addition, both of these countries are situated in Eurasia, whereas Washington has to operate from overseas on this field.

Russia

By amount of GDP modern Russia is almost the same as Netherlands. However, in geopolitical aspect their potentials are incomparable; as a matter of fact, in economical too, since Netherlands are already reached the limit of its growth, and Russia has giant potential. In the perspective Russia would probably turn out into global granary, since global warming would push the main belt of crops breeding to the north. Along with it, more than third part of dry earth will become arid territory (when annual rate of vaporization exceeds similar rate of rainfall). Concerning sweet lake of Baykal, than this resource in observable perspective could cover all oil of Persian Gulf by its importance.

However, time is sharply required by Moscow to come back and pull oneself up. Other players doesn’t grant such perspective to it, simply by virtue of fact, that in geopolitics is struggle for survival, and there are other rules in it. Thanks to American adventure in Iraq, high oil prices prolonged its chronological period, and Kremlin acquired additional income. Precisely it became Russian resources for activation of its geopolitical game. Even despite losses in crisis period, Moscow has quite enough of operational finance.

Narrowing of geopolitical space is dangerous for Russia by escalation of internal problems. As the result, Kremlin tries to move limits of its influence as far as possible. Reliance on own forces replaced discredited idea of salvation coming from abroad. Western investments are still invited, but they are no more considered as extremely important. The same way of thinking is being kept in military-strategic relations. Since Washington respect only strong partners, Moscow would modernize contents of national power.

Transformations of Russia to economical magnet for CIS countries became the new force of increasing influence upon Eurasia. In exchange of economical help Kremlin will ask for loyalty to its politics. Agreements with ruling elite of new independent countries would become the main instrument of strengthening of Russian positions. The task is very hard, but similarities between politico-economical systems of Russia and CIS can ease it. Beyond that, in many cases integration of these countries with the West is impossible. Elites of many countries, taken the power and quickly became rich, are feeling themselves in danger. Help from Kremlin on favorable terms could be at hand, especially considering no payments by sovereignty are required. Something like that is happening about customs union of Russia, Kazakhstan and Belorussia.

While chasing these goals, Moscow should remember that imperialism is costly affair and it’s leading to confrontation with the West. Also, it is worth to remember, that for CIS countries sovereignty means, first of all, independence from Russia. For that reason voluntary recognition on basis of achievements in economics and society is much more favorable to Kremlin. Sure the true leader leads by its example. In light of enforcing terrorists’ activity on Russian territory and winding down freedom of speech Moscow can be proud of nothing in terms of successes by viewing from democratic point. However, in terms of power-military and economical resource in hands of elite, everything is all right.

China

The opinion about relative weakness of Beijing formed after 9/11 of2001, when Americans and their partners by NATO came freely in the region. China reacted calmly enough, only bringing additional military forces on its western boards under the rhetoric on terroristic threat. Such comparatively weak reaction nursed to sleep many; however, Beijing stayed fealty to its strategic goals and continues their methodical implementation.

China is one of the major representatives of big countries group virtually by any parameters – economical and military power, population, territory etc. in addition, as distinct from Russia, which is trying to establish cooperation with EU leaders (first of all, with Germany), Beijing is building independent pole in global politics. Resource base is allowing China to have such ambitious plans.

During the last years Beijing is purposefully enlarges area of influence. Post-soviet Cantral Asia appeared to be very promising place for that purpose by virtue of USSR disintegration and weakening of former power and influence of Moscow. In 1997 Beijing returned Hong Kong under its jurisdiction and Macao in 1999. Taiwan yet keeps its independency, but threats in its address from PRC becoming more and rougher. Along with it, it is absolutely clear that mainland China can quite use military force on emergence. Often threat is much stronger than action; the main thing is to have potential possibility for its realization – and its there.

No matter what, but while yet not taking Taiwan under control, Beijing is enforcing its penetration into Central Asia within each year. 1996 became breakthrough year in this way, when the Shanghai Cooperation Organization (SCO) establishment happened. It’s noteworthy, that until that moment China was never involved in international and regional political organization except for UN. New structure was established, being essentially asymmetrical, because only China has common borders with all initial participants – Russia, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Tadzhikistan.

