21.09.2010

Консолидация через усиление розни? Непримиримость шала-казахов и нагыз-казахов возрастает

Тимур ИСАХАНОВ, фрилансер

«Зло есть зло, но у него разные варианты,

которые не всегда можно совместить».

Клиффорд Саймак

Ставшая обычной в последнее время тема противостояния нагыз-казахов и шала-казахов перешла на новый виток. Эта фаза вызвана тем, что наметившееся было примирение так и не состоялось в силу цивилизационных и ценностных различий среди данных представителей казахского этноса. Шала-казахи, именуемые оппонентами в категориях слова «предатель» и нагыз-казахи, идентифицируемые шала-казахами как «варвары» так и не смогли найти точек компромисса. Но это вовсе не означает, что общего языка так и не получится.

2010 09 21Инициаторами раскола стали нагыз-казахи, выходцы из традиционных сельских кругов, а также представители казахской творческой интеллигенции. Точнее, скажем так, идеологию нагыз-казашества пестует и распространяет казахская (в данном случае – казахскоговорящая) этнокультурная элита. Которая, естественно, в свою очередь, ищет своих сторонников прежде всего в выходцах из аулов. Ведь корнями то эта элита практически вся оттуда же…

В советские годы этой интеллигенции были созданы тепличные условия, но с распадом СССР и получением республикой независимости большинство этих деятелей оказалось невостребовано новым временем. Кризис в аграрном секторе двинул в русскоязычные города большие массы казахоязычных сельских мигрантов, из-за чего фактически сложилось два мира, которые мало пересекаются.

Город задает свои критерии и заставляет их принимать или по крайней мере подстраиваться под их требования. Идеологи «нагыз-казахскости» из числа творческой интеллигенции пытаются поменять акцент и заставить город трансформироваться под интересы (где реальные, где мнимые) новых мигрантов. На щит в первую очередь поднят вопрос государственного казахского языка.

На волне строительства государственности идея казахского языка была встречена практически всеми казахами позитивно. Многие городские русскоязычные казахи стали отдавать своих детей в казахоязычные детские сады и школы. Однако прошли годы и маятник качнулся в обратную сторону. Сегодня многие казахи забирают своих детей из казахских школ и отдают в учебные заведения с русским языком обучения.

Причина происходящих процессов простая, но не примитивная. На казахском языке не прозвучало идей, которые могли бы воодушевить и вооружить конкурентоспособными знаниями. Вторая сигнальная система (язык) оказалась из эпохи аграрного общества. Сами лидеры нагыз-казахов, среди которых много поэтов, писателей, филологов, не смогли (или не захотели) провести модернизацию языка и создать на нем интересную литературу. Для городских казахов эпохи глобализации и Интернета мало интересны многостраничные истории про древних батыров и их мифические подвиги. А городской роман казахоязычная творческая интеллигенция предложить не в состоянии. Поэтому шала-казахи продолжают читать Джойса и Мураками в русских переводах. Та же самая ситуация и в других творческих жанрах и видах. Когда то Рашид Нугманов снял культовую «Иглу»,  где масса азиатских лиц. Но это был все таки русскояычный фильм, про русскоязычный же город Алма-Ату. Казахскоязычный же зритель по прежнему упивается снятым в далекие семидесятые костюмированным фильмом на мотивы эпоса «Кыз Жибек».  Но это скорее ностальгия по простым и спокойным временам социализма. Серик Апрымов успел показать в своей безысходной «Конечной остановке» казахский аул эпохи застоя, который уже тогда стоял на раскоряку между урбанизированным (и подчеркнем — изъясняющемся на русском языке!) социумом и оседлой казахской деревней... А вот про современный город, на улицах которого течет живая казахская речь, резко отличная от языка романов ныне здравствующей многочисленной армии казахских поэтов и писателей, никто не сподобился снять даже куцего фильма-опыта. А где детективы, мелодрамы, комедии? О чем это говорит, да все о том же — что нагыз-казахи ничего путного, системного, оригинального в городской среде еще так и не создали... Но время то было валом! Сколько же еще ждать?

...Нагыз-казахи и возглавляемые ими учреждения – от школ до редакций журналов – не дали положительных нравственных примеров. Коррупция, мздоимство, лень, хвастовство и деловая непорядочность не создали привлекательной среды и образцов для положительного подражания. В среде шала-казахов такое тоже встречается, но там хотя бы не бьют себя в грудь, выставляя в качестве лучшего из того, чем обладает Казахстан. А вот положительных примеров среди них куда больше. Именно шала-казахи выигрывают международные музыкальные конкурсы исполняя Шопена, компетентно участвуют в переговорах по аэронавигации, работают в международных компаниях вроде «Делойт энд Туш».

Последний всплеск активности нагыз-казахов больше похож на истерику. Ставка на то, что стоящие на более высокой ступени социального и цивилизационного развития опустятся вниз и примут лидерство стоящих на этой ступени – провалилась. Город, пусть и со скрипом, перерабатывает сельских мигрантов, попутно маня всевозможными соблазнами от центров развлечений до половых излишеств без особых обязательств. А стихи и книги, написанные идеологами нагыз-казахов, так и не находят массового читателя. Зато проповеди исламских сектантов, и, заметим, не только исламских, почему то при  этом находят своих слушателей.

Парадокс ситуации заключается в том, что подавляющее большинство шала-казахов против казахского языка ничего не имеет, даже наоборот, всячески его приветствует. Но изучают тот язык, который помогает выжить. Нагыз-казахи не смогли предложить интеллектуально-филологического продукта, который позволял бы шала-казахам и представителям европейских этносов планомерно и комфортно осваивать государственный язык. Несмотря на достаточно впечатляющее государственное финансирование всего этого. Бизнес «спасения» и «обучения» казахскому языку сложился, тогда как массовое и качественное овладение им все не идет.

