23.11.2010

Customs approves evil

By Nur Kaliev

Customs Union of Russia, Kazakhstan and Belorussia, which turned into the latest Kazakh conspiracy-smelling cliché in local press, is moving forwards, stumbling confidently. It seems that the fourth power, absolutely lacking of any political influence, has stopped attempts to sort out/impact the blatant wrongness of this whole invention, smugly represented as an “economical alliance of the future” and scarcely a salvation of our oil-spilled economy. Journos’ attempts to establish a resemblance of logical links within participant states’ advantages and interests of their people, are, strictly speaking, failed. However, those customs “vicissitudes” are surely a nuisance to inquisitive readers: dull interest to this topic is easily explainable and is in the fact that the effects of this Union would be hardly feelable to people now and in the closest time – too different are spreads of particular political figures, too unfair is customs pie cutting, too fresh are the memories of Perestroyka’s bastard child – the CIS. As it is, there are much more factors against the Customs Union, and they are much more solid than what’s said above. However, we’re going to talk about one of the specific and the most visible effect of CU on us, people. About cars.

2010 11 23The attention to this sector is explained by the fact, that the automobile is proverbially clear, quite expensive and particularly personal property – in many cases the second by significance after an apartment. Besides, it has quality that no other affordable goods can offer – it can give a freedom of unrestricted mobility. The one which is usually deprived firstly from convicts. That’s why the notorious Kazakh mentality, normally suffering any moral violence upon itself, is boiling up as soon as business concern cars. It’s hard to recall any similar event such as mass strike on Almaty New Square, when rumours about ban on exploitation of right-hand drive cars. Then the car owners showed their fangs to state authorities and exposed themselves as a political force to be left alone. Even hardly beloved Vladimir Shkolnik has been softening his formulae to ban the import; which is rather menaningless and groundless measure as such as exploitation ban.

The CU puts the same problem, but from a different, less sensitive angle: we’ve been offered to change our cars on new ones complying with the rules of the game among trinity of its participants. Guess no one must be explained that on this field Russia gets an absolute pie from the Union. Amidst 30-35% growth on customs processing rates of cars imported from EU and US, the cars made within CU (formally complying to several requirements which will be described below) is actually equal to bread crusts, it is natural that carefully calculating would lean to the second option. In such a contingency two of this market’s sectors will blow out – used cars and new ones built outside CU and their dealers; and in their turn two new ones (which are almost one) will be established – cheap Russian made cars and new dealers. Let’s have a closer look on each of these issues and what they’d brought.

On common people side

In recent years the most favourite car over the aftermarket wasn’t Mazda 626, as many think, and not Mercedes W124 or Opel Vectra. It was Toyota Land Cruiser – huge and untidy off-roader so dear to hearts of road savage. Mainly it has been imported from US, which is basically the country it was designed for. The process of making money out of Land Cruisers is virtually the same as for any other car if a bit more advantageous – a cheapest option is bought (the condition doesn’t play major role), moved to Kazakhstan, a little prepped and sold. For example, you can buy one ten-year old in the States for $9-10 grand; transportation costs less than two; customs rate was around 7-8 thousand dollars. As the result the price for it in Kazakhstan is around 18-20 thousand dollars with prices for an ultimate purchaser exceeding $30 grand in much arguable condition. The cream de la cream for more or less expensive cars is varying depending on brand, year, colour and other less important factors. This what it was like before Customs Union.

Now then the customs rate can be two-three times more than a car’s initial price, which is unsuitable in any case whether for grey dealers or buyers. Is it bad? Theoretically no – the flow of old unsafe gear into the country is much lower, less headaches and dangers for the final buyers. Concerning CO2 rates and threats to the environment, which is usually the main point of our narrow-minded authorities, then almost all of now-imported cars are complying to two similar standards – LEV-ULEV-LEV II for American market since ’94 and Euro 2-3-4 for European since 1996, thus approved by law as safe. At that, what’s the point of Kazakh legislation to compel EU specifications, but absolutely not in the field of rights and freedom of its citizens, as OSCE regulations appointing.

Aside from that, it limits and/or vanquishes question of choice for the widest category of people. For instance, the lack of qualification forces very many citizens to be self-employed in cabbing. Or to small farmers to carry their hand-grown products to markets. Strictly speaking – for people that don’t use internet. With small cars in $3-7 thousand built in 1990—2000 on their agenda. CU is leaving them outboard, forcing to buy cars for the same money, but making choice over what’s left on the market. As the result, the constantly renewing cars population, which were coming to us in still-good condition will change to population of dying and really polluting oil-burners.

