21.09.2010

Консолидация через усиление розни? Непримиримость шала-казахов и нагыз-казахов возрастает

Тимур ИСАХАНОВ, фрилансер

«Зло есть зло, но у него разные варианты,

которые не всегда можно совместить».

Клиффорд Саймак

Ставшая обычной в последнее время тема противостояния нагыз-казахов и шала-казахов перешла на новый виток. Эта фаза вызвана тем, что наметившееся было примирение так и не состоялось в силу цивилизационных и ценностных различий среди данных представителей казахского этноса. Шала-казахи, именуемые оппонентами в категориях слова «предатель» и нагыз-казахи, идентифицируемые шала-казахами как «варвары» так и не смогли найти точек компромисса. Но это вовсе не означает, что общего языка так и не получится.

2010 09 21Инициаторами раскола стали нагыз-казахи, выходцы из традиционных сельских кругов, а также представители казахской творческой интеллигенции. Точнее, скажем так, идеологию нагыз-казашества пестует и распространяет казахская (в данном случае – казахскоговорящая) этнокультурная элита. Которая, естественно, в свою очередь, ищет своих сторонников прежде всего в выходцах из аулов. Ведь корнями то эта элита практически вся оттуда же…

В советские годы этой интеллигенции были созданы тепличные условия, но с распадом СССР и получением республикой независимости большинство этих деятелей оказалось невостребовано новым временем. Кризис в аграрном секторе двинул в русскоязычные города большие массы казахоязычных сельских мигрантов, из-за чего фактически сложилось два мира, которые мало пересекаются.

Город задает свои критерии и заставляет их принимать или по крайней мере подстраиваться под их требования. Идеологи «нагыз-казахскости» из числа творческой интеллигенции пытаются поменять акцент и заставить город трансформироваться под интересы (где реальные, где мнимые) новых мигрантов. На щит в первую очередь поднят вопрос государственного казахского языка.

На волне строительства государственности идея казахского языка была встречена практически всеми казахами позитивно. Многие городские русскоязычные казахи стали отдавать своих детей в казахоязычные детские сады и школы. Однако прошли годы и маятник качнулся в обратную сторону. Сегодня многие казахи забирают своих детей из казахских школ и отдают в учебные заведения с русским языком обучения.

Причина происходящих процессов простая, но не примитивная. На казахском языке не прозвучало идей, которые могли бы воодушевить и вооружить конкурентоспособными знаниями. Вторая сигнальная система (язык) оказалась из эпохи аграрного общества. Сами лидеры нагыз-казахов, среди которых много поэтов, писателей, филологов, не смогли (или не захотели) провести модернизацию языка и создать на нем интересную литературу. Для городских казахов эпохи глобализации и Интернета мало интересны многостраничные истории про древних батыров и их мифические подвиги. А городской роман казахоязычная творческая интеллигенция предложить не в состоянии. Поэтому шала-казахи продолжают читать Джойса и Мураками в русских переводах. Та же самая ситуация и в других творческих жанрах и видах. Когда то Рашид Нугманов снял культовую «Иглу»,  где масса азиатских лиц. Но это был все таки русскояычный фильм, про русскоязычный же город Алма-Ату. Казахскоязычный же зритель по прежнему упивается снятым в далекие семидесятые костюмированным фильмом на мотивы эпоса «Кыз Жибек».  Но это скорее ностальгия по простым и спокойным временам социализма. Серик Апрымов успел показать в своей безысходной «Конечной остановке» казахский аул эпохи застоя, который уже тогда стоял на раскоряку между урбанизированным (и подчеркнем — изъясняющемся на русском языке!) социумом и оседлой казахской деревней... А вот про современный город, на улицах которого течет живая казахская речь, резко отличная от языка романов ныне здравствующей многочисленной армии казахских поэтов и писателей, никто не сподобился снять даже куцего фильма-опыта. А где детективы, мелодрамы, комедии? О чем это говорит, да все о том же — что нагыз-казахи ничего путного, системного, оригинального в городской среде еще так и не создали... Но время то было валом! Сколько же еще ждать?

...Нагыз-казахи и возглавляемые ими учреждения – от школ до редакций журналов – не дали положительных нравственных примеров. Коррупция, мздоимство, лень, хвастовство и деловая непорядочность не создали привлекательной среды и образцов для положительного подражания. В среде шала-казахов такое тоже встречается, но там хотя бы не бьют себя в грудь, выставляя в качестве лучшего из того, чем обладает Казахстан. А вот положительных примеров среди них куда больше. Именно шала-казахи выигрывают международные музыкальные конкурсы исполняя Шопена, компетентно участвуют в переговорах по аэронавигации, работают в международных компаниях вроде «Делойт энд Туш».