Нагыз-казахи в сложном положении. Знание казахского языка фактически единственное их конкурентное преимущество перед шала-казахами. Терять его не хочется, но и увеличивать казахскоязычное поле им тоже объективно надо. Однако шала-казахи, это в первую очередь носители индивидуалистической городской культуры, и когда к ним начинают обращение со слов «ты должен…», в ответ запросто звучит «иди на…» Попытка зайти в Интернет и там достучаться до сердец и душ русскоязычных соотечественников закончилась полным фиаско. Казахскоязычные и нагыз-казахские сайты, за исключением быть может одного Абай.кз мало посещаемые и отнюдь не делают погоды в общественно-политической тематике... При этом Юрий Мизинов, руководитель знаменитого казахстанского ресурса Zona.kz (бывший «Навигатор») не раз подчеркивал, в том числе и во всеуслышание через интернет-ТВ, что его ресурс открыт для оригинальной казахскозычной продукции. Но воз и ныне там.   В общественном транспорте паренек контролер читает почти что рэп, объявляя остановки, собирая деньги за проезд, заставляя уступать старшим место — все пассажиры казахи не могут скрыть улыбок. По телефонам бродят казахские рингтоны, флэш-мульты — т.е. все это есть и оно кипит. Городская субкультура уже формируется. Но представьте такого моралиста как среднестатистический казахский «зиялы кауым» (читай писатель) который дал бы всему этому свободу...

Иными словами, надо заметить, что при всем при том, внутренняя среда нагыз- и шала-казахов отнюдь не единая. Там достаточно широкий спектр переходных и смешанных групп, которые сами не знают к какому из навязываемых идеологами раскола лагерей они относятся. Внутри нагыз-казахов за последние годы резко усилилась трайбалистская борьба. Если взять Южно-Казахстанскую область, то там противостояние между дулатами и коныратами никогда не прекращалось, а по мере отъезда европейцев в Россию, а шала-казахов в Алматы и Астану только усилилось. Для нагыз-казахов шала-казахи что-то вроде жупела, с помощью которого они микшируют внутренние противоречия.

Среди шала-казахов достаточно много билингвов, которые общаются как на казахском, так и на русском языке. В идеологах нагыз-казахов их отпугивает то, что не сделав казахский язык привлекательным для невладеющих им, они активизировали борьбу с русским языком. То есть даже владеющие казахским языком шала-казахи понимают, что на карте мира есть не только Казахстан, а лозунги замыкания в своих этнических границах и культурных достижениях не отвечают естественному вектору на развитие. Для вконец асфальтовых космополитов из числа шала-казахов лидеры нагыз-казахов вообще предстают в качестве законченных мракобесов. Они не собираются как татары в Казани учить татарский язык в специальных кружках. Татары опасаются потерять идентичность в масштабе большой России, тогда как казахам в Казахстане никому ничего доказывать не надо. Но это, что называется, по идее «ничего доказывать не надо». А на самом деле тому же сельскому мигранту в любой стране и любой национальности ой еще как надо «доказывать», раз ты не желаешь жить аграрием…

Давление нагыз-казахов на шала-казахов продиктовано борьбой за ресурсы. В том числе и на государственной службе. В условиях, когда более 90% чиновников этнические казахи, менее образованные и менее компетентные нагыз-казахи педалируют казахский язык в качестве единственного конкурентного преимущества. Здесь уже аргументом выступает не то, что шала-казахи не говорят по-казахски, а то, что говорят «плохо».

Шала-казахи в своей основной массе довольно индифферентно относились к приклеенному на них ярлыку. Их объективные конкурентные преимущества позволяли спокойно взирать на шумиху, поднимаемую идеологами нагыз-казахскости. Но в последнее время ситуация стала меняться – достаточно взглянуть на полемику в Интернет-форумах. В ответ на упреки за незнание казахского языка, шала-казахи обвиняют нагыз-казахов в интеллектуальной неполноценности и ограниченности, неумении трудиться, толкании страны в архаику и деградацию, насаждении раскола и розни.

Чем закончится противостояние нагыз- и шала-казахов на данном этапе прогнозировать сложно. Дискурс может быть снят в силу обострения других линий раскола, например, между богатыми и бедными. Более естественным выглядит переплавка нагыз-казахов в новых горожан, где и шала-казахи от контактов с ними также приобретут дополнительные черты. Но если обратиться к историческим примерам, то в Италии XVI-XVII веков сельская округа и феодальная реакция на длительный период взяли верх над городами, приведя к их упадку и аграризации. Возможно, что виток интеллектуального противостояния нагыз- и шала-казахов выльется в создание компромиссной и удовлетворяющей всех формулы, которая снимет противоречие через новое качество для соединившихся компонентов. Ну а пока линия их взаимодействия явно начинает «температурит». Еще не 40, но уже противные 37… И с этой «нехорошей» температурой, сопровождающей новый виток в процессе становления казахской нации, казахи вступают во второе десятилетие ХХI века…

99 комментариев

  1. Бек

    Кому то выгодно создавать такой раскол. Это провокация. У каждого городского корни из аула и куча там родственников. И нет шала и нагыз — все мы казахи, которым нельзя делиться

    Я знаю 5 языков, и казахский у меня с детства, работаю в американской компании, но это не мешает мне быть патриотом и любить родной язык.Есть проблемы в чисто казахской среде, но и городским не стоит оправдывать свой манкуртизм через критику аульчан.

    Нужно работать вместе.

