28.01.2010

Difficult gold of Kazakhstan

By Sergey ABAKSHIN

If anything that shines were golden, the gold would be much cheaper

Miguel de Sevantes

Global economics situation pushes all kinds of players to revise their relations with gold. In 2008 the troy ounce (31,1035g) moved up 40% from $700 point. In 2009 the price grew up to $1130 already. Estimates on this year are controversial enough, but common trend of valuations is going closer to the opinion, that part of the gold assets wouldn’t heart to anybody, whether it is a state, bank, company or a private individual. And then the high-ranked functionalists are significantly becoming warmer to the yellow metal. They probably would start to sort out different problems of gold-mining industry of the country. And there are lots of them.

2010 01 28 goldCenturies are going after centuries, and millennium – after millennium, however, the gold is still the gold. Instead from oil reserves, mined from the deeps of the earth and annually going to the end, the main volume of valuable yellow metal is proceeding to a next year. That’s why we can encounter both gold mined in Namibia in Pharaoh era and latest bars from Yubileyniy gold reserves in Aktobe district. But no matter how much aurum (gold in Latin) is mined, human kind needs mire and more of it. At that, there isn’t much easy gold on the planet left, and mining of hard gold is becoming much more difficult.

According to the data from Agency of Statistics of the Republic of Kazakhstan, there are 10 336 kilograms of fine gold were produced in 2009, which is 26% more than in 2008. Overall production of crude and semi-finished gold, or gold in form of powder in 2009 resulted 22525 kg (8% growth).

However, gold mining system is arranged in such way, that the precious metal is more profitable to send on export then to sell it on local market. When gold is sold in Kazakhstan, it is VAT’ted, whereas it is missed for foreign supplies. Refining, that means final refinement of gold until pure 999 and 9999 type costs 2-2.5 times more in the republic than in Swiss. That’s the reason why local manufacturers usually refining gold until Dore bead (gold-silver alloy, in which gold contains around 95%), and then exporting it for final refinement in Switzerland.

Liquidity of gold and gold products on local market of the republic has significantly grown during the last years. For instance, there are more shops and saloons have engaged in purchasing gold jewelry products. But full-fledged market of physical gold wasn’t established yet. In its final appearance, all of its flows would operate inside the country: mining, refining, sales in form of bars, coins and jewelry, possibilities of gold investments from the side of various players, including pension funds and etc. Yet these questions haven’t been solved systematically. No doubt that establishment of normal market of physical gold inside Kazakhstan is not canceling its connection to global gold market at all; but this interaction will be on qualitatively different level.

And then Grigoriy Marchenko, chairman of National Bank of the Republic of Kazakhstan, has stated in the middle of January about necessity of establishment of gold market in the country. National Bank chairman is a state official, but his thoughts are strictly bankers. The bankers yet aw that for the last few years gold has grew up very significantly. At that, if US dollar and Euro are still becoming lighter in terms of its purchasing power, then a kilogram of gold is still 1000 grams, as it was two or three decades ago. You always can put gold in a vault or take it out of it, whereas companies’ stocks are simply transforming into air.

Grigoriy Marchenko is voting for increasing of gold share in country’s reserves. But nobody in Kazakhstan yet overturned VAT on gold bar sales, but this is heavily cramping the functioning and development of the gold market. The system has already established in the way that all of the gold produced in the country is being exported abroad. But if it is needed for jewelry production or investments, then it is again bought up abroad. In the last years the gold came to positions of one of the best assets for investments; however Kazakhstan found itself on the hard shoulder of this process. Now it is needed to improve the situation to prevent staying in role of observer at least during next wave of gold prices increase.

Gold-mining industry of Kazakhstan can be quite definitely described as developed. There is almost no easy gold left in the country, but we can’t simply mine hard gold without the advanced technologies. There is most northern gold-mining enterprise on the planet functioning under Semey city, where gold ore beneficiation is implemented with instrumentality of special bacteria. The technology was created in South African Republic, and then successfully adopted in Kazakhstan too.

Gold-bearing horizons are becoming poorer. For instance, if gold containment in ore is around 5-6 grams per ton, it is needed to mine much more of it than with 10-11 g/ton containment. However, depletion of ore, its more and deeper deposits, tax disarrangement and personnel – it is far too incomplete list of problems of gold-mining industry of the country. There is also a corporate raid.