Последний всплеск активности нагыз-казахов больше похож на истерику. Ставка на то, что стоящие на более высокой ступени социального и цивилизационного развития опустятся вниз и примут лидерство стоящих на этой ступени – провалилась. Город, пусть и со скрипом, перерабатывает сельских мигрантов, попутно маня всевозможными соблазнами от центров развлечений до половых излишеств без особых обязательств. А стихи и книги, написанные идеологами нагыз-казахов, так и не находят массового читателя. Зато проповеди исламских сектантов, и, заметим, не только исламских, почему то при  этом находят своих слушателей.

Парадокс ситуации заключается в том, что подавляющее большинство шала-казахов против казахского языка ничего не имеет, даже наоборот, всячески его приветствует. Но изучают тот язык, который помогает выжить. Нагыз-казахи не смогли предложить интеллектуально-филологического продукта, который позволял бы шала-казахам и представителям европейских этносов планомерно и комфортно осваивать государственный язык. Несмотря на достаточно впечатляющее государственное финансирование всего этого. Бизнес «спасения» и «обучения» казахскому языку сложился, тогда как массовое и качественное овладение им все не идет.

Нагыз-казахи в сложном положении. Знание казахского языка фактически единственное их конкурентное преимущество перед шала-казахами. Терять его не хочется, но и увеличивать казахскоязычное поле им тоже объективно надо. Однако шала-казахи, это в первую очередь носители индивидуалистической городской культуры, и когда к ним начинают обращение со слов «ты должен…», в ответ запросто звучит «иди на…» Попытка зайти в Интернет и там достучаться до сердец и душ русскоязычных соотечественников закончилась полным фиаско. Казахскоязычные и нагыз-казахские сайты, за исключением быть может одного Абай.кз мало посещаемые и отнюдь не делают погоды в общественно-политической тематике... При этом Юрий Мизинов, руководитель знаменитого казахстанского ресурса Zona.kz (бывший «Навигатор») не раз подчеркивал, в том числе и во всеуслышание через интернет-ТВ, что его ресурс открыт для оригинальной казахскозычной продукции. Но воз и ныне там.   В общественном транспорте паренек контролер читает почти что рэп, объявляя остановки, собирая деньги за проезд, заставляя уступать старшим место — все пассажиры казахи не могут скрыть улыбок. По телефонам бродят казахские рингтоны, флэш-мульты — т.е. все это есть и оно кипит. Городская субкультура уже формируется. Но представьте такого моралиста как среднестатистический казахский «зиялы кауым» (читай писатель) который дал бы всему этому свободу...

Иными словами, надо заметить, что при всем при том, внутренняя среда нагыз- и шала-казахов отнюдь не единая. Там достаточно широкий спектр переходных и смешанных групп, которые сами не знают к какому из навязываемых идеологами раскола лагерей они относятся. Внутри нагыз-казахов за последние годы резко усилилась трайбалистская борьба. Если взять Южно-Казахстанскую область, то там противостояние между дулатами и коныратами никогда не прекращалось, а по мере отъезда европейцев в Россию, а шала-казахов в Алматы и Астану только усилилось. Для нагыз-казахов шала-казахи что-то вроде жупела, с помощью которого они микшируют внутренние противоречия.

Среди шала-казахов достаточно много билингвов, которые общаются как на казахском, так и на русском языке. В идеологах нагыз-казахов их отпугивает то, что не сделав казахский язык привлекательным для невладеющих им, они активизировали борьбу с русским языком. То есть даже владеющие казахским языком шала-казахи понимают, что на карте мира есть не только Казахстан, а лозунги замыкания в своих этнических границах и культурных достижениях не отвечают естественному вектору на развитие. Для вконец асфальтовых космополитов из числа шала-казахов лидеры нагыз-казахов вообще предстают в качестве законченных мракобесов. Они не собираются как татары в Казани учить татарский язык в специальных кружках. Татары опасаются потерять идентичность в масштабе большой России, тогда как казахам в Казахстане никому ничего доказывать не надо. Но это, что называется, по идее «ничего доказывать не надо». А на самом деле тому же сельскому мигранту в любой стране и любой национальности ой еще как надо «доказывать», раз ты не желаешь жить аграрием…

Давление нагыз-казахов на шала-казахов продиктовано борьбой за ресурсы. В том числе и на государственной службе. В условиях, когда более 90% чиновников этнические казахи, менее образованные и менее компетентные нагыз-казахи педалируют казахский язык в качестве единственного конкурентного преимущества. Здесь уже аргументом выступает не то, что шала-казахи не говорят по-казахски, а то, что говорят «плохо».