  2. Герцен

    Автор, в поиске банальной популярность, попутал разницу между городским и сельским населением, обусловленную социальным положением, какими-то мифическими нагыз и шала. Приплел Италию средних веков, выдал опус про температуру за 37 градусов. Одним словом — далбаеб. Всех надо называть своими именами. Разница в мировоззрении горожанина и сельского человека всегда была, есть и будет. Они живут в разных условиях, у них разынй уровень обеспечения, образования и т.д. Но это не значит, что кто-то шала, а кто-то нагыз. Я вообще от этих надуманных терминов отказался бы. Скорее речь идет об просвещенной, умеренной части казахского населения и деятельности отдельных ура-патриотов. Вместе с тем необходимо отметить, что деятельность последних не является откровенно фашистской (как скины в РФ), а больше связанна с большим внедрением в повседневную жизнь языка, обычаев, традиций, в т.ч. и архаичных. Вот эти мелкие трения между слоями населения автор выдает за глбальное противостояние мфических нагыз и шала. Тогда как именно этот процесс и несет позитив. Просвещенная часть не дает опуститься в мрачное средневековье и мракобесие (что уже наблюдается у соседей), а ура-птриатическая часть не дает скатиться на уровень Иванов, непомнящих родства или манкуртизм (наблюдается в европейской части СНГ). По сути они дополняют друг друга. Подрастающее поколение, в настоящее время, видит не только вконец урбанизированных человеков-роботов (тачки, бабло, телки), но и сельских жителей, которые еще не оторвались от своих корней и еще мыслят такими категорями как добро, зло, родная земля и т.д.

  3. Қазақ

    Шала казахам скажу, что есть такая птица попугай, над ними все мы смеемся когда он говорит по человечески, когда поет как соловей, каркает как ворона. Но у этой птицы нет ничего своего, поэтому нет уважения, поэтому насмехаемся над ней. Давайте не будем попугаями и народ свой не превратим в попугаев поющие под чужую дудку и говорящие на чужом языке . Каждый народ ценен миру своим лицом, своими особенностями, своим языком, своими традициями и обычаями. Дорогие мои нағыз казахи и шала казахи, я прошу Вас понять одно, как бы нас не называли мы все равно казахи, кровь у нас одна-казахская. Шала казахов я прошу повернуться и оглянуться назад к своим истокам, мысленно. Мы казахи, у нас есть свой родной язык, у нас есть своя культура. Только сохраняя, приумножая и дальше развивая их мы наидем свое место в этом мире.

  4. Dana

    Тимуру Исаханову.

    Уважаемый Тимур, спасибо вам за статью. Забавны до слез некоторые комментаторы вашей статьи. Но дело гораздо серьезнее. Очень важны их рефлексии, даже если на уровне одноклеточных.

    В эссе «Одичавшая культура: «мустанги» и «пони» (2001) А. Кодар решительно и жестко писал о языковых проблемах и в целом – культуры в Казахстане рубежа веков: «Это явление цирковое: не лошадь и не ослик, зато послушен как оживотворенный робот. Трусит себе потихоньку и по сторонам не посмотрит, некогда. Самое страшное для этого существа – сойти с круга, сбиться с налаженного ритма», — издевательски пишет А. Кодар. Он сравнивает состояние культуры с состоянием казахских изданий, обсуждающих на протяжении десяти лет две темы: 1) слава казахскому языку и 2) проклятье русскоязычным казахам. «Да за эти десять лет можно было обучить население Казахстана десяти языкам! Но ведь никто не предлагает, все только кричат. А где методики преподавания … В этих вопросах нет продвижения ни на йоту. Значит наша любовь к языку – чистая декларация, за которой не стоит ничего, кроме желания поднять свой статус как носителя языка» [Кодар 2001, №2(4), с. 7].

    Работа А. Кодара «Истоки Степного Знания (опыт философии казахской истории)» можно назвать программой к действию в осуществлении языковой и образовательной политики не только в Казахстане. По мнению А. Кодара, двуязычие, которое характерно для его страны, не разделяет, а сплачивает казахов, одних по принципу избытка, других – по недостатку. По языку, считает он, казахи – двухкомпонентная нация, в одной части которой преобладает казахский язык, а в другой – русский. Из этого обстоятельства проистекает диффузность национального самосознания. Если у носителей казахского языка оно более определенное, даже нетерпимо агрессивное, то для русскоязычной части казахов – национальные приоритеты не главное. Главное – не отстать от времени, услышать «зов бытия». Однако, по А. Кодару, в данном вопросе не все так просто. «Ибо иноязычие не может перебить голоса крови. И как бы не обвиняли их в манкуртизме, наши маргиналы – те же казахи, получившие русское образование. Это городские казахи в большинстве своем дети известных патриотов казахского языка, не сумевших, к сожаленью, привить его своему потомству. Однако за исключением языка – это такие же казахи, как и их родители, иногда даже еще более патриотичные, поскольку не хотят быть полукровками без роду и племени, изгоями в собственной стране» [Кодар, Int. Res.].

    Именно, в казахах-маргиналах, по мнению А. Кодара, казахстанское общество имеет редкую возможность «быть открытым миру и вести с ним диалог на равных». Казахов – носителей языка А. Кодар называет казахами-эмпириками, поскольку постижение действительности, мира им доступно лишь интуитивно, на уровне условных рефлексов «свой – чужой» и «я прав, потому что я всегда прав». В них он видит «голую ментальную массу, не утруждающую себя даже тем, чтобы обосновать свое право на превосходство». Это народ, продолжающий свое бытие-в-мифе, добровольно отказываясь от бытия-в-мире, поскольку все неказахское воспринимается ими как что-то чуждое и одиозное, опасное для их локального существования» [там же]. Казахи-маргиналы, с точки зрения А. Кодара, в отличие от эмпириков, наиболее приспособлены существовать и в модусе прошлого, и в модусах настоящего и будущего, чье пограничное, медиумное состояние помогает им отличить миф от реальности и культивировать только то, что способно к реальной репрезентации. Они предпочитают «бытию-в-мифе» «бытие-в-мире», поскольку по своему образованию и воспитанию принадлежат не к этническому, а к гуманитарному дискурсу.

