07.02.2010

В борьбе за преодоление пространства побеждают коррупционеры

Аналитическо-информационное бюро ПИК

«Состояние дорог, как правило,

обратно пропорционально состояниям дорожников».

Михаил Мамич

В условиях большой территории, в основном низкой плотности населения и отсутствия выхода к открытому морю (Каспий – это закрытый водоем), для Казахстана жизненно важным фактором социально-экономического развития являются коммуникации. Их можно поделить на информационные – связь, телевидение, радио, Интернет и транспортные, то есть непосредственная доставка людей и грузов. Мы поговорим о втором блоке.

2010 02 08Один бизнесмен, занимающийся подрядами на выполнение дорожно-строительных работ, в приватном разговоре поделил государственных чиновников, вовлеченных в процесс распределения заказов, на «вонючек» и «говнюков». «Вонючки» источают негатив периодически, и хоть отличаются подобным качеством, но в принципе с ними работать можно. «Говнюки» — всегда в нехорошем формате и с ними практически невозможно решать вопросы. Проблема последних лет в том, что удельный вес «вонючек» сокращается, а «говнюков» увеличивается, из-за чего на повестке дня стоит вопрос смены вида бизнеса или эмиграции. На естественный вопрос, а есть ли среди распределяющих подряды нормальные в общепринятом понимании этого слова люди, наш собеседник смог вспомнить только одного (правда, сам он в этом бизнесе с 2003 года). В общем исторический факт, нормальный мужчина по данному профилю госаппарата имелся, но покинул министерство транспорта и коммуникаций где-то в конце 2005 года, когда на ведомство был назначен очередной новый начальник и там стал «осваиваться» прибывший с ним табор прихлебателей из его команды.

Коррупционная составляющая в транспортной отрасли приводит к тому, что во главу угла ставится не качество выполнения подрядных работ, а количество денег, участвующих в «распилах» и «откатах». При этом тенденция на повышение доли взятки в общем объеме тендера продолжается, хотя уже куда больше? Чиновники, которые в 90-ые года брали 10-20% от суммы подряда, с позиций сегодняшнего дня выглядят бессребрениками. Потому что в начале 2000-ых размер «отката» достиг 30%, а потом вышел на показатели 40-50%. Кто знаком с основами строительства, тот в курсе, что если заменять битум на сопли, то нормальной дороги не получится.

Несколько особняком стоят только те дорожно-строительные работы, которые идут по линии «Дорожной карты». Там больше государственного контроля и воровство сравнительно умеренное. Еще один имеющий значение фактор – географический. То, что глава государства может увидеть лично – дороги в районе Астаны и Алматы – выполняется более качественно. Чем дальше от главных начальственных глаз – тем меньше порядка и ответственности. Средний срок пригодности к эксплуатации новой дороги (или капитально отремонтированного участка) – пять лет. Но может и за год прийти в непригодное для проезда состояние. Фактор личности акимов тоже имеет значение, но уже не так сильно. Идиотизм построенной транспортной развязки для таких чиновников часто компенсируется объемами выделенного для этого финансирования.

В Казахстане масса территорий имеет плотность населения менее двух человек на квадратный километр. По меркам второй трети двадцатого века при такой плотности жителей невозможно поддерживать современную инфраструктуру. Благо, на дворе уже XXI век и технический прогресс шагнул далеко вперед. Сегодня с линиями связи, автомобильными магистралями и железными дорогами эта задача под силу. Правда, железная дорога в Казахстане тоже своеобразная и постоянно сотрясается от коррупционных скандалов. Общая протяженность железных дорог республики – 14 тыс. км. Из них 5 тыс. км двухпутные и 4 тыс. электрифицированные (то есть могут обслуживаться электровозами). На железную дорогу приходится 68% всего грузооборота и более 57% пассажиропотока страны. Пассажирские перевозки из года в год убыточные, однако государство идет на их субсидирование в силу повышенной социальной важности. Из-за общей коррупции в транспортной сфере получается так, что для государства данный конкретный поезд убыточен, а для бригадира поезда – прибыльный.

