23.02.2010

Eurasia sees American geopolitical low tide

By Analytical informational bureau PIK

Successful set-back keeps much more lives than successful attack

Yuri Tatarkin

US are losing its grounds in Eurasia. The era of American expansion, which began in the 80th years of XX century, pursued vigorously in the 90th after the collapse of the Soviet Union and received a further powerful impetus by the events of September 11, 2001, was replaced on the stabilization and pullback. It’s seen in Kazakhstan within the speed which Astana accepted rapprochement to Moscow. Recent attacks on oil giants position in the Republic – are also the part of the process. Ak Orda political party wouldn’t dare such audacity earlier.

2010 02 23 DuvThe most vivid indicator of American geopolitical pullback in Eurasia is Ukraine election held in February. Russian albeit with the difficulty but steadily gets back Kiev into its sphere of traditional political influence. When Ukraine Orange party won in 2005 year with the strong political and financial support from the West, then many respected experts started to talk about US and Euro Union are now both powerful players in CIS space as well as Russia.

Although, the one thing is to seize something and another one is to keep it. Washington couldn’t keep control at Kiev. Investment opportunities were insufficient. The Ukraine society itself didn’t show unity on the question of moving to Europe and NATO. Official Kiev’s efforts on establishing of aureole of freedom fighters by national Banderovites cooperated with Hitler during the Second World War haven’t had conceived effect. The establishing of independent Ukrainian Orthodox Church also had failed finally; don’t confuse Orthodox Church with Uniate Church).

Yulia Tymoshenko is desperate political fighter. If she cease from strife after she lost in the second round with minimum breakdown, though not without of much hesitation, then she had really nothing to do with it. Thereat, she is considered less pro-western politician than Victor Yushchenko relatively. Global play deprived her from opportunity to win.

Americans came actively and aggressively to Kazakhstan in 90th years. Tengiz oil deposit has become the prize for them, because it was actually given for granted in the celebration of independence. After that came the Day of September 11, 2001 and NATO military bases appeared in Central Asia region. Kazakhstan Army even established special battalion compatible with Armed Forces of North Atlantic Alliance and was ready to send it to Afghanistan under US guidance.

Time countdown began with the war in Iraq in 2003 year. Washington couldn’t organize legally valid war aggression against Saddam Hussein. Invasion began without United Nations sanction. Everybody saw that the only super-state in the world also has its opportunities ceiling. After that the threats came into Iran address, in the meantime Pentagon with its allies stuck in Afghanistan mountings and canons; so analytics estimated the beginning of aggression against Teheran as the step to abyss in any sense of the word — military, political, economical, ideological and image one.

Americans becomes disillusioned as partners. Washington treated to Mikhail Saakashvili by principle as “it’s your own fault” after he hasn’t succeeded his shady undertaking in South Ossetia. He was supported in words very much but practically it ended in the level with new portion of credits and continuation of arms procurement. After the reign of ruling regime the Orange political party status in Tbilisi becomes quite fragile; even despite the fact that Mikhail Saakashvili’s opponents in Georgia are used to disappear without a trace but it wasn’t the same in times of Eduard Shevardnadze ruling.

Eduard Shevardnadze personality is vivid example of usual US approach to work with abroad statesmen. Eduard Shevardnadze was put from Moscow in the aim of chaos overcoming which had been occured in Zviad Gamsakhurdia times. Shevardnadze was overbought by White House after that; he served American’s interests faithfully. Time past and Mikhail Saakashvili was casting to the place of Head of Georgia state, as more faithful person to Uncle Sam deed. The replacement of one to another wasn’t long to wait. May be, Americans are ready to replace Saakashvili already, but there are no any warranties that Tbilisi will stay at the US patronage. That’s why they aren’t in a hurry with replacement, trying to deal with the problems in devastated country firstly.

