02.02.2010

От регрессивного государственного управления к прогрессивному

Тимур ИСАХАНОВ

«В управлении не должно быть полуответственности:

она с неизбежностью ведет к утайке растрат и неисполнению законов».

Наполеон I

Деградация государственного управления в Казахстане фактически пересекла «красную черту», за которой начинается прямая угроза устойчивости государства. Вообще-то три-четыре года назад ситуация принципиально не отличалась, но тогда у страны в изобилии имелись нефтедоллары и можно было держать ситуацию под контролем раз не умением, так хоть большими ресурсами. Теперь нет ни того, ни другого, а нерешаемые год за год проблемы растут как снежный ком.

2010 01 02Если обратиться к экономике, то можно увидеть два варианта государственного использования средств. Первое, это когда громогласно провозглашается какое-нибудь перспективное направление (мини-заводы по переработке бурого угля в нефтепродукты или производство волокон на основе конопли из Чуйской долины), а потом ничего в реальности не происходит и все тихо «умирает» на бумаге. Второй вариант предполагает завершение строительства промышленных объектов (биоэтанол, силициум или запуск спутника), но потом это тоже не работает. И тут даже не скажешь навскидку, какая из моделей более вредоносная.

Когда в «ревущие девяностые» у страны было туго с финансами, то формула «нет денег» снимала с чиновников большую часть вины за общую ситуацию. Однако когда в «угарные нулевые» деньги появились, и весьма приличные, ничего в эффективности работы госаппарата не изменилось. Наоборот, масштабы казнокрадства для сравнительно небольшой страны стали поражать воображение.

Большие деньги породили новые проблемы, уже от сытости. Колоссальные аферы в сфере недвижимости, связанные с земельными участками, обманутыми дольщиками и ипотечниками, были осуществлены где под самым носом, а где и с непосредственным участием компетентных государственных чиновников, правоохранительных и судебных органов. Неспособность и нежелание госаппарата защитить лояльного налогоплательщика и мелкого собственника от всевозможных мошенников в значительной степени озлобила население. Одна часть граждан встала на путь активного протеста, другая впала в апатию, что тоже весьма отрицательно.

Про коррупцию в казахстанском госаппарате написано много и подробно, но здесь принципиально то, что за много лет не найдено эффективного противоядия от этой затяжной и масштабной болезни. Когда у руководителя Сингапура Ли Куан Ю поинтересовались, как он смог победить коррупцию в китайской стране, тот рассказал формулу: «Расстрелял несколько близких друзей, а остальные все правильно поняли». В Казахстане за коррупцию не расстреливают, но освобождают от занимаемых должностей и сажают в тюрьму уже довольно часто. Однако никакого положительного эффекта не наблюдается. Наоборот, видя устранение того или иного бюрократического конкурента, другие участники государственного аппарата начинают воровать с удвоенной энергией. Поэтому, видимо, все таки надо применить сингапурский метод – расстрелять родственников и друзей…

Объясняя причины коррупции в республике, часто указывают на маленькие зарплаты чиновников. Но на этот счет есть масса примеров, когда клерки в частных компаниях работают за точно такие же деньги, а то и меньше, при этом работают много, эффективно и ответственно. Так что фактор зарплаты сам по себе еще ничего не объясняет.

Чиновники бесят население не только своей неэффективностью или малоэффективностью, но и на сугубо поведенческом уровне. Соцопросы свидетельствуют, что граждан возмущает высокомерие и хамство представителей государственного аппарата, особенно в акиматах. По данному поводу также можно заметить, что в подавляющем большинстве частных контор, где работники имеют сопоставимую по размерам зарплату, клиентов все-таки обслуживают достаточно вежливо. Но госслужба в ее нынешнем виде задает какую-то иную культурную парадигму. И если кто устроить какую-нибудь бойню в акиматах, то этого человека скорее всего будет ожидать неформальное сочувствие общества.

Бессилие государственных структур в борьбе с монополиями и монополизмом давно является предметом раздражения. Нет механизмов и рычагов, способных как-то влиять на ограничение аппетитов монополистов. Вне зависимости от того, являются монополии естественными, противоестественными или искусственными, пользуясь имеющимися возможностями они используют свое положение на максимальном уровне. В итоге стоимость бензина в Казахстане выше, чем в США, хотя страна нефть экспортирует, а не импортирует. Цена Интернета уступает во всем мире только Саудовской Аравии. За воду и электричество предприятия во многих регионах платят на уровне Западной Европы. В общем, и без того мизерные зарплаты населения мощно теряют в своей покупательской способности от таких реалий.