Шала-казахи в своей основной массе довольно индифферентно относились к приклеенному на них ярлыку. Их объективные конкурентные преимущества позволяли спокойно взирать на шумиху, поднимаемую идеологами нагыз-казахскости. Но в последнее время ситуация стала меняться – достаточно взглянуть на полемику в Интернет-форумах. В ответ на упреки за незнание казахского языка, шала-казахи обвиняют нагыз-казахов в интеллектуальной неполноценности и ограниченности, неумении трудиться, толкании страны в архаику и деградацию, насаждении раскола и розни.

Чем закончится противостояние нагыз- и шала-казахов на данном этапе прогнозировать сложно. Дискурс может быть снят в силу обострения других линий раскола, например, между богатыми и бедными. Более естественным выглядит переплавка нагыз-казахов в новых горожан, где и шала-казахи от контактов с ними также приобретут дополнительные черты. Но если обратиться к историческим примерам, то в Италии XVI-XVII веков сельская округа и феодальная реакция на длительный период взяли верх над городами, приведя к их упадку и аграризации. Возможно, что виток интеллектуального противостояния нагыз- и шала-казахов выльется в создание компромиссной и удовлетворяющей всех формулы, которая снимет противоречие через новое качество для соединившихся компонентов. Ну а пока линия их взаимодействия явно начинает «температурит». Еще не 40, но уже противные 37… И с этой «нехорошей» температурой, сопровождающей новый виток в процессе становления казахской нации, казахи вступают во второе десятилетие ХХI века…

99 комментариев

  1. Анонимно

    Пиздец какой-то... Вот именно все это я и хочу всегда сказать!!!! Аффтар это сделал зак меня!!! Респект Тимуру!!!

  2. Анонимно

    Я сам шала казак. А вот автор — макнкурт ебанный!

  3. Анонимно

    Я сам шала казак. А вот автор — макнкурт еб...ый!

  4. Шала-казах (знающий язык)

    Долой сингармонизм (гласных и согласных) в казахском языке, препятствующий изучению казахского языка. Долой коверканье иностранных слов в казахском языке (фестиваль-пестибал, футбол-путбол, астахфирулла-астапрала, каранфил-калампыр, фикр-пикир и много-мнго др. слов). Да здравствует свобода внедрения иностранных слов в Казахский язык!

  5. Cашка

    Уважаемый «шала казак»! Слово «еб...ый» пишется с одним Н, а слово «макнкурт» пишется «манкурт».

  6. бек

    Автор провокатор.Что я хочу сказать,ты автор хоть знай,хоть не знай свой родной язык для русских останешься чуркой.Вот и выбирай с кем тебе быть.

  7. Умный

    6-му

    Провокатор — это Муха Шаханов, который эту тему постоянно кочегарит.

    А шала-казахи чисто ответку дают, когда их совсем уж донимают.

  8. Шала-казах (знающий язык)

    Многие городские русскоязычные казахи стали отдавать своих детей в казахоязычные детские сады и школы. Однако прошли годы и маятник качнулся в обратную сторону. Сегодня многие казахи забирают своих детей из казахских школ и отдают в учебные заведения с русским языком обучения.

    =======================

    В 2004 году учеников казахских школ 1639 тыс (РК)

    В 2010 году учеников казахских школ 1544 тыс (РК)

    Астана 36,4% ученики казахских школ

    Алматы 34,3% ученики казахских школ...

    по РК 282 тыс. казахских детей учиться в русских школах в основ областные центры и крупные города

  9. бек

    Слушай не пудри людям мозги своей собственновыдуманной статистикой. Провокатор хренов.

  10. Предсказатель

    Нагыз-казахи не смогли предложить интеллектуально-филологического продукта, который позволял бы шала-казахам и представителям европейских этносов планомерно и комфортно осваивать государственный язык.

    _________________________________________________________________________________

    нагыз казахи (хотя согласно К. Мурзалиева «нагыз казах — домбыра») не хотят чтобы другие знали язык и поэтому выдумают новые слова. за это время шала казахи придумали свой вариант казахского языка, синтаксис которого в корне отличается от существовавшегося синтаксиса казахского языка и язык теряет свою особенность. До введения Закона о земле, они могли сказать «уйди на ... с моей земли», а теперь не получается

  11. Шала-казах (знающий язык)

    Слушай не пудри людям мозги своей собственновыдуманной статистикой.