    Решение проблем, связанных с коллективным билингвизмом Ауэзхан Кодар видит в решительных реформах образования на казахском языке, в частности, в смене курса с этнопедагогики на классическое гуманитарное образование. И тогда, уверен А. Кодар, для казахов будут одинаково дороги и Абай и Сократ, и Конфуций и вся мировая культура в целом, а казахская культура, переосмысленная в современных парадигмах мышления, станет неотъемлемой частью этой органической целостности. «Язык есть Дом бытия», ссылается Кодар на Хайдеггера, и если речь идет о том, чтобы в нем обосноваться, необходимо перевести на казахский язык всю мировую классику. Без позитивного наполнения языка невозможно его адаптация к современным культурно-созидающим процессам. При таком подходе, по убеждению А. Кодара, казахи-маргиналы сыграют роль буфера или реле, которое переключит казахское сознание с установок «бытия-в-мифе» на ориентацию «бытия-в-мире».

    Лишь позитивное наполнение языка, по мнению А. Кодара, даст возможность дальнейшего функционирования двуязычия и многоязычия в Центральной Азии: «Реальная полифония языков, издревле существующая в данном регионе, когда в Средневековье считалось, что персидский — язык поэтов, арабский – язык ученых, а тюркский – язык воинов, или когда в послемонгольскую эпоху был создан чагатайский литературный язык, или современное сосуществование русского и казахского языков говорит о том, что многоязычие – судьба Центральной Азии».

    С уважением, д.филол.н., проф. РУДН Улданай М. Бахтикиреева

  5. Спасибо, Тимур! Статья своевременная. Высылаю вам размышления А.Кодара на эту тему 10 лет назад. Забавно: ничего не изменилось?

    В эссе «Одичавшая культура: «мустанги» и «пони»» А. Кодар решительно и жестко пишет о языковых проблемах и в целом – культуры в Казахстане рубежа веков: «Это явление цирковое: не лошадь и не ослик, зато послушен как оживотворенный робот. Трусит себе потихоньку и по сторонам не посмотрит, некогда. Самое страшное для этого существа – сойти с круга, сбиться с налаженного ритма», — издевательски пишет А. Кодар. Он сравнивает состояние культуры с состоянием казахских изданий, обсуждающих на протяжении десяти лет две темы: 1) слава казахскому языку и 2) проклятье русскоязычным казахам. «Да за эти десять лет можно было обучить население Казахстана десяти языкам! Но ведь никто не предлагает, все только кричат. А где методики преподавания … В этих вопросах нет продвижения ни на йоту. Значит наша любовь к языку – чистая декларация, за которой не стоит ничего, кроме желания поднять свой статус как носителя языка» [Кодар 2001, №2(4), с. 7].

    Работа А. Кодара «Истоки Степного Знания (опыт философии казахской истории)» можно назвать программой к действию в осуществлении языковой и образовательной политики не только в Казахстане. По мнению А. Кодара, двуязычие, которое характерно для его страны, не разделяет, а сплачивает казахов, одних по принципу избытка, других – по недостатку. По языку, считает он, казахи – двухкомпонентная нация, в одной части которой преобладает казахский язык, а в другой – русский. Из этого обстоятельства проистекает диффузность национального самосознания. Если у носителей казахского языка оно более определенное, даже нетерпимо агрессивное, то для русскоязычной части казахов – национальные приоритеты не главное. Главное – не отстать от времени, услышать «зов бытия». Однако, по А. Кодару, в данном вопросе не все так просто. «Ибо иноязычие не может перебить голоса крови. И как бы не обвиняли их в манкуртизме, наши маргиналы – те же казахи, получившие русское образование. Это городские казахи в большинстве своем дети известных патриотов казахского языка, не сумевших, к сожаленью, привить его своему потомству. Однако за исключением языка – это такие же казахи, как и их родители, иногда даже еще более патриотичные, поскольку не хотят быть полукровками без роду и племени, изгоями в собственной стране» [Кодар, Int. Res.].

    Именно, в казахах-маргиналах, по мнению А. Кодара, казахстанское общество имеет редкую возможность «быть открытым миру и вести с ним диалог на равных». Казахов – носителей языка А. Кодар называет казахами-эмпириками, поскольку постижение действительности, мира им доступно лишь интуитивно, на уровне условных рефлексов «свой – чужой» и «я прав, потому что я всегда прав». В них он видит «голую ментальную массу, не утруждающую себя даже тем, чтобы обосновать свое право на превосходство». Это народ, продолжающий свое бытие-в-мифе, добровольно отказываясь от бытия-в-мире, поскольку все неказахское воспринимается ими как что-то чуждое и одиозное, опасное для их локального существования» [там же]. Казахи-маргиналы, с точки зрения А. Кодара, в отличие от эмпириков, наиболее приспособлены существовать и в модусе прошлого, и в модусах настоящего и будущего, чье пограничное, медиумное состояние помогает им отличить миф от реальности и культивировать только то, что способно к реальной репрезентации. Они предпочитают «бытию-в-мифе» «бытие-в-мире», поскольку по своему образованию и воспитанию принадлежат не к этническому, а к гуманитарному дискурсу.

    Решение проблем, связанных с коллективным билингвизмом Ауэзхан Кодар видит в решительных реформах образования на казахском языке, в частности, в смене курса с этнопедагогики на классическое гуманитарное образование. И тогда, уверен А. Кодар, для казахов будут одинаково дороги и Абай и Сократ, и Конфуций и вся мировая культура в целом, а казахская культура, переосмысленная в современных парадигмах мышления, станет неотъемлемой частью этой органической целостности. «Язык есть Дом бытия», ссылается Кодар на Хайдеггера, и если речь идет о том, чтобы в нем обосноваться, необходимо перевести на казахский язык всю мировую классику. Без позитивного наполнения языка невозможно его адаптация к современным культурно-созидающим процессам. При таком подходе, по убеждению А. Кодара, казахи-маргиналы сыграют роль буфера или реле, которое переключит казахское сознание с установок «бытия-в-мифе» на ориентацию «бытия-в-мире».