Но если с коррупцией на низовом уровне еще как-то можно смириться, в конце концов, те же проводники люди из народа и чрезмерную цену не ломят, то с падением профессионализма уже надо что-то делать. Железная дорога страны, собранная под руководством национальной компании «Казахстан темир жолы» («КТЖ»), пусть и страдала от ржавчины коррупции, но работала сравнительно исправно. Бичом последних лет стало увольнение опытных кадров, проработавших в этой отрасли двадцать, тридцать и более лет – а с приходом на пост президента КТЖ Аскара Мамина, данная ситуация отнюдь не оздоровилась (если не сказать больше!). Бизнесмены жалуются, что на железной дороге часто не с кем работать, потому что новые назначенцы не понимают специфики возглавляемых ими участков работы. Яркий пример – рекордный урожай зерна 2009 года, когда из-за неспособности КТЖ обеспечить бизнес вагонами-зерновозами Казахстан не смог воспользоваться плодами этого урожая.

Железная дорога – это достаточно сильно интегрированная отрасль, тем более на постсоветском пространстве. Однако в отношении Центральной Азии складывается такое впечатление, будто государства готовятся к войне. За время после распада СССР все страны создали новые внутренние линии, чтобы не было необходимости пересекать соседнюю железнодорожную территорию. С момента получения Казахстаном независимости специалисты поднимали вопрос об использовании его транзитного потенциала. Но вспомнили о транзите только в период последнего экономического кризиса, когда стало ясно, что одних сырьевых долларов республике явно не хватает. В прогнозах у Астаны увеличение доходов от транзита с нынешних $500 млн. до $2 млрд. к 2015 году. Приходится констатировать, что ожидания слишком радужные.

Пока Казахстан не обращал внимания на свой шоссейный и железнодорожный потенциал, Китай усиленно осваивал дорогу морем. И о международном транзите в Астане резко вспомнили как раз в то время, когда двадцатифутовый контейнер из Шанхая до Гамбурга стоит 650 евро (возможны скидки), а от Урумчи до Алматы $3400 — и как после этого что-то везти через Казахстан в Европу!?! Ведь даже в Воронеж китайский товар дешевле завозить через Санкт-Петербург (700 евро от Шанхая до порта и $1000 со всеми накрутками и надбавками до собственно Воронежа). О мировом рекорде, когда 20 февраля 1986 года по «Целинной железной дороге» был проведен состав в 440 вагонов (общим весом 43,4 тыс. тонн и длиной 6,5 км) уже давно забыли.

Единственным окном возможностей остается воздушный транспорт, хотя и тут не обходится без неприятных сюрпризов. Взять хотя бы историю с попыткой переноса всех международных воздушных рейсов из Алматы в Астану. Ситуацию спасло только то, что авиационные перевозки – это самый интегрированный вид транспорта. Правила здесь общие и жесткие, а потому местный волюнтаризм не проходит. В случае реализации данной инициативы город Алматы, например, пострадал бы очень сильно. Учитывая специфику его географического положения и демографического потенциала, можно утверждать, что аэропорт для Алматы сегодня играет более важную роль, чем морской порт для Гамбурга.

Сегодня, когда колоссальные возможности для развития транспортной инфраструктуры и международного транзита уже упущены, надо прилагать огромные усилия уже хотя бы для сохранения имеющегося. Рецепт просто потрясает своей новизной и оригинальностью: борьба с коррупцией и профессионализм по всему комплексу транспортных вопросов.

31 комментарий

  1. Анонимно

    Суровый отлуп. А что в сухом остатке?

  2. Анонимно

    За Маменькина взялись...

  3. Анонимно

    Товарищи, не в том «крайнего» ищете... а в сухом остатке одна вода. Аффтара в топку!

  4. Бутер

    Какой-то однобокий и пессимистичный взгляд на перспективы развития транспортных коммуникаций. Пессимистичный, а не критичный, еще и потому, что автор за чистую монету выдает нам свои домыслы и предположения, и совсем не опирается на факты, так сказать, навязывает точку зрения. Сам же утверждает, что в этой области идут значительные подвижки, к примеру, реализуется план Дорожная карта, при этом истерично и голословно, опираясь лишь на сомнительный опыт 90-х, пророчит крах всего и вся... если уж взялся за серьезную аналитику, то изволь опираться на факты, а не на цвет утреннего кала. Я не спорю с Вашей точкой зрения, и местами даже разделяю общее настроение, но хочется чего-то более основательного и осмысленного!

  5. Бутер

    Или, проще говоря, слова к делу не пришьешь.

  6. Бутер

    И еще, мне понравилось умозаключение...