Even in Soviet era, when the state tried to be involved in anything – washing people in bathes, fed with ice cream, cut hair in barber shops, gave kvas (because all these objects were in state property) – in some moments it tried to avoid conflicts with common sense. To decrease its own expenses in regions with low density of population, poor with resources and infrastructure (both production and social), the state delegated its privileges to private initiatives. Thanks to that niche, in 1985 Balkhash prospectors team was established.

In mad 90’s, when gold-mining manufactures, based on soviet standards of administration, have gone into nowhere one after other, Balkhash team showed amazing vitality and ability to effectively work in real sector of economy. In 00’s it, transformed into Mining Company JSC ABS-Balkhash, has been engaged into mining industry as completely established cluster. It has its own geological exploration service, mines, beneficiating and isolation facilities, logistics, and systems of production life supply. For example, Priozersk gold isolation facility has been built I 1995 with advanceв technologies, i.e. in the period, when Kazakhstan was mainly broken not build.

Domestic gold producers had revved up production in low gold prices period, estimating to cover everything, when prices pendulum will perform its cyclic move towards the increase. However, when global conjuncture on yellow precious metal became advantageous, then ABS-Balkhash was awaited not only by consumers, but raiders too.

By virtue of lack of normal stock market in Kazakhstan, the gold producers were incurred in debts with banks. Bankers consortium placed its own financial directors, who blocked payments into production and sent money only on repayments. And then, jumped over financial improvement, ABS-Balkhash was declared bankrupt in the court on February 2005 and sold through auction.

As early as in the second half of the 90’s (i.e. before assets growth in the 00’s) Canadian company Killbourne Engineering estimated ABS-Balkhash price at $105 million. However, technologies of well-orientated bankruptcy are existing for the matters to decrease of real price times down. With credit debts over $30 million the company was estimated on $20 million. In October of 2005 company property was offered for tender. The auction was moved in dates for three times. Finally, the assets were split on 13 lots and offered for sale by Dutch method.

More than three thousand employees who lost their jobs have gone in search of incomes to other places. The company functioned in low population areas with weak infrastructure, and that is the reason why local life lines have stopped with its liquidation. An aid, which was assisted from gold-miners to nearby rural areas, has stopped. Aktogay and Moyinkum districts, which tax committees filed the action, then lost a lion’s share of their tax incomes. The republic budget has also lost major source of income.

New owners of ABS-Balkhash assets, bought for nothing, have no idea what to do with it. Only well-prepared professionals can start gold-mining process again, even given all production complex. But in this situation, gold mines have one owner; facilities have the other, power supply lines (which became useless) – the third, etc. It can’t be now a working picture. The only consolation is that the gold is safely lying in the earth for the needs of following generations.

A proper gold-mining industry is possible only with state management, fully-fledged and interested in its existence. Indeed, difficulties of gold ore deposits access, lack of water for production needs and expensiveness of technologies – all these are secondary issues. The main thing is that the owners should have property warranties, and rules of the game in gold-mining – clear and stabile, for good of all participants. And everything needed in this direction is to start and finish.

6 comments

  1. Anonymous

    Алтын —

    это всегда здорово. Но пока дайцте котлету бумажками, на котрой амеркотский президент

  2. Anonymous

    Very good reading actually, enjoyed it. But the author is again included his party piece — about some company, and because of that the article seemed too biased and payed by third party.

  3. jesus

    Abakshin is smart arse.

  4. Anonymous

    Котлета капусты никому не помешает нынче то...

  5. Ободзинский

    Золота валом. Макенны нет на вас: )))

  6. фарид

    Статья явно заказная и глупая , вокруг и около.

28.01.2010

Сложное золото Казахстана

Cергей АБАКШИН

«Если бы все то, что блестит, было золото – золото стоило бы много дешевле».

Мигель де Сервантес

Глобальная экономическая ситуация заставляет самых разных игроков пересмотреть свое отношение к золоту. В 2008 году тройская унция (31,1035 г) с отметки в $700 поднялась вверх на 40%. В 2009 году цена достигла уже $1130. Прогнозы на текущий год достаточно противоречивы, но общий тон оценок склоняется к тому, что часть активов в золоте никому не повредит, будь то государство, банк, компания или частное лицо. Вот и высокопоставленные функционеры в Казахстане заметно подобрели к «желтому металлу». Возможно, теперь начнут решать и различные проблемы золотодобывающей индустрии страны. А их много.

