08.07.2010

Дальние спальные районы Алматы

Илья БЛОГГЕР

«Бойтесь гнева спальных районов,

они ведь могут проснуться».

NN

Административно не существующая Алматинская агломерация оформилась давно и окончательно. Подчиняющиеся Алматинской области с центром в Талдыкоргане города Талгар, Капчагай, Есик, Каскелен в первую очередь резонируют на различные процессы, исходящие из Алматы. Они и сами в какой-то мере их создают, поскольку фактически являются дальними спальными районами мегаполиса.

2010 07 08Дальние спальные районы Алматы не во всем похожи друг на друга. Если взять Капчагай, то он характеризуется большим количеством персонального автомобильного транспорта. Утром его владельцы длинной вереницей отправляются на работу и по делам бизнеса в южную столицу Казахстана. По ландшафту и застройке отдельных дворов Капчагай вообще трудно отличить от ряда микрорайонов Алматы.

В таком городе как Талгар для попадания в мегаполис преобладает общественный транспорт, хотя и частных машин на трассу выезжает тоже очень много. В час пик переполненные автобусы везут жителей пригородов в Алматы. Это касается не только Талгара, но практически всех населенных пунктов, которые находятся вдоль дороги, связывающей этот город с мегаполисом. Застройка в придорожных населенных пунктах продолжается и под ее натиском отступают сады, поля и огороды. Границы между населенными поселками и городками становятся все более условными, сливаясь в единый социально-хозяйственный организм.

Главные линии жизни для дальних спальных районов создаются южной столицей. Как прямо, в виде рабочих мест на предприятиях и в учреждениях Алматы, так и косвенно. Например, придорожная торговля не имела бы столь существенного оборота без обилия всевозможного транспорта, курсирующего по ней. Раз есть люди и платежеспособный спрос, появляются овощи и фрукты, лепешки, молочные продукты, мясные изделия, напитки, саксаул, придорожные предприятия общественного питания.

В самом селе, находящемся на той же талгарской или иссыкской трассе, рабочие места исчерпываются местным органом исполнительной власти, школой, поликлиникой да полицейским участком. Иногда может быть почта и свое автотранспортное предприятие и парой автобусов, которые ездят в Алматы, еще можно найти работу на строительстве дома какому-нибудь успешному односельчанину. Лечить зубы, покупать мебель и бытовую технику пригородные сельские жители также отправляются в мегаполис. Тамошние магазины мало чем отличаются от магазинов у дома в спальных районах южной столицы.

При этом город (пригородный) все-таки остается городом, а село – селом. В городе есть дискотеки, пивные бары, торговые центры более представительные. На сельских подворьях больше всевозможной живности, значительную часть рациона составляют выращенные своими руками овощи, фрукты и ягоды.

Главное отличие дальнего спального района от обычного в первую очередь в уровне бытового комфорта. Далеко не в каждом сельском доме есть газ, горячая вода и канализация. Но если оглянуться на два прошедших десятилетия, то прогресс явно виден. Если бы государственные программы вроде «Питьевые воды» лучше администрировались, то по качеству жизни город и сельский пригород уже бы во многом сровнялись. Обычным делом стали спутниковые антенны на крышах домов.

Дальнейшая интеграция Алматы и его дальних спальных районов друг в друга вызывает большие вопросы с административно-территориальным делением всего этого хозяйства. Из-за того, что Талгар, Каскелен, Капчагай и прочие населенные пункты подчинены Талдыкоргану, создается ворох проблем, которые гораздо легче было бы решать в рамках Алматинской агломерации. Часто бизнесмену, для того чтобы получить какую-либо справку, приходится сначала заезжать в Алматы (потому что город стоит на пути в Талдыкорган), а потом еще проезжать сотни километров до областного центра.

В «стыковой зоне», которая пролегает между мегаполисом и областью, возникают нелепые пустоты власти. Органы управления и социального обеспечения пытаются скинуть ответственность, работу и заботу на соседей, будь то поддержание правопорядка, уборка мусора или определение детей в школу. Одни только налоговые инспекторы не оставляют все эти закутки без своего внимания. В Алматы свои планы развития, у области – свои, имеются определенные установки и со стороны республиканских органов. В итоге получается корабль с тремя капитанами, который давно бы пошел на дно, будь такая ситуация где-нибудь на море.

Эксперты давно призывают создать Алматинскую агломерацию. Появление такой полномочной и целостной административной структуры позволило бы гораздо легче решать насущные проблемы. Вода, электроэнергия, транспорт, уборка мусора и многие другие вопросы приобрели бы целостный вид и единый механизм принятия управленческих решений.

Общественный транспорт, учитывая масштабы маятниковой миграции в Алматы утром и из нее вечером, вообще одна из узловых проблем. В государствах с куда меньшими масштабами данного явления давно субсидируют общественный транспорт, чтобы потоки пассажиров передвигались легче. В Казахстане это принято рассматривать в качестве «золотой жилы» для обогащения, а потому сектор предельно коммерциализирован. В частные карманы деньги, разумеется, текут, но общему делу это сильно мешает. В рамках Алматинской агломерации навести порядок и подчинить эту сферу интересам развития было бы куда легче.

Алматы давно требуется кольцевая объездная дорога, чтобы масса тяжелого грузового транспорта была избавлена хотя бы от ненужного заезда в мегаполис. Но когда территория, необходимая для этого, подчиняется разным центрам власти, проблема год за годом остается нерешенной.

Аналогичная ситуация с рекреационными зонами. Как люди из дальних спальных районов едут в Алматы на работу, так и алматинцы стараются вырваться из душного пыльного города куда-нибудь на природу. Здесь снова страдают интересы всего социума из-за нескоординированности разных частей государственного управленческого механизма и территориальной разделенности.

С другой стороны, создание Алматинской агломерации несет в себе определенные политические риски. В Казахстане, с его персонификацией всего и вся во власти, кого попало на такую должность не поставишь. Когда при шестнадцати миллионах населения больше трех будет сосредоточено в Алматы и округе под одним начальником, падкому до власти акиму это запросто может вскружить голову. Однако это не оправдание, чтобы не двигаться в русле объединения и целостности при решении злободневных проблем миллионов граждан.

Спальный район хоть и живет своей собственной жизнью, сильно отличающейся от ритмов делового центра и развлекательных комплексов, однако и у него имеются вполне четкие и осязаемые потребности. Например, спальный район не выносит, когда к нему дают приставку «убитый» или «дыра». У спальных районов, включая дальние, имеются свои горизонты мечтаний с освещенными улицами и неразломанными скамейками, аккуратными детскими площадками. Но чтобы наполнить их содержанием, требуется соответствующая форма. На данном этапе исторического развития такой формой является Алматинская агломерация. Причем, с ее помощью можно решать не только проблемы спальных районов. Просто они в ней нуждаются гораздо больше, чем роскошные особняки, которые рассматривают мегаполис чисто в качестве приложения к себе.

3 комментария

  1. Анонимно

    Реальная статья. Надо Разделить Алматинскубю область на Талдыкорганскую и собственно Алматинскую ө как раньше было!..

    А адмцентром области сделать захиревший Иссык или Талгар.

  2. Анонимно

    эй. дуремары — а куды Каскелен благословленный задевали?

  3. Анонимно

    Каскелен находится на трассе и он и так хорошо живет. Даже девяностые его так не потрепали как Талгар и Иссык.