    Лишь позитивное наполнение языка, по мнению А. Кодара, даст возможность дальнейшего функционирования двуязычия и многоязычия в Центральной Азии: «Реальная полифония языков, издревле существующая в данном регионе, когда в Средневековье считалось, что персидский — язык поэтов, арабский – язык ученых, а тюркский – язык воинов, или когда в послемонгольскую эпоху был создан чагатайский литературный язык, или современное сосуществование русского и казахского языков говорит о том, что многоязычие – судьба Центральной Азии».

    С уважением Дана Гирей

  6. 778

    Бахтикереева не оправдала свое незнание родного языка,даже используя такого ученого как Кодар,не убедила.До слез смешно ее жалкое оправдание,языком другого человека.Тогда как проще простого выучить свой родной язык.

  7. Анонимно

    Есть такое

  8. Анонимно

    Герцен слеп... Что значит мифическое противостоянгие... Да вот рядом с вами чел с ником «Казак». Ну и что? И среди нагыз-казахов есть которые на русском... И что он вешает?

  9. Хак

    Диагноз поставлен, но рецепты не выписаны. Как раньше делалось? За знание казхского языка неказахам доплачивалось к зарплате, у незнающих родной казахов можно снижать зарплату. Тогда появятся материальные стимулы. Все остальные от лукавого и скрывают насилие.

  10. Анонимно

    Проблема в одном. Кто и впрямь из шала-казахов против родного языка? Речь идет о том, что ситуация развивается таким способом, что всякие там Шахановы и прочие «интеллектуалы» начинают упирать своих по сути дела родственников, не знающих или плохо знающих казахский... Причем от аткой2 ат мосферы кто страдает? Допустим не Райымбек же Батталов с Кенесом Ракишевым! А карапайым шала-казактар. И главное — вслед за этим писателишками кто гавкает? Блядь. уроды тупые! И тогда я говорю — да хуй я клал на вас ребята нагыз-казахи. хоть удавитесь! Сука, в армии мазу держал за своих земляков, самое ужасное с моего же призыва! В учебке их чуть не зачморили хохлы. Встречаю потом на гражданке одного из этих мамбосов (в 1999 г.) и... Дальше даже говорить не хочу! За кого с тауберетом кидался на хохлов сержантов?

  11. Анонимно

    Герцен убил наповал... «Я бы отказался от этих терминов». Ты что, совсем своего Колокола"наслушался? Ты глянь кто эти термины внедряет, потом раглагольствуй тут

    Между прочим. я еще одну такую вещь заметил. Среди шала-казахов страшно много идиотов. которые патриоты что-ты — что-ты! Один, вроде Нарымбаева дофизделся...

  12. nevermind

    Судя по многим комментариям (особенно 777), такой ненависти к собственным соотечественникам могут позавидовать скины и нацисты... Деградация в действии?

  13. nevermind

    Добавлю, что комментарии подтвердили правильность названия статьи

  14. Анонимно

    Нифуя неправильный заголовок... Ну какая тут консолидация в итоге то???

  15. Хохмач

    Империи раз возникнув, никогда не исчезают.

    Золотая Орда, Российская Империя, СССР, и что-то дальше...

    Предлагаю посмотреть на Россию по новому.

    А может, не стоит ее бояться?

    Все, как и было обетовано. Самой природой приливов и отливов. Гигантские колебания , которые устраивает история на берегу вечности. Сейчас – время прилива.

    Их тысячи, десятки, сотни тысяч, а потом – миллионы переселенцев из Центральной Азии. Они только начали обживать огромную территорию, просто – сушу. Евразию.

    Нет, они не осваивают новые земли. Они возвращаются на землю, которую Вечно Синее небо их прадедов осеняло пару тысяч лет назад. Возвращаются в дедов дом.

    Их называют сегодня странным немецким словом – гастарбайтеры. Слово носит на себе оттенок презрения. Он еще явственнее звучит из уст дикторов, политиков и чиновников, которые говорят о них, как отмахиваются.

    Их избивают и убивают. Обманывают и грабят. Они превращены в рабов на земле, которая уже готова принять их . Не как гастов –гостей, нет. Насовсем.

    Потому, что эта земля помнит иные времена. Совсем другие племена жили на берегах ее обильных рек. Совсем другая речь возносила молитвы. Сейчас вся эта огромная территория находится во временном управлении. Время временных подошло к концу, и хозяева возвращаются.

    Авангард составляют татары. Пережили самые суровые времена притеснений. И выжили. Теперь татарский язык станет вторым государственным в России. Станет, потому что так называемая демократия порой бывает беременной очень странными плодами. Уже Аннушка пролила масло…

    Вторыми идут малые народы Кавказа. Это раньше они были малыми. Сейчас – нет. Они — равные. Они едут в свою столицу – Москву не только для того, чтобы услышать комплименты о лицах кавказской национальности. Они хотят взять – и правильно делают! то, что им принадлежит по праву. Свой кусок столичного счастья.

    Третьи – народы Сибири. Автохтоны, которые долго находились в обскурации. Быть гражданами одной страны недостаточно для счастья. Надо еще быть блондинами и голубоглазыми. Они – якуты, буряты, алтайцы, хакасы, тувинцы и прочие – очень хорошо это понимают. Главное – они дожили до наших дней. Главное, они дождались прилива.

    Теперь все переменится. Лик России становится смуглым и черноглазым. И с этим ничего не поделать. Новых переселенцев из ЦА уже встретит пестрый и яркий азиатский, кавказский, тюркско — монгольский субстрат. Они войдут в него как родные.

