26.05.2010

«Политическая» социология: разные выводы на каком угодно материале

Аналитическо-информационное бюро ПИК

«Зорко только сердце. Главного глазами не увидеть».

Сент-Экзюпери

Социология остается одной из самых дискредитированных наук в Казахстане. Сомнительную конкуренцию ей здесь могут составить разве что историческая наука, да политология с филологией. Но даже если собственно социологический замер никто не оспаривает (что само по себе для казахстанского поля не характерно), то выводы все равно каждый делает свои. Эксперты и интерпретаторы пытаются залезть в голову «простому человеку», но как правило безуспешно. Академический идиотизм и политическая ангажированность вступают в противоречие с житейской мудростью населения.

2010 05 27 pul and NANЧеловеческий капитал Казахстана весьма своеобразный. Удивляться здесь нечему – достаточно оглянуться на последние сто лет в истории республики. Столыпинская аграрная реформа и заданное ею переселение крестьян из центральных районов Российской империи на окраины, первая мировая война, общеказахское восстание 1916 года, февральская и октябрьская революции 1917 года, гражданская война, раскулачивание, коллективизация и вызванный ею голод конца 20-ых – начала 30-ых гг, репрессии 1937—1939 гг, Великая Отечественная война.

А потом целина, рост городов, кризис административно-командной системы хозяйствования и монополии коммунистической партии на власть, распад СССР. Во второй половине XX века Казахстан фактически пережил атомную войну – 491 ядерный взрыв, и далеко не все из них подземные. Эпоха независимости началась экономическим кризисом и хозяйственным упадком, бурными миграционными процессами. В начале 2000-ых гг. экономика вроде как пошла вверх, но при этом зацементировала пропасть между богатыми и бедными при малочисленном среднем классе.

Потом экономический кризис, вскрывшиеся аферы со строительством жилья, ипотечными кредитами и пузырем недвижимости, гипертрофированные масштабы казнокрадства и коррупции. Все это на фоне продолжающегося ухудшения качества государственного администрирования и сервиса, деградации систем образования и здравоохранения на фоне роста цены их услуг. Еще практически несдерживаемый рост тарифов на ЖКХ и прочие услуги монопоплистов. Параллельно с этим дискредитация правоохранительной, судебной и военной систем, войны властно-финансовых кланов, административный и правовой беспредел.

Чтобы в таких условиях выжить, не эмигрировать из страны и не выпасть на социальное дно в виде БОМЖа или заключенного колонии, надо быть как минимум незаурядным человеком. Однако не стоит пытаться занести население Казахстана в книгу рекордов Гиннеса по показателю «нет предела долготерпению». 1986 год показал и доказал, что в умелых руках может рвануть в любой момент – была бы заинтересованность в серьезных кругах, обладающих необходимыми ресурсами.

Итак, что вынес среднестатистический «простой» казахстанец, скажем так, годов пятидесяти, прожив на белом свете в пределах своей республики. Думается, у него будет уверенность в том, что жизнь имеет тенденцию к ухудшению. Для этого достаточно вспомнить мироощущение периода Московской олимпиады 1980 года, пустые прилавки 1990 года, секвестирование бюджета в конце 90-ых, рост безработицы и сокращение реальных доходов 2010 года. Разумеется, это не мешает коротким периодам приятного: много информации в период Перестройки, появление Интернета, выплата пенсий вовремя в начале 2000-ых, ставшие в какой-то период доступными вещи, о которых и не грезилось (сотовый телефон, цветной телевизор, стиральная машинка-автомат).

Поэтому когда таким люди говорят, что все их достало и затрахало, не стоит думать, будто завтра они выйдут на площадь и начнут громить здания органов власти. Такое, вообще-то, тоже возможно, но все-таки это не самый вероятный сценарий. Пока в холодильнике что-то лежит, дети имеют работу и зарплату, а криминал не разбушевался до такой степени, когда злодеи врываются в чужие дома – есть соблазн продлить «очарование» момента. Покидать бутылки с зажигательной смесью в полицейские машины и подраться с мародерами (как и попытаться пограбить награбленное самому) – никогда не поздно. А потому сегодня «простой» человек в основной своей массе между злом знакомым (действующий политический режим) и незнакомым (то, что будет после него или вместо него), выбирает знакомое.

Ибо системы энерго- и водоснабжения хоть и с перебоями, да работают. Чего поесть и во что одеться имеется. И есть кому одергивать беспредельщиков, когда они совсем уж забывают о механизме сдержек и противовесов. На этой молчаливой и терпеливой основе Нурсултан Назарбаев может быть хоть лидером нации, хоть ханом всех казахстанцев. На памяти одного поколения, как уходили из плана в рынок, чтобы жить хорошо, и процентов десять действительно стало жить лучше, тогда как все остальные хуже. Если уж не выпало на долю противоречивого счастья воровать и расхищать – цени имеющееся.