    =================

    Предложи свой вариант, а я дам ссылку...

    Там разберемся кто «Провокатор хренов.»

  12. Рыскельды А.

    Парни, индус для англичанина тож ведь «баклажан». Не так ли? Но индусы то оставвили в качестве межнаца и языка учебы инглиш и ебут всех по программированию, составляя конкуренцию русско-еврейским мальчегам. Так что при чем тут «для русского отсанетесь чурками». Вот чтобы окончательной чуркой не быть — надо знать русский. а еще лучше — ИНГЛИШ!!!!

  13. Анонимно

    А проблема то нагызов и шала в натуре — выпирает потихоря...

  14. Гульсара

    Я сама шала-казакпын, но после этой статьи успокоилась. Понравились очень интересные сравнения и они верны

  15. бек

    Рыскельды.Ты не просто шала,но и чурка конкретный. Причем тут знание русского и английского языков.Да знай ты хоть сто языков,но свой то не забывай,вот о чем речь идет.

  16. Мен

    Пацаны, дуньте косяк шалы... И на вас ниспадет нагыз-кайф: ))))

  17. Анонимно

    тему шала-казахов поднимают сами шала казахи. Быль о том, что казахоговорящие казахи неприемлют русскоязычных казахов,либо презирают и еще всякую чушь муссируют, вечно жуют и длает из нее реноме именно асфальтные казахи, которых мы якобы называет шала-казахами. Да нам без разницы, уважаемые наши сограждане, если вы не знаете родного языка — это ваша проблема. Только не надо на этом зарабатывать себе очки — типа продвинутый журналюга, типа продвинутый казах-авангардист, типа интернационал. Если вам не нужен ваш родной язык -то мы, билингвы вам и подавно не нужны. Ну и вы нам по фене. Страдальцы х... вы

  18. Умник

    Я боялся, что такая статья вообще никогда не появится, и нас ждет «аграризация Италии 16-17 веков». Кстати, нагызов, а проще м а м б и ч е й всегда выбивает из колеи один вопрос — а сколько за 20 лет человек ТЫ научил говорить по казахски? Ни один зиялы каум не ответит на этот вопрос положительно и начнет орать дескать само дауай иды ушысь дауай

  19. Анонимно

    Я сам шала казак. А вот автор — макнкурт ебанный!

  20. бек

    Тема шала казахов надуманная и скорее всего привнесенная из вне,дабы создать напряжение в обществе.И это видно по форумам на эту тему. Ну какое может быть непримирение когда в почти в каждой казахской семье есть кто-то кто плохо знает свой родной язык.О чем вы,господа хорошие.

  21. Анонимно

    А мне как то паралельна вся это националистическая возня, в этом я согласен с мнением автора.

    Нацики (т.н. нагызы) вызывают во мне ассоциации таксистов из южных регионов, часто использующие в своей речи слова типа: «шешен», «оля» или даже «оля-шешен». Их «руын кым?» и «казак болсан, неге казакша сойлемейсын?» если честно начали утомлять. Мне комфортно общаться на русском, а не на казахском. Такие дела...

    Лучше быть недоказахом, чем мамбосом. Все сугубо мое ИМХО.

  22. самат

    учеников в казахских школах стало меньше не в силу того,что перестали отдавать детей в казахские школы,а в силу того,что всейчас в школах учатся те кто родился в годы упадка рождений детей,но ситуация правляется и уже 86

  23. бек

    Предыдущий комент является ярчайшим примером недочеловека,без гордости и чести.Хотя он и сам признается в этом.С таким человеком даже страшно рядом находиться. Таких недочеловеков даже стыдно называть казахами.Пусть они будут хоть кем,но только не казахами.Аллах сактасын.Боже упаси.