    Нынешние правители России ничего не делают для того, чтобы этот процесс остановить. Хотя бы затормозить.

    Но можно ли ЭТО остановить в принципе?

    Прощай, славянская Россия.

    Новая будет, скорее всего, тюркоязычная.

    Скорее всего, татары выступят консолидирующим центром .

    И это стали понимать все больше людей. Не отсюда ли беспокойство в глазах…безотчетный страх, рождающий агрессию. Скинхеды – ответ официоза сего дня на такое явное завтра.

    Но солнце их – на излете, силы тают с каждым днем. Потерпите, рекомые гастами, не отчаивайтесь, вы – посев.

    Боже, дай нам хорошего урожая, аминь!

  16. Анонимно

    Это говорит о том, что қазақтар тезiрек өз ата-бабасының жолына орайланулары қажет! Скорее в период государственного строя Толе, Казыбек и Айтеке-бийев.

    Никаких президентов и ханов мамбеты не признают. Власть только у народа должна быть, как в те далекие времена степной демократии и периода Жеты-жаргы, но с учетом уже современной цивилизации, как у многих современных монарших государствах Европы, Азии и арабского мира, где они свои традиции и культуру из средневековья соблюдают строго и неукоснительно! Ничего, они чтят память и уважают своих предков, живут в современной цивилизации и ничего у них и ни что не отваливается. А совкам бәрi-бiр, главное, в западном видят ту часть, которая только петушиная.

    Манкуртам этого не понять, им это чувство не дано — журектерi қазақшылық дегендi сезбейдi. Но, нас мамбетов достаточны, наверное, чтоб для всех жителей нашей земли, у нас тут у себя на нашей земле мамбетов, создать почву для комфорта и благополучия. А среднесрочной и далекой перспективе, кроме силы мамбетов никому с этим не справиться.

    Вступайте, в ряды жузов, племен и родов мамбетов, в независимости от расы, национальности и этнической принадлежности, социального и материального положения, вероисповедания, пола и знания/незнания какого-либо языка!

    Для нас мамбетов важно, главное, чтоб был человек, который уважал нашу культуру, традицию и быт, а общий язык тогда мы найдем со всеми!

    Для нас мамбетов в первую очередь Аруақ, и даже не Аллах на первом месте.

    Аруақтар қолдасын, Алла-тағала жасасын! И пусть поддержит каждого свой Бог!

    С уважением,

    ярый трайбалист-жузовец, 100%-ный мамбет, настоящий националист

  17. Шала-казах (знающий язык)

    Думаю у нагыз-казахов будущего нет, так как их идейная основа либо миф, либо атавизм им самим не нужный.

    «қазақтар тезiрек өз ата-бабасының жолына орайланулары қажет!» — это лозунг возврата в родоплеменное, кочевое, скотоводческое общество. Кому это в 21 веке интересно?

    «Скорее в период государственного строя Толе, Казыбек и Айтеке-бийев» — о каком государственном «строе» идет речь? За 500 лет казахской истории у нас не было государственности в полном понятии этого слова — территория, административное деление и управление, границы, их охрана, таможенное дело, сбор налогов, государственная казна, бюджет, исполнительная система, регулярная армия, внутренние регулирующие силы...

    А была дикость и казатчина, полная вольность, почти анархия в рамках адата...

    «журектерi қазақшылық дегендi сезбейдi» — впринципе это плачь, вызванный комплексом неполноценности...

    «Для нас мамбетов важно, главное, чтоб был человек, который уважал нашу культуру, традицию и быт» — какую культуру? Ту которую (скотоводческо-кочевую) сами казахи бросили в 30-х годах 20 века? или ту культуру которую подарили Русские (советские) власти, в том числе казахский язык, казахскую оперу, балет, театр, изобразительное искусство, казахский(станский) спорт, казахскую(станскую) науку итд...

    По поводу религии, как была дикость, так и осталась...

  18. Алекса

    ...Нагыз-казахи и возглавляемые ими учреждения – от школ до редакций журналов – не дали положительных нравственных примеров. Коррупция, мздоимство, лень, хвастовство и деловая непорядочность не создали привлекательной среды и образцов для положительного подражания. В среде шала-казахов такое тоже встречается, но там хотя бы не бьют себя в грудь, выставляя в качестве лучшего из того, чем обладает Казахстан. А вот положительных примеров среди них куда больше. Именно шала-казахи выигрывают международные музыкальные конкурсы исполняя Шопена, компетентно участвуют в переговорах по аэронавигации, работают в международных компаниях вроде «Делойт энд Туш».

    --------------------------------------------------

    Аффтар, умри, а лутче не скажешь!!!

  19. от Доктора

    пиздец... когдаж жыды начнут друг друга хуярить, сефарды vs ашкенази фор екзампл

    Спор на форуме, похож на Олимпиаду среди умственно-отсталых, даже если ты победил, ты всё равно идиот.

  20. Кете

    «гребанное мамбетье — все засрали»

    Да засрали, но свое а не Россию.Так что, не нравится- скатертью дорога! А стравливать казахов между собой -это подлость. Какой бы казах ни был он прежде всего казах.А значит за свое государство, за свой язык. за свою культуру.

    Қазақ бауырлар! Мына шовиктер енді қазақты қазаққа айдапсалуға кірісті.Бұған жол бермеңдер!

  21. Святогор

    Господа, зачем вы ссоритесь? Вы одна нация. Да все мы живем в одной большой стране. У вас есть чему поучиться. Мне очень нравится то, что вы все как одна большая семья. И это действительно так. Так зачем же делать из этого проблему? Я стараюсь выучить казахский, но пока только понимаю устную речь. Но на мой взгляд — проблема надумана. Какая разница шала или нагыз? Это надуманное разделение. И со стороны кажется, что вы просто немного решили придумать себе лишних проблем. Не нужно этого. Правда, не нужно.