On first stage the core topic was 7300 kilometers of Chinese borders with the rest of organization participants. In 1998, accretion of power of SCO arose, and year 2000 gave new impulse for cooperation between participants. Recently, Uzbekistan joined the organization, which has no common border with China at all. In 1999—2000 assistance to Kyrgyzstan and Uzbekistan was rendered to fight Islamic extremists as part of SCO agreement.

Americans’ powerful arrival in Central Asia after 9/11 events somewhat shadowed the Shanghai Cooperation Organization. However, quickly compressed spring started to decompress back; firstly, because China is gaining power, and it have continuation in enforcement of its presence in areas of influence. Virtually, today Washington is in dependent position from Beijing. It is worth for China to not buy American bonds only once, and dollar will be dead.

Program on development of western territories, accepted by PRC’s government, automatically increases interest to Central Asia region. Regions of China, which are contiguous to Kazakhstan, Kyrgyzstan and Tadzhikistan, are requiring additional sources of crude materials (especially energy carriers) and water, new sales areas.

Concerning international and regional unions, than primarily large countries take advantage from it. In SCO, which on the present day is one of the most powerful regional unions in the world, “big brothers” are only China and Russia. Kazakhstan is a lesser one with large territory.

Concerning China, Russia stands in front of the question “what to do”. While the answer for it is not obvious, Moscow simply participates in SCO, just to be in course of what processes are happening inside neighbor giant. At that, Russia is too a big country, and could allow itself multi-vectorness. For instance, Kremlin declined Daqing pipeline in favor for pipe to Nahodka, because in such case there are possibilities of wide choice of customers. And Beijing swallowed it, because the partner is from the same category of weight. The last series of Russian-Chinese economical treaties virtually granted access to China to various natural resources of Siberia and Far East of Russia.

Mutual mistakes

By the way of struggle for positions in Eurasia all major players are making mistakes and misses. This occurrence is quite logical, because differently directed vectors are counteracting each other, somewhere helping, elsewhere detaining each other. Because the most powerful player is USA, then misses of Americans are exerting influence on situation in Eurasia.

Although Americano-Pakistani forces are conducting military operations against al-Qaeda on Afghan-Pakistani borders, terroristic groups’ bases in the world are increasing. Positions of Islamic radicals were sharply increased in post-Saddam Iraq. Saddam Hussein, hated any rivals in power as any other dictator, was building Arabian type of socialism, and repressed Islamists by common rules. On this ground his relations with al-Qaeda leaders were much tensioned. Now then al-Qaeda and its partners’ network is hasty growing.

Afghanistan, where sometimes battle actions are going between central government’s army and regional leaders, clearly not aiding global stability. In addition, intensiveness of military pressure on Americans and their allies in Afghanistan has enforced. Instability in this country constitutes huge treat for Pakistan, which internal problems are continuously increasing. Iran has relatively strong positions in this region; however, not everything is shiny for it too. Embargo and political pressure on Tehran from US are establishing threat of regime’s radicalization. If worst scenario would prevail, than are of instability will became truly giant and absolutely unmanageable.

However, the main mistake of US is in chosen strategy of behavior. Instead of working on liquidation of global tension sources, firstly poverty, Washington uses force resources to keep its world domination. Geopolitical tendency, given by the White House, leads to the matter, when military pressure more and more becoming usual in everyday international relations. At that, sources of tensions are not disappearing but strengthening. Then it follows by display of these tensions in many various types; one of which is terrorism, which will only enforce in closest perspective, because its feeding environment is growing.

Moscow’s problem is non-extinctive syndrome of imperialism in from of false representation of reality, which is not allowing to effectively using available resources and opportunities. Kremlin can make generous gifts to the countries, which can hardly become its friends, and carry paltry trade with real allies. The desire to continuously gain financial profit in geopolitics is not always reasonable.