2010 01 28 goldВека сменяют века, а тысячелетия – тысячелетия, однако золото остается золотом. В отличие от извлеченной из недр земли нефти, которая за год почти полностью сжигается, основной объем драгоценного желтого металла переходит в следующий год. Поэтому сегодня можно встретить и золото, добытое в Нубии при фараонах, и последние слитки с месторождения «Юбилейное» в Актюбинской области. Но сколько бы «аурума» (золото по латыни) ни добывалось, человечеству его требуется все больше. При этом «легкого» золота на планете уже почти нет, а добывать «трудное» становится все сложнее.

Согласно данным Агентства РК по статистике, в 2009 году в стране произведено 10336 килограммов аффинированного золота, что на 26% больше, чем в 2008 году. Объем производства необработанного золота и полуобработанного или в виде порошка в 2009 году составил 22525 килограммов (рост на 8%).

Однако система золотодобычи построена таким образом, что драгоценный металл выгоднее отправлять на экспорт, чем продавать на внутреннем рынке. При продаже золота в Казахстане уплачивается НДС, тогда как для зарубежных поставок он отсутствует. Аффинаж, то есть окончательная очистка золота до проб 999 и 9999 в республике стоит в 2-2,5 раза дороже, чем в Швейцарии. Поэтому местные производители обычно доводят золото до сплава Доре (золотосеребряный сплав, где золото составляет порядка 95%), а потом вывозят на аффинаж в Швейцарию.

Ликвидность золота и изделий из него на внутреннем рынке республики за последние годы заметно выросла. Например, стало больше магазинов и салонов, которые занимаются скупкой ювелирных изделий из золота. Но полноценный рынок физического золота так и не сложился. В своем законченном виде все его потоки функционировали бы внутри страны: добыча, аффинаж, покупка-продажа в виде слитков, монет и ювелирной продукции, возможности инвестиций в золото со стороны различных игроков, включая пенсионные фонда и прочее. Пока эти вопросы на системном уровне так и не решены. Разумеется, создание нормального рынка физического золота внутри Казахстана вовсе не отменяет его соединения с глобальным рынком золота, но то взаимодействие будет уже на качественно ином уровне.

Вот и Григорий Марченко, председатель Национального банка Республики Казахстан, заявил в середине января о необходимости формирования в стране рынка золота. Председатель Нацбанка – это государственный чиновник, но мышление у него строго банкирское. Банкиры же увидели, что за последние годы золото очень сильно поднялось в цене. При этом если доллар и евро все легчают в плане своей покупательской способности, то в килограмме драгоценного металла как была 1000 г две и три пятилетки назад, так и остается. Золото всегда можно положить в сейф или достать из него, тогда как акции компаний запросто превращаются в воздух.

Григорий Марченко выступает за увеличение доли золота в резервах государства. Но в Казахстане пока никто не отменил НДС на торговлю золотыми слитками, а это сильно мешает функционированию и развитию рынка золота. Система уже сложилась таким образом, что практически все золото, произведенное в стране, уходит за рубеж. Если же оно нужно для ювелирного производства или инвестиций, то снова покупается за границей. В последние годы золото вышло на позиции одного из лучших активов для инвестиций, однако Казахстан оказался на обочине этого процесса. Теперь нужно выправлять ситуацию, чтобы хоть в следующую волну повышения цены золота не остаться в роли статиста.

Золотодобывающую отрасль Казахстана вполне можно назвать развитой. «Легкого» золота в стране уже почти нет, а для добычи «трудного» без передовых технологий просто не обойтись. Под городом Семей действует самое северное на планете золотодобывающее производство, где обогащение золотоносной руды осуществляется с помощью специальных бактерий. Технология создана в ЮАР, а потом успешно адаптирована и в Казахстане.

Золотоносные горизонты становятся беднее. Например, если содержание золота в руде составляет 5-6 г на тонну, то добыть ее нужно куда больше, чем при содержании в 10-11 г. Однако обеднение руды, ее все более глубокое залегание, налоговая неотрегулированность и кадры – это далеко не полный список проблем золотодобывающей индустрии страны. Есть еще и рейдерство.

Даже во времена СССР, когда государство пыталось заниматься всем – мыло человека в бане, кормило мороженым, стригло в парикмахерской, поило квасом (потому что все эти объекты находились в государственной собственности) – в каких-то моментах и оно старалось избегать конфликта со здравым смыслом. Чтобы понизить собственные издержки в малообжитых районах, небогатых на ресурсы и инфраструктуру (как производственную, так и социальную), государство делегировало свои полномочия частной инициативе. Благодаря этой нише в 1985 году появилась старательская артель «Балхаш».