And what’s funny – the state in its sole customs blast is continuously repeating its well-learned mantra – “we are on common people side”, but in this case simply throwing the least socially protected social layer over the board. Their profits are obviously aren’t able to pay treasury, but making no harm either as there’s no one to give them a job. Basically the same but in lesser degree is concerning the social brew, which are local authoritative dreamers like to call middle class.

Business support

The problems which are expected to bring much troubles to local car dealership along with their assets are not so vital but covered in press much more widely. Especially wide in those which have nothing against making some money, telling people how Kazakh business is suffering. Thus, the same customs rates (up 20% from 10%) concerning them as well.

Let’s imagine a simple, highly approximate situation. The price of customs processed basic Toyota Camry for a dealer before Customs Union was $24 to $26 thousand with end price around $30, 000. Now though the price will go up to around $33,000 for a dealer, who must manage to get at least minimal profit. As the result the end price for the customer will grow up by $4-5,000. Moreover that the difference is, mildly speaking, huge, but also it will feature customers’ shock, which can stop buying anything at all in the end. As many authorities considering, it will solve another problem as well – as dealers’ excess profits gone the market will become fair and transparent. The more so that particular dealers should have been shot up for their piggish low quality of service. But.

Not only dealers are making money. Some sell oil and natural resources with impunity, other fairly pushing dope to youth. Both will not listen of splits less than 300%. On this background dealer’s 20% of profit looks ridiculous. Do you know how much a common 45 tenge pack of noodles costs to a Chinese person to make, import and process and deliver, completely legally? 17 tenge no less, as at November 2010. How’s that hanging on to you?

The “white” dealers have made attempts to pluses of their existence – creating and organizing working places, tax payments, and the necessity of developing the market. The state’s position is simple – “hell no, if you couldn’t manage it, then your place will be taken”. And if you don’t like this than build factories yourself. And we’ll support you as luxuriously as we support all the rest of domestic producers.

Back to the future

These days words “Russian” and “manufacturer” by no means should be perceived as synonymous of maker of ancient and horrible beasts like Ladas. Opposite, all the major players from all over the world are placing their production lines today in Russia. So Kazakh consumers shouldn’t be worry about anything. The question of car import in Kazakhstan has been solved long ago, and 21 contenders, which can proudly supply locals, were already chosen. The requirements are simple – one must make at least 25,000 pieces per year, place a part of production within CU and to assemble cars from more than one piece. The thing is that on Russian territory there are no production lines except for notorious soviet era factories – all cars are being imported in Russia and assembled from nodes and components, then sold. In this case — to us. Belorussia is buying only Russian vehicles under the Union State of Russia and Belarus.

Theoretically everything is fine – we get new, specially prepared and adjusted automobiles for such brands as Toyota, VW, Renault, Chevrolet, Ford, Fiat and other by lower prices than it was before. Given that such things as package, options, different engines are gone. All the advantages to us are covering the lower quality of assembly and the fact that the majority of those cars are nothing else but renewed but off-market models of at least 20th century and not complying with our new emission standards.

There are only a few “but”. All these factories except for our awkward “Asia Auto” and no less useless but a bit more successful Belarusian JV ZAO UNISON, are located in Russia. Ergo, the bigger share of money paid by us will quietly float to Russian and used for the good of theirs, not ours, economy. Anв our money is really needed to Russians since their market capacity, given its size, wouldn’t be harmed by another 2-3% of gross volume. Even looking at the figures, than 3% of market growth at one and a half million units sold for two quarters of 2010, compared with our pitiful 20% and around 5,000 units.

Well and good. But quality of service will grow in closest times, since local dealers, which have virtually no protective mechanisms from their Russian colleagues, both legally and professionally, will be simply eaten by the latter. Since nothing is regulating or preventing, and the government even supports Russian expansion on our market. What’s the difference who’s paying taxes. Much more competitive northern neighbours will expanding and developing our market without leaving a chance to local dark and narrow business.

There’s no need to think and calculate to understand that after CU coming in full power, the same destiny awaits for many other sectors of our economy. I finely understand that my optimistic views on Customs Union and some of cheerful irony wouldn’t be everyone’s cup of tea, but look at it yourself. Kazakhstan could be selling us as well, so difficult and cheap asset, to so close and so dear Russia, and become the biggest and most powerful hydrocarbons operator in the world. What an achievement that would be!

9 comments

  1. Alexander

    А автору не приходит в голову, что производство автомобилей можно развивать и в Казахстане.Ведь при едином экономическом пространстве нет никакой разницы где это делать. Но тогда все выгоды, которые получает Россия -империя зла — может получить Казахстан?

  2. Торчок

    Интересно, ну очень мутно написано... Не находите. господа?