Present picture of Russian economy is allowing to state, that Kremlin has no resources to substantially improve well-being of its own nationals. As the result, political resource is being utilized more and more actively. In the first stance, it is appeal to great power state hold and search for outside enemy. After Beslan tragedy, where terrorists killed hundreds of children, Moscow cried out to punish at least somebody. Many neighbor countries around CIS were seriously scared. Only Georgia has tried to overtake South Ossetia on the first day of Beijing Olympiad, in consequence of which it was demonstratively punished.

When china gives Uzbekistan 1 billion US dollars of investments, it doesn’t mean that it looks for serious economical dividends after the manner of Russia. The other philosophy is working here, and struggle on influence with US is going on. At that, finance is being sent there, where it required most for the people of Uzbekistan. Beijing is absolutely not interested in burning Central Asia; that’s why it is ready for significant expenses. The main mistakes of China are lying in politics concerning ethnic minorities. Rough suppression of Uyghur, unwillingness to compromise with Tibetans, are settling anxiety in countries of Chinese perimeter. Because of what Chinese neighbors are very cautiously conceiving even its economical projects.

European Union is making troubles for itself in Turkish issue. Short-view policy of Brussels by making obstacles for Turkey’s acceptance into EU is playing against united Europe. Sophisticated delay of Ankara acceptance to European Union is giving power for that part of Islamic world, which is appearing anti-Western. This plays into the hands of radicals under colors of Islam, also feeding conservative circles in Turkey itself. On this background it is hard for Brussels to position itself in quality of religiously neutral party.

Astana

The strategy of multi-vectorness, long ago added to armory by political power of Kazakhstan, will be seriously tested on durability. This is challenged both by political temperature increase and increase in activity of large countries on the space of Central Asia. In modern conditions nobody among leading world nations can overlook the territory with the size of five Frances. It is important for Astana to keep its sovereignty over new loop of battle for Eurasia.

Within all years of its independency Kazakhstan is only trying to avoid uncomfortable geopolitical breakdowns and to flat down internal contradictions. Recent events are witnessing, that this line, which is already became traditional, will be carried in much more difficult conditions. The most powerful neighbors of Astana, Russia and China are determined to enlarge their geopolitical space. In parallel with this, US and EU are accounting on preferences in the region.

As a small country with large territory and relatively weak state, Kazakhstan is bounded to hang on positions of maximum security preservation. At that, doing this becoming more and more complicated. Because of expansion of sources and centers of tension common threat of instability is pumped up. Americans are stuck in Afghanistan. Violence in Middle East isn’t stopping. Russia more and more transforming into country at war, as circles from Chechen conflict are dispersing far to corners of the state. Beijing intensifies military pressure on Xinjiang, and Uyghur refugee flow into Kazakhstan is growing. South of the republic is solid zone of instability, from Uzbekistan and Turkmenistan to Afghanistan and Pakistan.

At that, all subjects of Geopolitics, from large states to transnational companies and terroristic organizations are fighting for resources and expansion of influence spheres. In such conditions, new and more serious challenges can be expected for Astana. As soon as today Kazakhstani geopolitical drift from the West to the side of Moscow and Beijing is noticeable. Institutionally, this is initiated through the structures of Customs Union and SCO. In return, the West is also standing out, agreeing on gifts for Ak Orda in from of OSCE presidency in 2010, also extensively participation in development of hydrocarbons on Caspian Shelf. However, those who are closer, such as Russia and China, are objectively stronger and influential. But along with that another Kazakhstan is growing, which is, figuratively speaking, canny, and which couldn’t be cheated in closest future. For that reason Kazakhstan, in case of normal development of its creative, could recycle its limitations, adapt it for the future and realize its originality in relations with other civilizations.

9 comments

  1. Anonymous

    Самобытный лидер... Хорошо сказали!!!!

  2. Anonymous

    Особенно ударной выглядят последние строчки этой галиматьи: — )))

  3. Anonymous

    Однако бред-с

  4. Anonymous

    Не скажите... Если многа многа рас прочесть... Вштыривает не по деццки...