  24. самат

    УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА ДЕТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КАЗАХСКИХ ШКОЛАХ РЕЗУЛЬТАТ ОБЩЕГО ПАДЕНИЯ РОЖДЕНИЙ В ПРОШЛЫЕ ГОДА .СЕЙЧАС ИДЕТ РОСТ.В ШКОЛАХ КАЗАХСКИХ УЧАТСЯ УЖЕ 86 ПРОЦЕНТОВ ДЕТЕЙ КАЗАХОВ. В АЛМАТЫ БЫЛ ВСЕГО ОДНА ШКОЛА НА КАЗАХСКОМ НЕТАКИЕ УЖ ДАЛЕИКИЕ ГОДА СЕЙЧАС ПОБЛОЛЕЕ.ПРОЦЕСС ПОШЕЛ.И ВАШИМИ ПОТУГАМИ И ОСКОРЬЛЕНИЯМИ ТИПА НАГЫЗ ҚАЗАҚИ МАЛОГРАМОТНЫЕ ,ПЛОХИЕ СПЕЦЫ И ВООБЩЕ ПОЧТИ ТУНЕЯДЦЫ И ВСЯКОЕ ОТСТАЛОЕ.УЖЕ НЕ РАЗБОР ПУТИ А ПРЯМОЕ РАЗЖИГАНИЕ ,ТУТ ПО ЯЗЫКОВОМУ ПРИНЦИПУ,ТИПА КТО ЧИСТО КАЗАХСКИЙ ЧЯЗЫК ТУТ АВТОМАТОМ УЖЕ ОТСТАЛЫЙ,СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМ МЕТЛОЙ.

  25. Анонимно

    Ох, прям как тему то раскрутили:)

    Трудная ситуация с языком конечно. Ведь на самом деле нагыз казахам большинству и хвастаться больше нечем кроме как знания языка...

    Да и нет ничего толкого на казахском. Я с 3 класса по 11 проучился в казахской школе, потом поступил в ВУЗ, тоже в казгруппу, но после первой сессии перевелся на русское отделение. Ни преподов нормальных, ни сокурсников, да и каждый предмет сидеть и переводит сил уже было. Думаю и сейчас 10 лет спусьтя ничего не изменилось.

  26. Анонимно

    ... Нечем тебе хвастаться, я с 6-го по 11-й проучилась в каз. школе и было еще труднее чем тебе, наверное. И в универе приходилось переводить, правда, но знания я получила не хуже, преподы тоже нормальные, сокурсники 50/50 с аула и города, причем по такому принципу не делились. Не знаю уж где вы учились, но если выбрали легкий путь — это не повод для гордости, а скорее наоборот.

    Я не причисляю себя ни к шала, ни к нагых казахам, это глупо, делиться еще и по этому поводу, вспомните урок Абылай хана. Конечно, думаю я на русском, в силу того, что поздно стала изучать казахский, но мои дети это уже новая история. Надеюсь, что и ваши тоже.

  27. Казак Муслим

    Я вот подумал как должен выглядеть нагыз казак... Только не надо путать с темой о внешности настоящего казаха, нет, это тема о том какими мы должны быть. Каждый должен пытаться быть нагыз казахом

    Я скажу свое мнение, сначала парень:

    1)Спортивный

    2) занимался боксом/вольной/ и тд, вобщем хорошо дерется

    3) патриот

    4) спокойный

    5) знает казахский язык, или пытается учить

    6) МУСЛИМ

    7) Казахское восптание, самое главное, ну кто знает тот поймет...

    Вобщем пишите что вы думаете

  28. Анонимно

    В любом обществе существует главный лозунг, главный призыв, главная формула, которая полностью определяет главную суть этого общества. Этот лозунг, призыв, формула, является квинтэссенцией смысла общественной, экономической, политической семейной и многих других областей жизни людей, живущих в этом обществе.

    Это как та главная военная тайна, которую буржуины все время пытались узнать у Мальчиша-Кибальчиша.

    Есть такая «главная тайна» и у того общества, в котором живем мы с Вами. У общества, основанного на ссудном проценте, которое обычно называют капиталистическим.

    Причем этот главный лозунг, главную формулу успешной жизни очень пытаются замаскировать, стараются придать этой формуле благообразное звучание, более приличный и пристойный смысл, так, чтобы звучал этот лозунг почти прилично, почти нормально. Как правило, подавляющее большинство СМИ, большинство политических деятелей, которые по роду своей деятельности должны доводить до людей, до общества главную формулу модели поведения граждан страны, стараются вообще не озвучивать прямо этот лозунг, т.к. тема эта очень скользкая и довольно неприятная для общественно-экономического строя, в котором мы все живем.

    Поэтому людям часто говорят о том, что главной целью жизни в существующем сейчас обществе является «социальное государство», «верховенство Закона», «увеличение благосостояния», «благополучие семьи» и т.д. перечисляются в общем-то неплохие вещи, которые не вызывают отторжения.

    Но эти словосочетания очень плохо сочетаются с теми реальными вещами, которые на самом деле происходят вокруг нас, которые на самом деле характеризуют то общество, в котором мы живем.