Russia has another point of view to the question. Let’s take for example the story with Gerhard Schroeder, Germany federal chancellor in 1998 – 2005 years. His relations with Kremlin leaders were built on mutual partnership. There ware no any changes even in 2004 year when Moscow was engaged with sharply increasing of state centralization. In results, Schroeder has good position in the Baltic Sea pipeline consortium.

Americans have more cynic attitude to political personalities which have smaller caliber than the Head of the state. Iraqi top generals were warranted with self safety and money in 2003 year; so almost all of them took the enemy side and practically disorganized the defense system in Baghdad region. As the result almost all of them died after the war in obscure circumstances.

Cold deck ace of American diplomacy in the form of lies and double standards politics is also failed. Kazakhstani opposition has disappointed long time ago in support of West. At some point they also saw the abyss between deeds and promises of Washington dignitaries is only increasing. It’s doubtless, there are pro-US persons in Kazakhstan and they’re ready to make efforts to change main vector of Astana politics from Moscow to Washington but they’re getting less.

Though, the number of those, who doesn’t see profit in pro-US orientation, is growing. Maximum we can await from the present is possibility to gain another Tengiz by American oil and gas companies, Kazakhstan as we know already lost billions of dollars with the first one. Infrastructure of American influence is growing stunted whether it’s oppositional politics or NGO’s and mass media.

American’s positions weakening have continuation as the Russia and China strengthening. China is even prevail, but Ak Orda political party has anticipations to it in genetic, historical, mental and cultural level. Millennial China has too many strange, odd and mysterious for Kazakhstani political elite; so Astana goes by beaten and clear path, i.e. to Moscow. We see the more complicated construction of the Collective Security Treaty Organization. Customs union — is actually the beginning of the path of full-scale economic integration of Russia, Kazakhstan and Belarus, where Ukraine may easily entered also.

US influence traditionally strongly in the places where the fifth or sixth American fleet can arrive; i.e. the warranties of oil contracts abiding aren’t international agreements but possibilities of military ministry – Pentagon. Although life shows us that even in accessible places for American’s ships, such as Persian Gulf, for instance, Iran holds more undependable and self-contained politics. What can be said about Central Asia region, where’s no oceanic ships way within the geographical reasons.

Kazakhstan has actually started attack on western oil companies since Moscow protection to Astana has shaped already. Informational disturbance, which was translated recently by Times Online newspaper is nothing more than the result of confusion among headquarters of Chevron, ExxonMobil, BG Group, Shell, Total and ENI. Not all of those transnational corporations are American or British, but all of them are getting weaker in conditions of US geopolitical low tide.

The abovementioned is proved by other oblique features. For instance, recently in Kazakhstan, or to be more precise, for the last four years Russian politologists were substantially activated, particularly Alexey Vlasov. His complimentary comments on actions of Kazakhstani powers are perceived loyal, and nowadays he is the most required commentator, and after a few years he can be considered as quite a leading specialist on Kazakhstan. Obviously, it is not appealing to many. But he wasn’t yet openly criticized in Russia for his passion to Kazakhstan, and nobody never in Kazakhstan, for that he easily and simply commenting what’s happening within its borders. But it will catch up with him in the end… On pages of Respublika newspaper, which was not once used services of Vlasov as an expert analyst, the famous pro-oppositional journalist and zealot of Western democracy Sergey Duvanov in a manner peculiar for him has attacked Vlasov particularly as on Russian representative.

Allegedly that man has been engaged and helping from his (obviously) Russian side to support personal power regime, which is acting in Kazakhstan. However, were there only hopes on sacred idea of democracy without borders that led a pen of Sergey Duvanov? For people involved it looks like one Russian man, to whom the world is appearing as a battle arena between correct Americans and the rest represented by wrong totalitarians and authoritarians by a will of you know who is fighting the other Russian person? Who is not even close to superpower follower, but liberal? But Russian liberal is now too the enemy to the Big Brother, and the question lies on a different surface; only the instruments and loud effect are staying traditional, “democratical”. However, in this case they appearing to be quasi-democratic.