  5. George

    Basically u're right, excluding issues with US/Allies presence in Iraq and Afghanistan, which are staying there for specific reason while transnational companies are discovering and assigning resources.

    Kazakhstan doesn't really palys anything since in terms of politics its less than a dummy in the big game.

  6. timmy

    George, do you believe in conspirancy theory. This costofwar.com is much more demonstrative than some speculations of the guy named George.

  7. George

    timmy, it's obvious — they are after natural resources there no less. Or you think they are after democracy. Still Kazakhstan wouldn't even get share in this affair. But it is candidate to be a share itself.

  8. Anonymous

    Умный материал

  9. GetTuned.ru – интернет магазин автотюнинга. У нас вы можете приобрести или заказать интеркулеры, турбины, турбо-киты, коллектора, выпускные трассы, аэродинамические обвесы, датчики, элементы подвески, литые диски, резину, и многое другое для Ваш авто. У нас на сайте вы найдете лучшие товары от ведущих производителей. Так же осуществляем покупку и поставку любых товаров (колеса, запчпсти, техника, одежда) с японского аукциона Yahoo. Низкая комиссия!!!

20.11.2009

Астана в новом витке битвы за Евразию

Материал предоставлен Аналитическо-информационным бюро ПИК

«Политика есть самое концентрированное выражение экономики».

Ленин

Мировой порядок хорош только тем, кто его устанавливает, и только до тех пор, пока другие не поймут, что это непорядок. Поэтому Евразия остается средоточием интересов ведущих политических игроков мира. Объяснение этому вполне простое: самые большие территория, природные и человеческие ресурсы. К тому же в отличие от Латинской Америки или Африки, где сложились сравнительно устойчивые зоны и сферы влияния, на пространстве Евразии очень высокая динамика самых различных процессов. В том числе желание переформатировать геополитическую карту со стороны влиятельных сил.

2009 11 20  On

Стратегия

Новая фаза активизации битвы за Евразию связана с усилением геополитической игры со стороны России и Китая. После событий 11 сентября 2001 года США и их союзники существенно задели позиции Москвы и Пекина в очень важных для них районах. Когда стало очевидно, что американские интересы не ограничиваются борьбой с международным терроризмом, Россия и Китай озаботились «контрнаступлением». Первый раз удобный шанс представился когда возглавляемая Вашингтоном военная коалиция увязла в Ираке. Период глобального кризиса и туманные перспективы доллара также используются в качестве повода «подвинуть» США и Европейский союз.

Однополюсный мир кончился еще в 2003 году, когда пределы американских возможностей были ясно показаны в Ираке. Само нападение Белого дома на режим Саддама Хусейна – это военное проявление желания контролировать мировые стратегические ресурсы. Курс на удержание глобальных ресурсов США взяли еще в 80-ые годы прошлого века, когда большинство представителей Римского клуба (объединяет авторитетных ученых, аналитиков, экспертов) пришли к заключению, что ресурсы ограничены и на всех их не хватит.

Геополитика подразумевает долгосрочный план, четкое определение перспектив и конкуренции. У Белого дома все в порядке со стратегическим планированием, но конкуренция систематически возрастает. США крайне проблематично поддерживать сложившийся уровень потребления своего населения, поскольку ресурсы нужны всем, и борьба за них ожесточается. Даже с коллегами по «золотому миллиарду» в лице Европейского Союза разногласия и разночтения у Вашингтона увеличиваются.

Ученые давно указывают на необратимые экологические изменения, которые будут проходить в ближайшие пятьдесят лет в режиме катаклизмов. Логика выживания требует от человечества минимизировать издержки своей хозяйственной деятельности, однако общество потребления задает совершенно иной вектор. Широкое тиражирование образцов материального благополучия через СМИ усиливает желание обладать ими во всех уголках планеты и объективно подталкивает конкуренцию.