    Это происходит потому, что главным лозунгом нашего общества, тем лозунгом, который уже 20 лет активнейшим образом внедряется в общественное сознание и в сознание каждого из нас, лозунгом, из которого делается образец для поведенческого подражания абсолютно во всех областях жизни (и семейной, и общественной, и экономической, и военной, и в области здравоохранения, и в образовании и т.д. – абсолютно во всех сферах нашей жизни) является лозунг, полностью определяемый обществом, основанном на ссудном проценте. Этот лозунг на самом деле гласит следующее: «Выгодно продай!»

    Продай все, что угодно: товар, друга, любимую женщину, Родину, честь, совесть, знания, свою красоту, чужую красоту – все, что угодно. Но главное – выгодно!

    Сотрудники правоохранительных органов продают свои должностные обязанности, которыми их наделило государство, (либо закрывают на что-то глаза за деньги, либо опять же за деньги по заказу наезжают на кого-либо).

    Преподаватели продают свои контрольные функции, когда за деньги ставят положительные оценки по экзаменам или принимают зачеты.

    Министры и другие чиновники продают свою совесть, свое достоинство и свои должностные обязанности, которыми их наделило государство, когда делают деньги на своих министерствах и ведомствах, когда разворовывают бюджеты своих министерств, ведомств, учреждений.

    Тот, кто выгодно продает, заслуживает всяческого уважения. Если ты чиновник и у тебя много денег – то ты предмет уважения и зависти. Не важно, как ты получил эти деньги. Главное – ты сумел что-то выгодно продать и удачно реализовал главную формулу успеха, которая вот уже двадцать лет, к сожалению, является главной в том обществе, в котором мы сейчас живем.

    Те, кто не умеет, или не может, или не хочет выгодно продавать, осуждаются, не уважаются. Тот ученый, который не имеет коммерческой или карьеристской жилки, считается лохом, никчемным человеком. Тот рабочий или сельский труженик, который продает только свой труд, вообще сторонниками формулы «Выгодно продай!» не считается за человека. Это для них крестьянское или пролетарское «быдло», т.к. у этого «быдла» мало денег, а это автоматически означает, что они ничего выгодно не продают.

    Общество ссудного процента автоматически рождает главную, органически присущую обществу ссудного процента формулу. А эта формула автоматически начинает формировать моральную шкалу общества, формулы поведения и поступков, становится маяком и целью для членов общества.

    Иногда пытаются для маскировки главной буржуинской тайны сформулировать эту формулу чуть по-другому, как-то типа «Будь успешен!», «Будь эффективен!» и т.д., т.е. применить более «благородные» формулировки. Просто очень вредно для господствующего сейчас в мире общественно-экономического строя называть вещи своими именами. Довольно много людей могут начать задумываться, а что за общество такое, в котором главным лозунгом является «Выгодно продай!»? Ведь на самом деле формула-то убогая.

    Задумайтесь над этим

  29. Алим

    Автор этой статаьй полный профан. Он пишет что «В условиях, когда более 90% чиновников этнические казахи, менее образованные и менее компетентные нагыз-казахи педалируют казахский язык в качестве единственного конкурентного преимущества.» Уважаемый автор "этнические казахи, это те казахи которые проживают зарубежом, в частности в Россий. А здес просто казахи. Неужели не занаете таких элементарных вещей. Еще пытается нас учит уму-разуму.

  30. Анонимно

    Люблю разлобаззз... Дапвно такогт на са

  31. Бако

    Люблю разколбаззз... Давно такого на беттерре не было

  32. берик

    Плохойя тема, ругачика и склока

  33. Ғабдул-Сәбит Юсупов

    1. Бағдарламаның атауын «Тілдерді қолдану» емес, «Тілді қолдану мен дамытудың 2011—2020 жыл­дарға арналған мемлекеттік бағдарламасы» деп атау.

    2. «Жауапты мемлекеттік Органдар» тізіміне Қазақстандағы барлық Министрлік, ведомство, Орган, агенттіктерді енгізу.

    3. Ономастика мәселесі бойынша ел-жер, су, мекен аттары тарихи, ұлттық тұрғыда аталуын шұғыл қолға алу.

    4. «Орыс тілін меңгеру деңгейін сақтауға, басқа этностардың тілдерін дамытуға жағдай жасау, ағылшын және басқа шет тілдерін оқып, үйренуге көмек көрсету» деген жолдарды алып тастау.

    5. Мемлекеттік қызметке қабылдану­шыларға «мемлекеттік тілді толық меңгеру» талабын енгізу.