    1) «Бичом последних лет стало увольнение опытных кадров...», 2) «Бизнесмены жалуются, что на железной дороге часто не с кем работать» — я, конечно, понимаю, что по Вашему мнению бизнесмены самый заинтересованный народ в наведении порядка на железке и устранении коррупционеров, и, видимо, кому как не им судить о профессионализме железнодорожников, но честное слово, не верится в искренность этих слов, какие-то они абсурдные. Для наглядности привели бы примеры тех громких увольнений о которых тут пишите, неужели вы думаете, что людям, проработавшим на железке 20-30 лет найдется хоть какая-то адекватная замена, и что кто-то зарится на их места, кто же тогда работать будет... А для начала посмотрите в Интернете статистику в которой отображено соотношение ветеранов в структурах жд.

    А бизнесменам жаль только тех, кого они верно десятки лет прикармливали, подстрекая тем самым вышеописанный бардак и коррупцию.

  7. serjan

    Очень глуп посыл автора свалить неспособность КТЖ обеспечить Казахстан вагонами-зерновозами на Мамина. То же самое можно приписать и Кульку, который сейчас вновь трудится на благо Родины, и всем предыдущим руководителям компании... а лучше негодяям, допустившим распад СССР.

    Вывод — купленные журналюги побеждают в борьбе за свободные от чьего-либо влияния СМИ...

  8. Анонимно

    Tckb ghtlsleobt ,skb ytujlzb? nj pyfxbn ytkmpz obgyenm gjcktlytuj ytujlzz ? njxytt lt

  9. Анонимно

    Действующего негодяя значить нельзя критиковать?????????7

  10. Аноним

    А почему аффтор Мамина то в статью воткнул? Кто-то заказ сделал, чтоб у народа,как у собак Павлова, выработался стойкий рефлекс при виде его фейса: КОРРУПЦИЯ, ОТКАТЫ, ГРЯЗНЫЕ ПОЕЗДА ...... ????

    Мамин то хоть как-то пытается ситуацию изменить в своем курятнике...

  11. maryann

    Why d' you look at Europe, we're asian counties look at India for ex. here www.youtube.com/watch?v=h3uxSm2izh8

    18 mln people every day go by railways... ha

  12. jesus

    Dear Mary, KZ is not alone within the situation. Listen to the conrtractors voice first:

    «Roads connect food, goods, markets, people, families, communities and lives. They connect politicians, civil servants, the police and the military, the judiciary and governments. But roads can lead from heaven to hell as the ugly heads of greed and envy often seize the material opportunities for graft and corruption in the development, maintenance and operations of roads.

    Manolito Madrasto

    Former secretary general

    International Asian and Western Pacific Contractors’ Associations (IFAWPCA)»

  13. Аноним

    Если бы автор, явно далекий от всего того, о чем написал, хоть на минуту попытался бы понять все проблемы и особенности отрасли транспорта РК, такой тупой и бездарной статьи бы не было. Ну как же можно так нагло врать о том, что г-н Мамин комментировал деятельность пассажирских перевозок (так сказать отчитывался), тогда как это ведомство уже давно вне управления КТЖ, а является самостоятельным акционерным обществом???!!! И за «увольнения ценных работников» бедный Мамин икает... Автор скорее всего нагуглил в сети раздутую до неимоверных размеров историю об увольнении из АО «Пассажирские перевозки» (снова даже не КТЖ !!!) нескольких попавшихся на взятках упомянутых самим же автором в статье бригадиров поездов. А народ почитает, а народ быдл, а народ всему поверит...

  14. Аноним

    Он Мамину еще и состояние аэропортов и автодорог приписал... хорошо хоть капризы погоды на него не свешал, в частности стоящие уже огого дней морозы за минус тридцать... смешно да и только...

  15. М Ишаев

    Топору народа инвалют-инязычную, антирыночную, непотребительскую власть: кризиса, безработицы, девальвации, инфляции, нетоварообменных курсов, бирж, банков, бизнеса, продаж, расчетов, долгов, недоимок деклиринг-бухкластера вне фискал-серверов, нацсчетов госущерба, кадроинтеллекта, прибав-продукта, младорентабельности, нацконкурентоспособности. Жузсовет Р.Б. тел 2662891, +77016711095, znanie_sila_kz@mail.ru

  16. Тупой

    Господа. которые тут в комментах торчали, не надо так тупо защищать Мамина. Он же ... не достоин никакой защиты.