Россия и Китай относятся к группе «больших государств». Большие государства – это субъекты глобального процесса, одним из их атрибутов является наличие пояса влияния. Москва и Пекин пока не в состоянии противостоять США в глобальном масштабе, зато они объективно сильны по периметру своих границ. Вдобавок обе эти страны находятся в Евразии, тогда как Вашингтону для борьбы на данном поле приходится действовать из-за океана.

Россия

По размеру ВВП современная Россия – это почти что Нидерланды. Однако в геополитическом аспекте их потенциалы несопоставимы. В экономическом вообще-то тоже, поскольку Нидерланды уже уперлись в потолок своего роста, а у РФ потенциал огромный. В перспективе Россия должна превратиться в мировую житницу, поскольку всемирное потепление отодвинет главный зерновой пояс планеты на север. При этом более 1/3 земной суши станет аридной территорией (когда годовая норма испаряемости превышает такую же норму осадков). Что касается пресноводного озера Байкал, то данный ресурс по своей значимости в обозримой перспективе может перекрыть всю нефть Персидского залива.

Однако Москве остро требуется время, чтобы прийти в себя и собраться с силами. Другие игроки ей такой возможности не дают просто в силу того, что в геополитике идет борьба на выживание, и здесь действуют другие правила. Благодаря американской авантюре в Ираке высокие цены на нефть продлили свой хронологический период и Кремль получил дополнительные доходы. Именно они и стали ресурсом для активизации Россией своей геополитической игры. Даже несмотря на потери в период кризиса, оперативные финансы в руках у Москвы достаточно существенные.

Сужение геополитического пространства опасно для России обострением внутренних проблем. Как результат, Кремль пытается отодвинуть рубежи своего влияния как можно дальше. Российские лидеры больше не ждут помощи с Запада. Расчет на свои силы заменил дискредитировавшую себя идею о приходе спасения из-за рубежа. Западные инвестиции всё ещё желают привлечь, но их уже не читают особо важными. Та же мысль выдерживается и в военно-стратегических отношениях. Поскольку Вашингтон уважает лишь сильных партнёров, Москва будет модернизировать составляющие национальной мощи.

Превращение России в экономический магнит для СНГ стало новой силой возрастающего влияния в Евразии. В обмен на экономическую помощь Кремль потребует лояльности в политике. Соглашения с правящими элитами новых независимых государств станет главным инструментом усиления российских позиций. Задача трудная, но схожесть между политико-экономическими системами СНГ и России может упростить её. Кроме того, в большинстве случаев интеграция этих стран с Западом невозможна. Элиты многих стран, взяв власть и быстро обогатившись, чувствуют себя в опасности. Помощь Кремля на выгодных условиях может быть кстати, особенно если учесть, что расплаты суверенитетом не потребуется. Примерно в таком формате на данном этапе складывается Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси.

Преследуя эти цели, Москва должна помнить, что империализм – дорогое удовольствие и ведёт к конфликту с Западом. Еще не следует забывать и том, что для стран СНГ суверенитет означает, прежде всего, независимость от России. Поэтому Кремлю выгоднее добровольное признание его лидерства на основе достижений в экономике и обществе. Ведь настоящий лидер ведёт своим примером. В свете усиления террористической активности на российской территории и сворачивания свободы слова, Москва пока мало чем может гордиться в плане успехов при взгляде с демократической колокольни. Однако в смысле властно-силового и экономического ресурса в руках у элиты все в порядке.

Китай

Мнение об относительной слабости Пекина сформировалось после 11 сентября 2001 года, когда в регион активно пришли американцы и их партнеры по НАТО. Китай на это реагировал достаточно спокойно, только под риторику о террористической угрозе подтянул дополнительные воинские контингенты на свои западные рубежи. Такая сравнительно вялая реакция многих убаюкала, однако Пекин остался верен своим стратегическим целям и продолжает их методичную реализацию.