It is obvious that Washington will not give away Eurasia without fight. It should be prepared to counterattacks, counterstrikes, various intrigues. But objectively the process of American geopolitical retreat has already started. The only question is that would it be implemented by organized columns with long delays on earlier reached borders, or it will be unorganized runaway? In ideological terms their guard dogs would bark even more violently nevertheless. So then it will add some work to Sergey Duvanov and people as him apparently.

11 comments

  1. Anonymous

    Глубоко капнули... Но начетничество есть. Амерниканцы на круг все равно порядочнее в плане исполнеения закона чем другие нации. Не говоря уш про казахогв и русских.

  2. Anonymous

    Истину глаголишь, человече

  3. Anonymous

    Гуд бай Америка? А не рановато ли?

  4. Anonymous

    Точное определение. И правду, цепной пес демократии... По фамилии Дуванов.

  5. Anonymous

    Не все так однозначно. как тут стараются нас убедить. Штаты имеет великие возможности и что самое немаловажное. великие умы. Этот монстр не по зубам Евразии.

  6. Anonymous

    all respect to bureau PIK, but his lost this fight iggy was better!!!!!

  7. Слай

    дуванов чорт. Чертила.

  8. Anonymous

    Хорошо человек устроился. Баблос америкосы подкидывают через Сорос. Печатается в больших оппозиционных газетах. Даже диссидентом может считаться из за отсидки в тюрьме чеснокогвым...

  9. Ишаев

    Аллах акбар — режь свиней: геноцид-законы инвалют-инязычных, теракты еврей Нацбанка, уйгур правительства, богатства, сбережения, финансы, бюджеты, налоги, зачеты, вычеты, цены, тарифы, тендеры, аукционы, продажи, пенсии, зарплаты, дивиденды, доходы ВНЕ сальдо производства-потребления, горагроустава, капитала, отрасли, покупат-бухклиринг-кластера, IPправоакцепта, фискалсерверов, аудита, страхования ущерба, постан-решении, эмитентов, калькуляции нацрентабельности, терразвития, младоконкурентоспособности. Жузсовет Р.Б. Ишаев 3975813, 3974855, +77016711095, znanie_sila_kz@mail.ru

  10. Anonymous

    Человек мира... Ептыть.

  11. Ишаев

    Cудопроизводство Бога. Приговор кризису, безденежью, безработице, террористическому НДС, ценообразованию, доходополучению без прибавочного продукта, официальному обменному курсу обескровливания страны(30крат-девальвации), дивидендам, прибылям, грантам, бюджетам, пенсиям, зарплатам вне казначейских счетов эмитентов нацрентабельности, геноциду инвалют-инязычных (докоборот, учет, аудит, долги, иски, нотариат, юстиция, отчетность статистика, образование, информация, культура — МОЗГОСВИНЕЙ). Жузсовет Р.Б. Ишаев тел 3975813, +77016711095, znanie-sila_kz@mail.ru, казахская Роза тел 3760383,+77015707842, институт Г Керей тел 3760801, 2964076.

23.02.2010

В Евразии наблюдается американский геополитический отлив

Аналитическо-информационное бюро ПИК

«Успешное отступление сохраняет гораздо больше жизней,

чем удачная атака».

Юрий Татаркин

США сдают свои позиции в Евразии. Эпоха американского продвижения, начавшаяся в 80-ые годы XX века, активно продолжившаяся в 90-ые после распада СССР и получившая еще один мощный импульс в свете событий 11-го сентября 2001 года, сменилась на стабилизацию и откат. В Казахстане это можно проследить по тому, с какой скоростью Астана пошла на сближение с Москвой. Недавнее наступление на позиции американских нефтяных гигантов в республике – тоже из этого процесса. Раньше Ак Орда себе подобной дерзости не позволяла.