Отсюда и непонятные многим экспертам феномены, когда человек явно недоволен существующим положением вещей, но голосует за власть (как минимум, не отдает свой голос оппозиции). Шведские и британские лекала здесь неуместны.

Казахстан переживает какой-то «сучий век», в котором каждая новая поросль государственных чиновников хуже предыдущих. Наркомания и алкоголизм захлестывает все социальное пространство. Половая распущенность на одном полюсе и женщины в чадре на другом, но их наряд отнюдь не гарантия целомудрия и нравственности. Очень мало на публичном поле известных людей, к которым действительно можно применить слово «Человек» в самом высоком смысле этого слова, не говоря уже о более точных – «Гражданин» («Азамат»)….

Однако заниматься самоутешением и самообманом в больших, просторных и богатых кабинетах нельзя. Сегодня для этого самое неподходящее время. Всегда крайне трудно сохранить то, что имеется в избытке. А люди «с избытком» есть, и они слишком заметные. Пустой холодильник, отсутствие заработка и несправедливость могут сложиться в такую комбинацию, где она подтолкнет к поиску средств существования за высоким забором роскошного особняка. Когда это случится, то никакие раздутые штаты полиции ничего сделать не смогут. Достаточно обратиться к опыту апрельских событий в Бишкеке, когда вошедшую в раж толпу не остановили ни снайперы, ни автоматные очереди в упор.

Правящему режиму еще вчера нужно было думать о самодисциплине. Желание присвоить себе очередной миллиард понятно и объяснимо, но не тогда, когда стоит вопрос о выживании системы, и вместе с нею находящихся в ней людей. Власть катастрофически недооценивает сложившееся в обществе неуважение к труду. Когда труд не уважается, не допускается из-за бюрократического давления на мелкий бизнес, не ценится и не дает возможности нормально прокормить себя – это уже готовая социальная мина с взведенным взрывателем. Сворачивать с этой дороги, ведущей к краху, нужно было срочно еще вчера и позавчера. Больше нет времени, чтобы ничего не предпринимать. Когда ничего не делаешь – ситуация ухудшается.

Революция уничтожает благ не меньше, чем создает. Поэтому для «простого» человека всегда должно быть то, что он опасается потерять. Главное богатство бедняков – это люди. Если ребенок не может получить хоть какого-то образования, другого убили для «забавы» бандиты и не понесли наказания, для третьего работы нет и не предвидится, дом собираются ломать бульдозером как «незаконный», спрогнозировать, куда будет направлена вся саккумулированная ярость не сложно. Потому как действующая система не сможет выигрывать по очкам у гипотетической и обездоленные захотят рискнуть. Здесь даже политическая социология гарантирует.

9 комментариев

  1. Марат

    «Казахстан переживает какой-то «сучий век», в котором каждая новая поросль государственных чиновников хуже предыдущих.»

    Сильно. Молодцы.

  2. Анонимно

    При чем тут, конкретно в этой статье, дискредитированность «политической» социологии???

  3. Заценил

    Согласен с вторым комментатором, но читать то все равно интересно. Бойко написано, как и все на Беттере...

  4. мыслитель бля

    В Казахстане нет единой даже внутриказахской корпоративности что ли... А может как это — как ни странно звучит — это и есть наш ответ миру? Транзитная террит ория с формальными признаками государственности. Ну как Панама например... Натяжка, но все атки. У тех канал. у нас — нефть и прочее... А там все истратим потом посмотреть будем...

  5. Анонимно

    Классный блог! Читаю с самого образования оного. Только слишком много про олиграхов, а стало меньше про Казахстан в целом... Успехов!

  6. Анонимно

    A few questions:

    1. Finishing the article, i caught myself thinking — what is it to do with sociology and/or political science? That was mentioned in the beginning and in the end of it, just

    2. What the author tried to say there? That Kazakhstan is an unsorted country, and people should beware of oncoming revolution? Or is it some sort of warning to the authorities, which can't reach them by obvious reasons? Don't get it. What's the point?

    3. Kazakhs seem to be quite a nice and calm people, maybe that's the simple reason why they are satisfied with the state of things?

    4. For the country that was established right the day before, Kazakhstan is much better looking than, to say, any African country, except for SA. You don't have traditions in power, that's the obvious and inavoidable reason for concerns aimed in the article.

    I'm not saying that you shouldn't worry at all, but it worth to look at from different angle. Given almost all the articles i read on this source, i think it's a good thing to try and write something encouraging rather than fatal.

    Cheers,

    John

  7. Ripley

    John

    I think he (or she) wanted to point peoples attention to what's going wrong with the country, that's just it.

    Kazakhs used to be nice people when they were nomads and been doing what they used to do. Now though they are not.

    You shouldn't compare Kz to Africa, since it's in the middle of the mainland and there are too much interests involved.

    To underline said, it is just a matter of living here and get local mentality.

  8. Анонимно

    Ппереведите вы инглиш комменты

  9. Анонимно

    Объеденяитесь казахи. Бір жеңнен шығуымыз керек