Китай – один из главных представителей группы «больших стран» практически по всем параметрам – экономическая и военная мощь, население, территория и т. д. К тому же в отличие от России, пытающейся наладить сотрудничество с лидерами ЕС (прежде всего Германией), Пекин строит самостоятельный полюс в мировой политике. Ресурсная база позволяет Китаю иметь столь амбициозные планы.

Все последние годы Пекин целенаправленно расширяет пояс влияния. Постсоветская Центральная Азия оказалась очень удобным для этого местом в силу распада СССР и ослабления былой мощи и влияния Москвы. В 1997 году Пекин вернул под свою юрисдикцию Гонконг, а в 1999 году – Макао. Тайвань пока сохраняет свою независимость, но угрозы в его адрес со стороны КНР становятся все жестче. При этом совершенно ясно, что как крайний вариант материковый Китай вполне может применить военную силу. Часто угроза сильнее самого действия, главное, чтобы имелась потенциальная возможность для ее реализации, а здесь она присутствует.

Как бы то ни было, но еще не взяв под свой контроль Тайвань, Пекин с каждым годом усиливает свое проникновение в Центральную Азию. Прорывным в этом плане стал 1996 год, когда произошло образование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Примечательно, что до этого момента Китай никогда не вступал в международные и региональные политические организации, кроме ООН. Была создана структура, асимметричная в принципе, поскольку только Китай имеет общую границу со всеми первоначальными участниками – Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан.

На первом этапе узловой темой были 7300 км границы Китая со всеми остальными участниками организации. В 1998 году произошло расширение полномочий ШОС, а 2000 год дал новый импульс сотрудничеству между участниками. Вскоре к организации присоединился Узбекистан, который вообще общей границы с Китаем не имеет. В 1999—2000 годах в рамках ШОС была оказана помощь Кыргызстану и Узбекистану в борьбе с исламскими экстремистами.

Мощный приход американцев в Центральную Азию после событий 11 сентября несколько затмил Шанхайскую организацию сотрудничества. Однако достаточно быстро сжатая пружина стала отживаться назад. В первую очередь потому, что набирает мощь Китай, а она имеет продолжение в усилении его присутствия в поясах влияния. Фактически сегодня Вашингтон находится в финансовой зависимости от Пекина. Стоит Китаю один раз не купить американских облигации и на долларе можно ставить крест.

Принятая руководством КНР программа развития западных территорий автоматически увеличивает интерес к региону Центральной Азии. Сопредельным с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном регионам Китая уже сегодня требуются дополнительные источники сырья (особенно энергоносителей) и воды, новые рынки сбыта.

Что касается международных и региональных объединений, то от них пользу в первую очередь получают крупные государства. В ШОС, который на сегодняшний день является одним из самых мощных региональных объединений в мире, «большие страны» — это только Китай и Россия. Казахстан – «малая страна с большой территорией».

Перед Россией в отношении Китая стоит вопрос «что делать?». Пока ответ на него не очевиден, Москва просто входит в ШОС, чтобы находиться в курсе происходящих в соседнем гиганте процессов. При этом Россия – тоже «большая страна» и может позволить себе многовекторность. Например, в Кремле отказались от нефтепровода на Дацин в пользу «трубы» на Находку, поскольку в этом случае есть возможность широкого выбора в покупателях. И Пекин это стерпел, поскольку партнер из одной «весовой категории». Последняя серия российско-китайских экономических договоров практически предоставила Китаю доступ к самым разнообразным природным ресурсам Сибири и Дальнего Востока России.

Взаимные ошибки

В ходе борьбы за позиции в Евразии ошибки и промахи делают все серьезные игроки. Данное явление вполне логично, поскольку противодействуют друг другу самые разнонаправленные векторы, где-то помогающие, а где-то мешающие друг другу. Поскольку самый мощный игрок – США, то и промахи американцев оказывают наиболее мощное воздействие на ситуацию в Евразии.