Как в капле отражается море, так и на примере урожая зерна-2009 можно отследить системные проблемы государственного управления в Казахстане. Урожай получился рекордным. Казахстанская пшеница считается эталонной во всем мире и спрос на нее всегда выше, чем производство. Другими словами, сколько на целине зерна не производи, на него есть платежеспособный покупатель. Однако пшеницу не смогли убрать в полном объеме. Как всегда, во время уборочной резко подскочили цены на ГСМ и масса фермеров просто не захотела убирать продукцию себе в убыток. Из собранного не все смогли складировать, потому что мощности элеваторов и зерноприемных пунктов недостаточные. А из того, что загрузили, многое не получилось продать из-за нехватки вагонов-зерновозов. При этом на чиновничьих бумагах горючее по льготной цене, новые элеваторы и вагоны имеются в изобилии.

Чиновничество даже территориально живет во многом отдельно от остальной части страны. Их город – это Астана. К классу чиновников можно причислить не только работников министерств и акиматов, но и служащих государственных холдингов и национальных (государственных) компаний. Между офисным чиновником среднего звена, работающим в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов и таким же работником «КазМунайГаза» даже специалист не сразу найдет пять отличий. Все они живут в своеобразном формате отношений и воспроизводят вокруг себя специфическую среду. Например, здесь все импульсы идут сверху вниз, тогда как по стране принято направление снизу вверх (то есть от народа к руководству). Для того чтобы в Астане собрать на несакнционированную акцию протеста десяток человек, оппозиционеры вынуждены везти людей из Алматы.

А ситуация все ухудшается и усложняется. Чиновничество на сегодняшний день разучилось решать технологические проблемы (транспорт, почта, электро- и водоснабжение), которые в 30-ые годы XX века здесь же в Казахстане решались на передовом мировом уровне. В качестве иллюстрации. В стране один-единственный мальчик с тяжелейшей формой гемофилии, и все министерство здравоохранения с акиматом по месту жительства не могут годами решить для него проблему с жизненно-важными лекарствами.

Особая статья – наши силовые органы и надзорные органы . Однако Минобороны, КНБ, МВД, Прокуратура, Финпол (о, этот весь Финпол….), Прокуратура, Суд, Исправительная система – от них народ буквально стонет нге хуже чем от других госструктур… Примеров приводить не будем. Они займут достаточно много места. Скажем только об одном. Силовики прогнили, но что самое страшное, свои профессиональные навыки они поставили на службу собственной корысти. А это, в данном случае, страшнее даже чем депрофессионализация…

Есть такая персидская притча. Умирающий состоятельный отец пригласил к себе молодого сына и единственного наследника. Сказав, что передает ему имущество, он разрешил продать все имеющиеся земли, но ни в коем случае не продавать дом. Если же тот все промотает, то в специальной комнате есть балка с намотанной веревкой и скамья – пусть забирается и вешается, чем жить в злосчастье. Как и предполагал родитель, сын все промотал в компании разгульных бездельников и пришло время вешаться. Только балка под его весом сломалась и из нее высыпалось десять тысяч динаров. Заботливый отец все предусмотрел. А его сын, понявший цену деньгам, свою последующую жизнь прожил в умеренности.

Вот и систему государственного управления пора приводить в нормальный вид. Тем более что «золото в балке», в виде природных ресурсов, по-прежнему имеется и мировые цены на них восстанавливаются. Пора вводить выборность акимов всех уровней, потому что чиновники, не отвечающие за качество государственного управления перед населением своей территории, показали тотальное неумение о нем заботиться. Пока рокирующиеся между собой акимы областей и сопровождающие их таборы прихлебателей преуспели только в рейдерстве на новых подконтрольных территориях. В противном случае, как говорили во время недавние, теперь почти былинные, «незаменимых у нас нет». По всей исполнительной вертикали.

8 комментариев

  1. Анонимно

    Выпендрежная статейка. Но верная по сути.

  2. (((...». В Казахстане за коррупцию не расстреливают, но освобождают от занимаемых должностей и сажают в тюрьму уже довольно часто. ...)))

    Ха, сажают.

    Так, выпускают же, картинно проведут процесс, кстати на процессе же все — рушится как карточный домик. И все! Гуляй коррупционер дальше!

    Чем так судить лучше не судить вообще!

    Такой суд показатель безнаказанности, либо — ОТвратимости наказания.

    Редакция! Лучше напечатайте статьи Вхуза (wxyz-2007@ya.ru), на сайте Zonakz есть блоги, его серия статей — там и про гос-управление написано много, и коррупцию.

  3. Уак

    Веной уезжаю с семьей в Канаду на ПМЖ.Охота плюнут на страну у которого нет будущего из за этих мразей чинушь,но я здесь родился.................

  4. Анонимно

    Не плюй в колодец. понадобитцо воды испить

  5. Graham E

    Very funny and genuine pic. Was it actually been shot in Astana?

  6. Анонимно

    В смысле козохи — туземцы? Ну это пацаны, это не новость нифуя

  7. Выкрест

    Эир не просто не новость. это братцы, аксиома!

  8. maryann

    I'm tired to read that crap. What is it for?