  17. maryann

    Jesus, that's true!

  18. muha

    Какой-то вопль без доказательный. Источники из категории — «одна бабка сказала». Анализа нет. На ж/д и раньше увольняли пачками. Что до двух лет Мамина в «КТЖ» то он хотя бы, что-то построил — локомотивосборочный завод, быстро довел до ума много лет стоявшее в центре Астаны офисное здание (самое высокое в стране). «КТЖ» строит две дороги в Китай и Туркмению. Вот что войдет в историю компании, где работает почти 150 тысяч человек.

  19. Анонимно

    О! За братка целинного пошли омтазки... Локомотивы он строит. Идиоты. это не при нем. а еще при Кулекееве заложенный проект, если не раньше

  20. muha

    Проект локомотивосборочного завода заложили при Атамкулове, просто закопали на окраине города капсулу с запиской, что типа здесь будут завод такой-то. Потом еще одну под какое-то событие, но с тем же текстом. То место уже все потеряли. Сам завод начали строить при Мамине. Кулекееев здесь вообще ни причем.

  21. jesus

    Hey, Maryann!

    what d'you think ab'all this stuff?

    www.business-anti-corrupt...stan/?pageid=342

    especially these words: ...The President has denounced corruption in the lower levels of government administration and has instructed lower level officials not to obstruct the operations of SMEs, but little in this regard has translated into practice...

  22. maryann

    Wrong. Astana is the head of OSCE now, and president Nazarbaev should be saint in such a way.

  23. maryann

    Also there is no corruption in Kazakhstan as it appears by first looks. No political drama at all. No politicians were murderd. You know — so on.

  24. maryann

    2jesus

    oh, ye?

  25. jesus

    Well, it's got to be tru

  26. Анонимно

    Долбоеб этот Мамин. Какой ужасный он отель построил и держит в Астане... Я ему б и трех звезд не дал бы

  27. Грубый

    А почему аффтор Мамина то в статью воткнул? Кто-то заказ сделал, чтоб у народа,как у собак Павлова, выработался стойкий рефлекс при виде его фейса: КОРРУПЦИЯ, ОТКАТЫ, ГРЯЗНЫЕ ПОЕЗДА ...... ????

    Мамин то хоть как-то пытается ситуацию изменить в своем курятнике...

    --------------------------------------------------------------

    Первое. Что за вопросы по фотке? Про Маина в тексте есть кусочек.

    Второе. Что значит как-то пытается? Все предыдущие и сам Мамин так пытаются, что львиная доля доходов падает им самим в карман. Так что не нада ля-ля

  28. Анонимно

    МАимн между прочим никогда не ля-ля Так то.

  29. М Ишаев

    СПАСИ ПРЕЗИДЕНТА – УБЕЙ: патриотов, демократов инвалют-оккупации, еврей Нацбанк, уйгур правительство, суд-силовиков отмывания безтоварных денег, долгов, исков, обмкурсов, фондов, бюджетов, пенсии, зарплат, рентабельности антипроизводства, младограбежа, ущербсписании(180трлн), недоимок-деклиринга, непотребительской добычи, торговли, дипл-аттест-прав-сертиф-лицензии. Жузсовет Р.Б. Ишаев 2662891,+77016711095, znanie_sila-kz@mail.ru

  30. Аноним

    При Мамине, что в первый , что во второй приход в КТЖ хоть какой-то порядок стал появляться. И тенденция, что только при нем все розданое (читай — разворованное) стало опять возвращаться под КТЖ, а то ругают КТЖ например за срач в пассажирских поездах , а все давно продано, все давно не наше ведь

  31. Аноним

    Автор скорее всего нагуглил в сети раздутую до неимоверных размеров историю об увольнении из АО «Пассажирские перевозки» (снова даже не КТЖ !!!) нескольких попавшихся на взятках упомянутых самим же автором в статье бригадиров поездов. А народ почитает, а народ быдл, а народ всему поверит...

    ----------------------------------------------------------------

    У меня почему-то тоже такая ассоциация пошла, приелась уже эта история, как будто в жд отрасли Казахстана ничего другого и не происходит. Взятьтот же локомотивосборочный завод... Ах как наверное россияне и китайцы локти то покусывают :))