В безбашенные 90-ые годы, когда золотодобывающие предприятия, основанные по советским стандартам хозяйствования, одно за другим уходили в небытие, артель «Балхаш» демонстрировала удивительную живучесть и способность к эффективной работе в реальном секторе. В 2000-ые годы она, преобразовавшись в ОАО горно-рудная компания (ГРК) «АБС-Балхаш» вошла уже готовым золотодобывающим кластером. Своя геологоразведка, рудники, золотообогатительные и золотоизвлекательные фабрики, логистика, системы производственного жизнеобеспечения. К примеру, Приозерская золотоизвлекательная фабрика с передовой технологией была построена в 1995 году, то есть в период, когда в Казахстане главным образом ломали, а не возводили.

Отечественные золотопромышленники наращивали производство в период низких цен на золото, рассчитывая все окупить, когда маятник цен совершит свой циклический ход в сторону повышения. Однако когда мировая конъюнктура на драгоценный металл желтого цвета стала хорошей, то «АБС-Балхаш» ждали не только потребители, но и рейдеры.

В силу отсутствия в Казахстане нормального фондового рынка, золотопромышленники залезли в долги банкам. Банковский консорциум посадил финансовых директоров, которые блокировали платежи в производство и направляли деньги только на погашение долга. В результате предприятию стало не хватать оборотных средств. В 2004 году как по команде пошли иски от районных налоговых комитетов, где ГРК осуществляла хозяйственную деятельность. А потом, «перескочив» через процедуру финансового оздоровления, «АБС-Балхаш» в суде (февраль 2005 года) признали банкротом и пустили с аукциона.

Еще во второй половине 90-х годов (то есть, до роста активов в 2000-ые годы) канадская компания Килборн Инжиниринг оценила «АБС-Балхаш» в $105 млн. Однако технология целенаправленного банкротства для того и существует, чтобы снизить реальную цену в разы. При кредиторской задолженности в $30 млн. компанию оценили в $20 млн. В октябре 2005 года имущество ГРК было выставлено на тендер. Аукцион трижды переносили ввиду отсутствия участников. В конце концов, активы разделили на 13 лотов и выставили на торги по голландскому методу.

Более трех тысяч человек, потерявших работу, разъехались в поисках заработка по другим местам. Компания работала в малонаселенных районах со слабой инфраструктурой, а потому с ее ликвидацией погасли тамошние линии жизни. Прекратилась помощь, которую золотодобытчики традиционно оказывали близлежащим сельским территориям. Актогайский и Моинкумский районы, чьи налоговые комитеты подавали иски, теперь потеряли львиную долю налоговых поступлений. Республиканский бюджет тоже лишился немалого источника доходов.

Новые владельцы купленных по дешевке активов «АБС-Балхаш» не знают, что с ними делать. Запустить процесс золотодобычи даже при наличии всего производственного комплекса могут лишь подготовленные профессионалы. А тут рудник – у одного владельца, обогатительная фабрика – у другого, линии электропередач (ставшие бесполезными) – у третьего и т. д. В работающую мозаику все это не складывается. Можно утешать себя только тем, что золото надежно лежит в земле для нужд следующих поколений.

Нормальная золотопромышленная индустрия возможна только при полноценном и заинтересованном в ее существовании государственном менеджменте. Ведь сложность залегания золотоносных пород, нехватка воды для производственных нужд или дороговизна технологий – все это вторичные моменты. Главное, что у собственника должны быть гарантии собственности, а правила игры в золотодобыче понятными и стабильными, к пользе всех участников процесса. А работы на этом направлении – начать и закончить.

6 комментариев

  1. Анонимно

    Алтын —

    это всегда здорово. Но пока дайцте котлету бумажками, на котрой амеркотский президент

  2. Анонимно

    Very good reading actually, enjoyed it. But the author is again included his party piece — about some company, and because of that the article seemed too biased and payed by third party.

  3. jesus

    Abakshin is smart arse.

  4. Анонимно

    Котлета капусты никому не помешает нынче то...

  5. Ободзинский

    Золота валом. Макенны нет на вас: )))

  6. фарид

    Статья явно заказная и глупая , вокруг и около.