2010 02 23 DuvСамый яркий индикатор американского геополитического отступления на просторах Евразии – это февральские выборы на Украине. Россия пусть со скрипом, но уверенно возвращает Киев в сферу своего традиционного влияния. Когда в 2005 году «оранжевые» при активной политической и финансовой поддержке с Запада победили на Украине, многие авторитетные эксперты заговорили о том, что теперь и на просторах СНГ США и Евросоюз такие же мощные игроки, как и Россия.

Но одно дело захватить, и другое – удержать. А вот удержать Киев в области своего контроля Вашингтон не смог. Инвестиционные возможности оказались недостаточными. Само украинское общество не проявляло единства по вопросу движения в Европу и НАТО. Усилия официального Киева по созданию украинским националистам-бандеровцам, сотрудничавшим с Гитлером во время Второй мировой войны, ореола борцов за свободу не возымели задуманного эффекта. Создание на Украине самостоятельной православной церкви (не путать с униатской) в конечном итоге тоже провалилось.

Юлия Тимошенко отчаянный политический боец. И если она, проиграв во втором туре с минимальным отрывом, сложила оружие (правда, после долгих колебаний), значит ловить ей действительно было нечего. И это притом, что по сравнению с экс-президентом Украины Виктором Ющенко она считается менее прозападно настроенным политиком. Глобальный расклад лишил ее возможности одержать победу.

В Казахстан американцы активно и напористо пришли в 90-ые. Призом для них стало месторождение Тенгиз, практически подаренное на радостях получения независимости. Потом случилось 11 сентября 2001 года и базы НАТО появились в Центральной Азии. В Казахстане даже создали специальный батальон, совместимый с вооруженными силами стран Североатлантического альянса и готовились отправить его в Афганистан под эгидой США.

Время обратного отсчета началось с войны в Ираке в 2003 году. Вашингтон не смог организовать юридически законной военной агрессии против Саддама Хусейна. Вторжение началось без санкции ООН. Все увидели, что единственная в мире сверхдержава тоже имеет потолок возможностей. Потом были угрозы в адрес Ирана, но после того, как Пентагон с союзниками завяз в афганских горах и ущельях, развязывание агрессии против Тегерана серьезными аналитиками расценивается как шаг в пропасть во всех смыслах (военном, политическом, экономическом, идеологическом, имиджевом).

В американцах разочаровываются как в партнерах. После того, как у Михаила Саакашвили не получилась авантюра в Южной Осетии, Вашингтон поступил в духе «сам виноват». На словах, конечно, поддержка была оказана колоссальная, но в практическом плане все завершилось на уровне новой серии кредитов и продолжения поставок оружия. После завершения периода правления «оранжевых» положение правящего режима в Тбилиси становится совсем уж шатким. Даже несмотря на то, что противники Михаила Саакашвили в Грузии имеют привычку бесследно исчезать, чего не было в период правления Эдуарда Шеварднадзе.

Фигура Эдуарда Шеварднадзе – это яркий пример стандартного подхода США к работе с зарубежными государственными деятелями. На власть в Грузию Шеварднадзе поставили из Москвы, дабы помочь в преодолении хаоса, наступившего при Звиаде Гамсахурдиа. Потом Эдуард Шеварднадзе был перекуплен Белым домом и верой и правдой служил американским интересам. Время шло и по кастингу на место главы Грузии прошел Михаил Саакашвили, как еще более преданный делу дяди Сэма. Замена одного на другого не заставила себя долго ждать. Может быть у американцев уже сегодня есть готовая замена Саакашвили, но нет гарантий, что Тбилиси останется в сфере влияния США. Потому с заменой не торопятся, пытаясь для начала наладить жизнь в разоренной стране.