    6. Қазақ тіліндегі басылымдардың санын көбейтіп, шетел, әсіресе, Ресейден ағылып келіп жатқан ұлттық мүдделерімізге қайшы келетін газет, журналдарға тосқауыл қою.

    7. Теледидар, экрандардағы 50%/50% деңгеймен шектелмей, қазақтілді өнімдерге, хабарларға басымдықты кемінде 70%/30% үлеске жеткізу.

    8. Балалар мен жасөспірімдерге арналған мульт­фильм, көркемфильм­дердің зорлық, зомбылықты дәріптеуіне жол бермей, ұлттық, тәрбиелік, тағылым­дық мәнді болуына көңіл бөліп, сондай өнімдерді көптеп шығару.

    9. «Тіл полициясын» құру.

    10. Тілді өркендетудің барлық те­тіктерін іске қосу үшін ұлттық мүддеге сәйкес «ҚР Конституциясына», «Әкімшілік», «Азаматтық Кодекстерге», «Тіл туралы» Заңға өзгеріс, толықтыру енгізу.

  34. Анонимно

    Автордың жазып отырғаны ащы шындық. Айтар уәж болмаған соң көп комментаторлар байбаламға салып жатыр. Мен ауылдың қазағымын, Бельгер ағамыз суреттеген ауылдан. Ауыл қазағынының жақсы жақтары көп, бірақ бұл адами қасиеттерге бүгінгі нарық заманында сұраныс жоқ. Ал қазіргі кезде жақсы орысша білім алған,тағы екі үш тіл білетін, қайырымсыз, ауылдан келген туысын корсе кірпіше жиырылатын, ауылды зоопарк деп қабылдайтын безбүйректердің уақыты келді. Шала немесе нағыз деген ұғым дұрыс емес. Тойынған қазақ және тоңған қазақ деп бөлген дұрыс.

  35. Қазақ

    Мой Вам совет, если ты шала-қазақ, тогда стремись стать настоящим қазақом. Это не трудно если на самом деле в твоих жилах течет казахская кровь. Не дай умереть своему народу, языку твоей нации, языку твоих отцов и дедов, языку своей матери. Помоги ему стать государственным языком в Казахстане. Вникни в боль души своих братьев нағыз-казахов, чего они хотять, к чему они стремяться. Нет ни одного независимого национального государства, в котором государственным языком является язык чужой страны. А Вы просто не хотите этого, не стремитесь к этому, потому что Вам не хватает национальной гордости. Потому что этого чувства в Вас убил язык старшего брата. Потому что вы воспитались на этом языке. Помните слова поэта аварского народа Р.Гамзатова, который сказал: «Если бы я знал что умрет мой родной язык завтра, то я готов умереть сегодня» Быть казахом и не знать своего родного языка должно быть позором. Очнитесь дорогие мои шала казахи, блудные сыны казахского народа, знайте Вы никому не нужны кроме своих казахов, они вас не примeт, потому что предателям своей нации, ничего не стоит предать другой нации. Они Вам не верят. Так что давайте, вместе будем бороться чтобы казахский язык стал государственным языком в независимом Казахстане.

  36. бек

    Полностью согласен с предыдущим коментом... И я об этом говорю.Но сейчас опять как всегда начнут передергивать хорошие слова,сказанные в точку.Но мне сдается что это делают нетитульные,чтобы внести неразбериху,ссору в нашу дискуссию.Потому-что какой-бы не был шала казах,он в душе и по-крови казах и не может отрицать разумных вещей. Тем более никто не говорит,чтобы забыли русский язык и другие языки.Ради бога,знайте,но и знайте свой родной,ради построения действительно независимого суверенного Казахстана. язык. Как это не поймут братья казахи.Оян казак,оян.

  37. Умный

    беку

    Как это никто не говорит про забыть русский язык?!

    Ты послушай глашатаев из шахановской шушеры.

  38. бек

    Я слушал и не раз,поэтому так и говорю. Никто не против знания других языков.Только глупец может ставить так вопрос.Дело в знании своего родного языка.Нельзя учить чужой язык в ущерб своего родного,это противоестественно.

  39. Анонимно

    Тимур деген данышпанды ату керек.

  40. Анонимно

    Автора статьи надо бы посадить на кол, что бы другим не повадно было сорить казахов

  41. 777

    Кто такие шалаказахи?

    Шалаказахи — это «чернож@пые русские».

    Шалаказахи- это ауыздарын да, миларын да орыс зорлап кеткен жалептер.