Хотя американо-пакистанские войска проводят военные операции против Аль-Каиды в афгано-пакистанском приграничье, плацдармы террористических группировок в мире увеличиваются. Резко усилились позиции исламских радикалов в постсаддамовском Ираке. Саддам Хусейн, как и всякий диктатор, конкурентов во власти не терпел, строил арабский вариант социализма, а исламистов репрессировал на общих основаниях. На этой почве с лидерами «Аль-Каиды» отношения у него складывались очень напряженные. Теперь же сеть «Аль-Каиды» и ее партнеров стремительно растет.

Афганистан, где порой идут боевые действия между войсками центрального правительства и региональными лидерами, мировой стабильности явно не способствует. Вдобавок усилилась интенсивность боевого давления на американцев и их союзников в Афганистане. Нестабильность в этой стране представляет огромную угрозу Пакистану, чьи внутренние проблемы постоянно увеличиваются. В данном регионе сравнительно прочные позиции имеет Иран, однако и у него не все безоблачно. Эмбарго и политическое давление на Тегеран со стороны США создают угрозу радикализации режима. Если осуществится худший сценарий, то «пояс нестабильности» станет просто огромным и совершенно неуправляемым.

Однако главная ошибка США в избранной стратегии поведения. Вместо того чтобы работать над устранением источников глобальной напряженности, прежде всего бедности, Вашингтон использует силовой ресурс для закрепления своего мирового доминирования. Задаваемая Белым домом геополитическая тенденция приводит к тому, что силовое давление все прочнее приживается в обиходе международных отношений. Источники напряженности при этом не исчезают, а усиливаются. Дальше следует проявление этой самой напряженности в самых разнообразных вариантах. Один из них – терроризм, который в ближайшей перспективе будет только усиливаться, поскольку растет его питательная среда.

Проблема Москвы – это неизжитый синдром «имперскости» в виде ложного представления о реальности, который не позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и возможности. Кремль может одновременно делать щедрые подарки государствам, которые вряд ли станут его друзьями и вести мелочную торговлю с реальными союзниками. Желание постоянно получать материальную выгоду в геополитике не всегда оправдано.

Имеющаяся картина российской экономики позволяет утверждать, что у Кремля нет ресурсов, чтобы в короткие сроки значительно улучшить благосостояние своих граждан. Как результат, все активнее задействуется политический ресурс. В первую очередь это апелляция к державности и поиск внешнего врага. После трагедии в Беслане, когда террористы убили сотни детей, Москва остро нуждалась в «наказании» хоть кого-нибудь. Многих соседей по СНГ это серьезно напугало. Только Грузия попыталась в день начала Пекинской олимпиады захватить Южную Осетию, вследствие чего была примерно наказана.

Когда Китай дает $1 млрд. инвестиций Узбекистану, то не ищет серьезных экономических дивидендов на манер России. Здесь работает другая философия и идет борьба за влияние с США. Причем средства направляются туда, где они больше всего нужны населению Узбекистана. Пекин совершенно не заинтересован в том, чтобы Центральная Азия «полыхнула», а потому готов идти на определенные издержки. Главные ошибки Китая лежат в политике по отношению к этническим меньшинствам. Жесткое подавление уйгур, нежелание идти на компромисс с тибетцами вселяет тревогу в страны китайского периметра. Из-за этого даже к чисто экономическим проектам соседи Китая относятся весьма настороженно.

Европейский Союз сам себе создает проблемы на турецком вопросе. Недальновидная политика со стороны Брюсселя по созданию препятствий принятию Турции в ЕС играет против объединенной Европы. Надуманное замедление процесса вступления Анкары в Евросоюз усиливает ту часть исламского мира, которая выступает антизападно. Это играет в пользу радикалов под знаменем ислама, а также подпитывает консервативные круги в самой Турции. Брюсселю на таком фоне трудно позиционировать себя в качестве религиозно нейтрального субъекта.

Астана

Стратегию многовекторности, давно взятую на вооружение политическим руководством Казахстана, ждут серьезные испытания на прочность. Это вызвано как общим повышением геополитической температуры, так и усилением активности больших государств на пространстве Евразии. В современных условиях никто из ведущих мировых держав не может оставить без внимания территорию размером в пять Франций. Для Астаны важно, чтобы в ходе нового витка битвы за Евразию она не утратила своей субъектности.