У России иной подход в данном вопросе. Взять хотя бы историю с Герхардом Шредером, федеральным канцлером Германии с 1998 по 2005 год. Его отношения с руководством Кремля строились на взаимном партнерстве. Перемен не произошло даже в 2004 году, когда Москва занялась резким усилением централизации государства. В итоге Шредер имеет хорошую должность в Балтийском трубопроводном консорциуме.

К политическим фигурам калибром меньше главы государства у американцев отношение еще более циничное. Например, иракским высшим генералам в 2003 году гарантировали и безопасность, и деньги. Те (в своем большинстве) переметнулись на сторону противника и практически дезорганизовали систему обороны в районе Багдада. В итоге почти все они погибли после войны при непонятных обстоятельствах.

Крапленый козырь американской дипломатии в виде лжи и политики двойных стандартов тоже перестает действовать. Казахстанская оппозиция давно разочаровалась в помощи от Запада. В какой-то момент и там увидели, что пропасть между обещаниями и делами высокопоставленных лиц из Вашингтона только увеличивается. Бесспорно, проамерикански настроенные персоны в Казахстане есть, и они готовы приложить усилия по смене главного вектора политики Астаны с московского на вашингтонский, но их становится все меньше.

Зато растет число тех, кто не видит выгод в ориентации на США. Максимум, чего от этого можно ожидать – это вероятность получения американскими нефтяными компаниями еще одного Тенгиза, а Казахстан и на первом уже потерял десятки миллиардов долларов. Инфраструктура американского влияния в республике чахнет, будь то оппозиционные политики, НПО или СМИ.

Ослабление американских позиций в Казахстане имеет продолжение в виде усиления России и Китая. В экономической сфере Китай даже доминирует, но по отношению к нему у Ак Орды опасения на генетическом, историческом, ментальном и культурном уровне. В тысячелетнем Китае для казахстанского политического руководства слишком много непонятного, неприемлемого и загадок. Поэтому Астана идет по проторенной и понятной для нее дороге, то есть к Москве. И вот уже все более сложную конструкцию приобретает Организация договора коллективной безопасности. Таможенный союз – это фактически начало пути полномасштабной экономической интеграции России, Казахстана и Беларуси, где в скором времени запросто может оказаться и Украина.

Влияние США традиционно сильно в тех местах, куда может приплыть американский пятый или шестой флот. То есть главными гарантами соблюдения тех же нефтяных контрактов выступают не международные договоренности, а возможности военного министерства – Пентагона. Но жизнь показывает, что даже в доступных для американских кораблей местах вроде Персидского залива Иран позволяет себе все более самостоятельную и независимую политику. Что уж говорить про Центральную Азию, куда в силу географических реалий океанские корабли не ходят.

Казахстан фактически начал наступление на западные нефтяные ТНК, потому что «крыша» со стороны Москвы у Астаны оформилась. Информационное возмущение, которое транслировала на днях газета Times Online – это не что иное, как результат растерянности в штаб-квартирах Chevron, ExxonMobil, BG Group, Shell, Total и ENI. Не все из этих ТНК американские или англосаксонские, но у всех из них позиции становятся более слабыми в условиях геополитического отлива США.

Вышеизложенное подтверждают и другие косвенные признаки. Например, в Казахстане с недавних пор, а если быть точнее, то последние четыре года резко активизировались российские политологи, в частности, Алексей Власов. Его комплиментарные комментарии действия казахстанской власти воспринимаются лояльно и он сегодня является самым востребованным комментатором, а через несколько лет вполне может считаться ведущим специалистом по Казахстану. Разумеется, многим это не нравится. Но его открыто никто никогда не критиковал в России, за его «любовь» к Казахстану и никто никогда в Казахстане, за то что он легко и просто комментирует происходящее в его пределах… Но сколько веревочке не виться, конец всегда наступает… В газете «Республика», редакция которой сама не раз пользовалась услугами Власова как эксперта-аналитика, известный прооппозиционный журналист и ярый поклонник западной демократии Сергей Дуванов в свойственной ему манере обрушился на Власова именно как на представителя России. Мол, тот ангажирован и помогает со своей (надо понимать российской стороны) поддерживать режим личной власти, действующий в Казахстане. Однако только ли заботы об святой идее демократии без берегов водили пером Сергея Дуванова?! Для людей посвященных это выглядит так, как один русский человек, для которого мир представляется ареной битвы между правильными американцами и остальными кривыми тоталитаристами и авторитарщиками по известно чьему велению мочит другого русского человека. Отнюдь не державника, а даже либерала. Но русский либерал, российский ныне тоже враг Большому Полицейскому, да и вопрос лежит совсем в другой плоскости, просто инструментарий и шумовой эффект остаются традиционными, «демократическими». Однако в данном случае они выглядят «квазидемократическими».