    Шалаказахи — это опора свиномасанистов

  42. 778

    Шалаказахи-это люди без чести,гордости и собственного достоинства. Вообщем нелюди.

  43. 777

    Шалаказахи — это дрессированные обезьяны.

    Шалаказахи – это тупейшие людишки, даже не умеющие говорит на языке предков.

    Шалаказахи – это потомки плененных джунгаров, на генетическом уровне ненавидящие всеказахское.

  44. 666

    Шалаказахи – это потомки плененных джунгаров, на генетическом уровне ненавидящие всеказахское.

    ----------------------------------

    Вот такого определения не приходилось еще слышать! Креатив однако... А темка то конкретная.

  45. men

    Братья, за что деремся? Не выделяли бы денег из огромного гос.бюджета на

    развитие РОДНОГО языка, не было бы проблем, Вы больше шумите. Больше

    левых учебников выпустят, придумают еще програмы. Это не на стройке пахать...

  46. Есть такое

    Я работаю в госучреждении, и естественно учу каз-яз. (самому хочеться)

    Короче учусь сам по книжке, правила уже знаю, начинаю строить предложения, то что непонятно, консультируюсь с коллегами на работе! В день заучиваю 10 слов, какие-то простые выражения. Вечером ставлю машину на стоянку и пытаюсь практиковаться со стоянщиком казахом (каз-яз знает на уровне) , так вот половина того , что мне говорят коллеги не правильно, как мне утверждает стоянщик(это все калька переведенная) ШАЛА-казахский перевод. Теперь получается , что я ШАЛА — ОРЫС )))

  47. Аргын

    Всем тем кто читает эту статью посвящается...

    Каждая инициированная точка зрения отражает реальность и по сути является кирпичиком в строении целого сообщества. То что мнения разные , прямо противоположные друг другу и отличаются в корне между собой...так это явление естественное. Принципы диалектики еще никто не отменял...принципы единства и борьбы противоположностей...

    просто добавьте каплю уважения, каплю терпения и каплю искренности в ваши отношения с другими...имею ввиду...с другими кто не разделяет ваше мнение...просто соблюдайте такт и этикет...

    не нужно чтобы вы их или они вас любили...не вы не они не претендуют на функцию бога на Казахской земле...

    я же не режу Вас русскоязычных на каждом шагу, каждый день и ночь за то что вы стали христианами и считаете меня варваром...

    я знаю 4 языка (казахский, русский, англииский и китайский) и перевожу на казахский язык документации по RFC, Cisco Catalyst, Router с англииского.Сам я обслуживаю сервера НР на UNIX.

    Да может я и варвар, может я и отсталый, кочевник, человек без истории и своего места на этой земле...Я вам что либо доказывать не собираюсь...Я буду жить в этой тюрьме под названием планета Земля...и буду любить и почитать предков передавших мне биотело-скафандр которое не хуже ваших...

    те темы которые вы обсуждаете в жизни мне не интересно...меня интересует куда более тонкие материи как строения тел на наноуровне, морфология языков, сочетания небесных тел а также иногда ...когда затрагиваются мои интересы...действия городских баранов ...шалаказахов и русских которые себя считают спонтом европейцами...

    ДЕБИЛЫ...флаг вам в руки и целлофан на голову...

    уважайте себя хотя бы...не лезьте к нам в душу...не будите во мне зверя и варвара...

    живите в свое удовольствие...будьте счастливы и богатыми...

    Я (и мои братья по крови) НЕ ХОТИМ УБИВАТЬ ВАС...Я СЫТ ЭТИМ ПО ГОРЛО и ОНИ тоже...понимаю что от убийства гнетущих в рамках мести можно получить наслаждение и удовлетворение...но это регресс, шаг назад...

    Я хочу чтобы вы шалаказахи или как вас там ... почти русские...жили вместе со мной...

    я и тот варвар во мне еще пригодится ЭТОЙ нации под названием КАЗАХ...

  48. Анонимно

    Вам бросили кость и вы начали ее обгладывать со всех сторон.

    Вас отвлекли от главной темы: Итоги управления Казахстаном улы жузом за 20 лет.

  49. 777

    «„Вам бросили кость и вы начали ее обгладывать со всех сторон.

    Вас отвлекли от главной темы: Итоги управления Казахстаном улы жузом за 20 лет.“»

    Нет в Казахстане ни улы жуза, ни орта или киши. Ест только таза казах и шалаказах!

  50. fosko

    гребанное мамбетье — все засрали