  22. Степан

    Господа, зачем вы ссоритесь? Вы одна нация. Да все мы живем в одной большой стране. У вас есть чему поучиться. Мне очень нравится то, что вы все как одна большая семья. И это действительно так. Так зачем же делать из этого проблему? Я стараюсь выучить казахский, но пока только понимаю устную речь. Но на мой взгляд — проблема надумана. Какая разница шала или нагыз? Это надуманное разделение. И со стороны кажется, что вы просто немного решили придумать себе лишних проблем. Не нужно этого. Правда, не нужно.

  23. Степан

    хух. Отправилось хоть.

  24. АК Бекет

    В двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия в Казахстане, входящем в ту пору в состав зарождающегося Советского Союза, весьма значительная группа казахских политиков, создав агрессивную национал-патриотическую партию «Алаш», пытались военно-политическими силовыми методами образовать на территории Центральной Азии два тюркских государства под названием «Алаш-Орда» и «Туркестан».

    Причем, в этих своих политических деяниях казахские национал-патриоты в конце концов дошли до того, что виднейший и активнейший «алашевец», Мустафа Шокай, будучи в самом начале второй мировой войны в Германии, выдвигал вождям германских фашистов конкретные предложения по соучастию в войне против Советского Союза с целью образования в Центральной Азии тюркского государства «Туркестан».

    Однако, слава Господу Богу, что все эти воистину безумные попытки всех этих воистину слепых казахских политиков полностью провалились, ибо в то время все они во всех этих своих воистину безрассудных политических деяниях самым прямым образом шли против абсолютно закономерной исторической тенденции – против исторической тенденции вхождения Казахстана в состав Советского Союза и его дальнейшего успешного этапного развития в лоне СССР.

    При этом всякому здравомыслящему человеку сегодня абсолютно ясно, что в том случае, если бы все политические планы вышеупомянутых казахских национал-патриотов «алашевцев» удались, то сегодня бы эти «Алаш-Орда» и «Туркестан» стали бы еще одними Афганистаном и Пакистаном – с их тотальной и катастрофической духовно-нравственной и политико-экономической отсталостью, и с их постоянными исламскими междоусобными войнами и постоянными исламскими террористическими кровопролитиями.

    Вот и в настоящее время в Казахстане – также как в тридцатые годы прошлого столетия в Германии, Италии и Японии – всё более настойчиво и всё более нагло заявляют о себе те представители казахской нации, которые, по причине своего полного безрассудства, встали на дьявольско-погибельный путь национал-патриотизма – то есть на путь самого настоящего фашизма.

    Посудите сами. В самом начале формирования гитлеровского германского фашизма во главу своей коричневой национал-патриотической идеологии германские фашисты положили абсолютно человеконенавистническую идею о полноценности «истинной» арийской немецкой расы и о неполноценности прочих других рас и народов.

    Вот точно также, верно следуя путем гитлеровского германского фашизма, сегодняшние казахские национал-патриоты полностью переняли от германских фашистов – от своих идейных соратников и собратьев – эту же абсолютно человеконенавистническую фашистскую идею.

    Вот поэтому в последние годы буквально во всех казахстанских средствах массовой информации казахские национал-патриоты совершенно открыто распространяют свои фашистские идеи о своей национальной «полноценности» и о своей национальной «исключительности», горделиво называя себя «нағыз-казахами» – при этом всех других казахов, слабо владеющих или не владеющих казахским языком, они совершенно открыто называют людьми неполноценными, презрительно называя всех их «шала-казахами», а также презрительно называя всех их «манкуртами» и «мутантами».

    Причем, также как в свое время действовали гитлеровские немецкие фашисты, всеми методами удаляя из своей среды «неполноценных» евреев и цыган, точно также и сегодняшние казахские фашисты всячески стремятся всеми методами удалить всех «неполноценных» «шала-казахов» и всех прочих «неполноценных» русскоязычных людей не только из всех казахстанских государственных органов, но и вообще из казахстанского общества.

    Вот поэтому довольно частые периодические информационные акции, которые проводят сегодняшние казахские национал-патриотические фашисты буквально во всех казахстанских средствах массовой информации, по возвеличиванию своей национальной «полноценности», и также их периодические сборища и их периодические заявления по скорейшему изгнанию всех «неполноценных» за пределы страны, с каждым годом становятся всё более циничными и всё более наглыми.

    Причем, всё это делается при полном молчаливом согласии и при полном попустительстве всех высших властных и правоохранительных казахстанских государственных органов, которые в последнее время только на словах говорят о каком-то интернациональном и демократическом единстве, однако на деле запускают в политический оборот такие безумные идеологические доктрины, которые просто на руку всем местным негодяям и всем местным «нағыз-фашистам».

    Однако мировую историческую тенденцию по просветлению и оздоровлению рода человеческого остановить и изменить невозможно. Поэтому пусть помнят все казахские фашиствующие национал-патриоты, горделиво и безрассудно называющие себя «нағыз-казахами», то есть «нағыз-фашистами», что вслед за кровопролитной «хрустальной ночью» и вслед за кровопролитной второй мировой войной последовал Международный Нюренбергский судебный процесс – в результате которого все главные идеологи гитлеровского немецкого фашизма были осуждены и были повешены.

    Так что, имеющие уши, да услышат; и имеющие разум, да уразумеют!

  25. Жанибек

    Будьте проще и добрее к друг-другу. Шала, нагыз ... Капец фигня полная. Автор не хороший человек.

  26. Юрий

    Так что, имеющие уши, да услышат; и имеющие разум, да уразумеют!

    Слава Богу, что люди как вы еще есть! Слава Богу. Главное чтобы мир был. И согласие! Спасибо за интересную информаци. очень благодарен.