Очевидно, что без боя Вашингтон Евразию не сдаст. Стоит ждать контрнаступлений и контрударов, всевозможных интриг. Но объективно процесс американского геополитического отступления уже пошел. Вопрос только в том, будет ли он осуществляться стройными колоннами с длительной задержкой на ранее достигнутых рубежах, или перейдет в беспорядочное бегство. В идеологическом плане их сторожевые собаки, фигурально выражаясь, тем нет менее будут лаять злобнее, так что работы Сергею Дуванову и подобным прибавится…

11 комментариев

  1. Анонимно

    Глубоко капнули... Но начетничество есть. Амерниканцы на круг все равно порядочнее в плане исполнеения закона чем другие нации. Не говоря уш про казахогв и русских.

  2. Анонимно

    Истину глаголишь, человече

  3. Анонимно

    Гуд бай Америка? А не рановато ли?

  4. Анонимно

    Точное определение. И правду, цепной пес демократии... По фамилии Дуванов.

  5. Анонимно

    Не все так однозначно. как тут стараются нас убедить. Штаты имеет великие возможности и что самое немаловажное. великие умы. Этот монстр не по зубам Евразии.

  6. Анонимно

    all respect to bureau PIK, but his lost this fight iggy was better!!!!!

  7. Слай

    дуванов чорт. Чертила.

  8. Анонимно

    Хорошо человек устроился. Баблос америкосы подкидывают через Сорос. Печатается в больших оппозиционных газетах. Даже диссидентом может считаться из за отсидки в тюрьме чеснокогвым...

  9. Ишаев

    Аллах акбар — режь свиней: геноцид-законы инвалют-инязычных, теракты еврей Нацбанка, уйгур правительства, богатства, сбережения, финансы, бюджеты, налоги, зачеты, вычеты, цены, тарифы, тендеры, аукционы, продажи, пенсии, зарплаты, дивиденды, доходы ВНЕ сальдо производства-потребления, горагроустава, капитала, отрасли, покупат-бухклиринг-кластера, IPправоакцепта, фискалсерверов, аудита, страхования ущерба, постан-решении, эмитентов, калькуляции нацрентабельности, терразвития, младоконкурентоспособности. Жузсовет Р.Б. Ишаев 3975813, 3974855, +77016711095, znanie_sila_kz@mail.ru

  10. Анонимно

    Человек мира... Ептыть.

  11. Ишаев

    Cудопроизводство Бога. Приговор кризису, безденежью, безработице, террористическому НДС, ценообразованию, доходополучению без прибавочного продукта, официальному обменному курсу обескровливания страны(30крат-девальвации), дивидендам, прибылям, грантам, бюджетам, пенсиям, зарплатам вне казначейских счетов эмитентов нацрентабельности, геноциду инвалют-инязычных (докоборот, учет, аудит, долги, иски, нотариат, юстиция, отчетность статистика, образование, информация, культура — МОЗГОСВИНЕЙ). Жузсовет Р.Б. Ишаев тел 3975813, +77016711095, znanie-sila_kz@mail.ru, казахская Роза тел 3760383,+77015707842, институт Г Керей тел 3760801, 2964076.