Все годы независимости Казахстан только тем и занимается, что уклоняется от неблагоприятных геополитических раскладов и пытается сгладить внутренние противоречия. Последние события свидетельствуют, что это ставшее уже традиционным занятие будет протекать в более сложных условиях. Самые мощные соседи Астаны – Россия и Китай, намерены расширять свое геополитическое пространство. Параллельно с этим на преференции в регионе рассчитывают США и Евросоюз.

Казахстан, как «малая страна с большой территорией» и сравнительно слабое государство, вынужден занимать позицию максимального сохранения безопасности. При этом делать это становится все сложнее. Из-за расширения источников и очагов напряженности нагнетается общая угроза нестабильности. Американцы увязли в Афганистане. Не прекращается насилие на Ближнем Востоке. Россия все больше превращается в воюющую страну, так как круги от чеченского конфликта расходятся все дальше по углам государства. Пекин усиливает силовое давление на Синцзян, а в Казахстан возрастает поток уйгурских беженцев. К югу от республики – сплошная зона нестабильности от Узбекистана и Туркменистана до Афганистана и Пакистана.

При этом все субъекты геополитики, от «больших государств» до ТНК и террористических организаций ведут борьбу за ресурсы и расширение сфер влияния. В таких условиях Астану ждут все новые и более серьезные вызовы. Уже сегодня заметен геополитический дрейф Казахстана от Запада в сторону Москвы и Пекина. Институционально это оформляется через структуры Таможенного союза и ШОС. Запад со своей стороны тоже не сдается, соглашается на подарки для Ак Орды в виде председательства ОБСЕ-2010, активно участвует в освоении углеводородов на Каспии. Однако те, кто ближе – в лице России и Китая, на сегодняшний день здесь объективно сильнее и влиятельнее. Но вместе с тем растет и другой Казахстан, который, образно говоря, « себе на уме» и, который, уже в ближайшем будущем не проведешь на мякине. Для этого, Казахстану, в случае нормального развития своего креатива, можно свои недостатки перерабатывать, приспосабливать для будущего и осознать свою самобытность относительно других цивилизаций. Безусловно, позитивным фактором, относительно поднятой темы, можно считать наличие у молодого государства такого самобытного лидера, как Нурсултан Назарбаев. Даже тот факт, что он находится достаточно длительное время у штурвала государства, становится одним из главных стабилизирующих моментов в условиях складывающейся геополитической ситуации…

9 комментариев

  1. Анонимно

    Самобытный лидер... Хорошо сказали!!!!

  2. Анонимно

    Особенно ударной выглядят последние строчки этой галиматьи: — )))

  3. Анонимно

    Однако бред-с

  4. Анонимно

    Не скажите... Если многа многа рас прочесть... Вштыривает не по деццки...

  5. George

    Basically u're right, excluding issues with US/Allies presence in Iraq and Afghanistan, which are staying there for specific reason while transnational companies are discovering and assigning resources.

    Kazakhstan doesn't really palys anything since in terms of politics its less than a dummy in the big game.

  6. timmy

    George, do you believe in conspirancy theory. This costofwar.com is much more demonstrative than some speculations of the guy named George.

  7. George

    timmy, it's obvious — they are after natural resources there no less. Or you think they are after democracy. Still Kazakhstan wouldn't even get share in this affair. But it is candidate to be a share itself.

  8. Анонимно

    Умный материал

  9. GetTuned.ru – интернет магазин автотюнинга. У нас вы можете приобрести или заказать интеркулеры, турбины, турбо-киты, коллектора, выпускные трассы, аэродинамические обвесы, датчики, элементы подвески, литые диски, резину, и многое другое для Ваш авто. У нас на сайте вы найдете лучшие товары от ведущих производителей. Так же осуществляем покупку и поставку любых товаров (колеса, запчпсти, техника, одежда) с японского аукциона Yahoo. Низкая комиссия!!!