  27. Ермек

    Да, правильно все. Главне чтобы мир был. Война плохо. Все разрушется. Жить нельзя. Плохо. А так можно делать. Экономика можно делать. Семья. Люди. Хорошо.

  28. Арыстан

    Кудай каласа нормально будет все. Народов много у нас на земле. Все мы люди. Жить всем охота. Добрее надо быть. А то в последнее время фашистская зараза во многих странах бушует. Этого нам не надо. У нас другой путь. Братья. Поймите. Тем более между собой ссориться.

  29. Егор

    Добро — самое сильное чувствона земле. Не даром говорят — сильный человек — добрый человек. Каждый бы эту истину понимал — было бы проще всем. Все бы были сильнее. И умнее и добрее. Вместе бы всю страну подняли на новы этап развития. А так — зачем надумывать себе проблемы? Будто и впрямь прочих забот нет.

  30. Анонимно

    Чо за кесель пошел? Егоры какието, Юрии и Ермеки прочие... Все равно надо разобратсья с шала-казахами. А потом и остальными!!!!

  31. Егор

    Хешельме бешельбе кере нашальника мана

  32. Жомарт

    Да учить или не учить должен каждый для себя решать. А так вообще это не повод для ругани и ссор.

  33. Егор

    Разбираться надо с такими как ты баурсаками. А то в стране бардак начнется. А люди которые поумнее все и так понимают. Президент у нас хороший. И правит он граммотно.

  34. Кенес

    Чо за кесель пошел? Егоры какието, Юрии и Ермеки прочие... Все равно надо разобратсья с шала-казахами. А потом и остальными!!!!

    Балам ты не устраивай тут. С кем разобраться ты решил? Мой отец с такими как ты только с немцами на фронте ваевал. А ты и себя не назвал да еще и разобраться тут желаеш! жяляб

  35. Егор

    Агай, да ладно вам. Видно малой еще — мало чего понимает. Я что хочу сказать-то. Все равно как бы то ни было — главное быть всегда немного терпимее. Потому как сейчас время такое — трудно отличить правду от вымысла. Вот и приходиться голову ломать. А люди-то верят. И между собой начинают фигней маяться. Хотя если б тема неначалась — то жили бы нормально и вместе бы делали дела.

  36. Жомарт

    Егор, правильно сказал. Но просто видишь тут ситуация немного другая. некоторые знают родной язык, а некоторые нет — вот поэтому и спор. Хотя согласен с тобой в том, что это лишь повод для ссор. Это не очень.

  37. Баур

    Да тема то заказана. фигня все. там есть пара мыслей. и то уже люди написали от сердца а не от ума. но праивльно написали. а то базарвакзал устроили тут. менде бари бер гой нагыз немесе шала. потому что веник сломать тяжелее а прут легче.

  38. Жеруйык

    Пацаны да за че базар? РЕшайте сами ддля себя. Просто действительно есть множество слов которые не имеют перевода в проф сфере. Поэтому не надо заганяца. И все.

  39. Юрий

    Кто-то там идеи вообще не понял. Разобраться предлагает. Ну во-первых, уважаемый, разобраться — это понятие достаточно широкое. Это раз. Ну и далее вы все прекрасно поняли.

    А вообще я хочу сказать, что нет смысла в разделении. Иначе это путь в некуда. Вообще не понимаю для чего разговор этот. Вон ребята-казахи правильно пишут — Баур точно подметил.

  40. Даулет

    Смотрю и думаю — автор кто инетерсно? нагыз или шала? )))))) скорее всего такой жесткий нагыз. )) Да ну вот еще новости. Это смешно.) Учусь на третьем курсе в кимэпе. И как-то уже со своих не высоких высот понимаю, что фигня это все. Я казах. И ни один другой казах не имеет права мне говорит, что я «недоказах». Равно как и я ни кому так не скажу.Даже если он и сойлемеды. Потому как в единении надо быть. И кто-то не умный это все придумал.

  41. Стрептоцид

    Миру-мир! Мыши — сыр!

    Да вы правильно все говорите. Последние комменты очень даже ничего. Хоть кто-то думать нормально начал.

  42. Sergey

    Читал, читал все... и в адрес вместо майлру написал майлкейзет, во как, обшибся маленько. Это забыл блин чо хотел. А...Вы это че орете блин.Кто хочет пусть учит, не хочет пусть не учит. Это личный выбор каждого. Научитесь отвечать только за свои поступки, о себе заботьтесь.В америке живут америкосы разные по национальностям, говорят по англиски, кто учит свой родной язык , а кто и довольствуется только аглицким.Это личное желание каждого. Глоболизмо одним словом.Досвидос, Спасибо за внимание.

  43. «Бэмбик» — это интернет магазин, игрушки в котором ориентированы на детишек различного возраста. Это не только детские товары для новорожденных, детская мебель, автокресла для перевозки малышей, детские коляски, но и сопутствующая продукция для мам.

    детская коляска

    espiro

  44. отличный у вас сайт. Не жалко потраченного времени. Бродил по интернету, и случайно зашел.

    Теперь буду постоянным читателем.

  45. Казак

    чтобы все заговорили на казахском нужно в корне менять систему в РК, государство делает недостаточно усилий по внедрению в различные сферы деятельности казахского языка. нынешнее общество это общество рынка, которое будет учить язык только если он будет нужным, т.е. для собственной выгоды. На сегодняшний день политика внедрения казахского языка во все уровни жизни носит половинчатый характер.

    Поэтому раз взялись за построение независимого государства, то надо идти до конца.

  46. На вопрос “Что вы здесь делаете?” 72% респондентов ответили отрицательно Вы очень кстати – тут у нас разврат… От импотенции ещё ни кто не умирал,правда ни кто и не рождался. Мужчине гораздо проще разорвать двадцатилетнюю связь, чем связь с двадцатилетней. Девушка не блядь, – она просто расслабилась…

  47. this is very good for you, ybg :)