  3. Anonymous

    Мутный сайт потомушта

  4. Anonymous

    Очень сильный и очень ключевой абзац: «Деньги делают не только дилеры. Кое-кто безнаказанно продает нефть и полезные ископаемые, другие честно «толкают» героин молодежи. И те и другие и слушать не будут о «наварах» менее 300%. На этом фоне жалкие 20% «сливок» для дилера выглядят просто смешно. А знаете ли вы, во сколько обходится китайцу изготовить, привезти и растаможить обыкновенный 45-тенговый «Бич-пакет», причем вполне легально? До того, как его погрузят в машину и отвезут в магазин? 17 тенге, по состоянию на начало ноября 2010. Как вам такой навар?»

  5. Anonymous

    Для Alexander

    Наивный чел. Если делать мощную сборку в РК. то на кгонвейер все арвно надосатвить русского забулдыгу. а их счас нет. нынешняя молодежь на конвейер не хочет вставать. Китайсев завозить? Они все поняли что лутче в нефтянке...В общем — жопа. Да и казахи сами не горят желанием вставать на конвейре. им бы лутче так деньги выискивать

  6. Anonymous

    А давайте узбеков на конвейер. Они ж собирают свою дэушку; )))

  7. Anonymous

    Нет уш. Везде пусть аульные работают. Под присмотром. Надо пристраивать аульную молодежь.

  8. Хочу все знать!

    «Деньги делают не только дилеры. Кое-кто безнаказанно продает нефть и полезные ископаемые,другие честно «толкают» героин молодежи» . —

    Такое ощущение что в редакции одни интересующиеся(нарко),какая ни тема все переводят на эту тему.

  9. You are really good at presenting the news as a professional journalist.

23.11.2010

Таможня дает зло

Нур КАЛИЕВ

«Таможенный Союз» России, Казахстана и Белоруссии, превратившийся в местных СМИ в очередное казахское клише с душком конспиративности, уверенно спотыкаясь, движется вперед. Четвертая власть, не имеющая никакой политической силы, кажется, оставила попытки разобраться и/или повлиять на вопиющую «неправильность» всей этой затеи, с пафосом выставляемой как «экономический альянс будущего» и чуть ли не спасение нашей страдающей от «нефтяного разлива» экономики. Попытки журналистов создать подобие логической связи между выгодами государств-участников и интересами их людей, мягко говоря, проваливаются. Впрочем, у любознательного читателя «таможенные неурядицы» наверняка засели в почках: вялый интерес к этой теме вполне объясним и заключается в том, что эффектов «Союза» люди на себе не чувствуют и не почувствуют еще скоро – слишком велика разница интересов отдельных политических фигур, слишком несправедлив раздел таможенного пирога, слишком свежа память о дебиловатом дитя Перестройки – СНГ. Факторов против Таможенного Союза на самом деле намного больше, и они гораздо основательнее, чем сказанное выше. Однако речь пойдет об одном из конкретных и наиболее наглядном эффекте ТС на нас, людей. Об автомобилях.

2010 11 23Внимание к этому сектору опосредовано тем, что автомобиль – это предельно ясное, достаточно дорогое и сугубо личное имущество; в большинстве случаев второе по значимости после квартиры. Кроме того, у него есть качество, которое не в состоянии предложить ни одно из доступных мирских благ – он предоставляет свободу передвижения: то, чего провинившихся людей закон лишает в первую очередь. Вот почему пресловутый казахстанский менталитет, спокойно переносящий всякое моральное насилие, закипает, как только дело касается автомобилей. Сложно припомнить другое подобное событие, как массовое скопление народа на Новой Площади в Алматы, когда пошли слухи о запрете на эксплуатацию праворулек. Тогда автовладельцы показали зубы госорганам и продемонстрировали себя как политическую силу, которую лучше оставить в покое. Даже горячо любимый всеми Владимир Школьник смягчил свои формулировки на «запрет ввоза», хотя это столь же бессмысленная и беспочвенная мера, как и запрет на пользование.

ТС же ставит ту же проблему, но под другим углом: нам предлагается сменить свои автомобили на новые, соответствующие правилам политической игры в тройке участников. Думаю, никому не нужно объяснять, что на этом поле Россия получает абсолютную выгоду от Союза. В условиях, когда таможенная отчистка импортных автомобилей, т.е. произведенных вне ТС, вырастает в цене на 30-35%, а на произведенные в его рамках (формально – соответствующих нескольким требованиям, о которых речь пойдет ниже) фактически равна корочке хлеба, вполне естественно, что привыкший к счету покупатель будет склоняться к первому варианту. При таком раскладе сдуваются два сектора рынка – подержанные автомобили, новые автомобили, произведенные вне ТС, и их дилеры; и в свою очередь появляются два новых, являющихся в общем одним целым – дешевые автомобили российского производства (Белоруссия по понятным причинам отпадает) и новые дилеры. Разберем каждый из этих моментов, каждый из которых несет .

На стороне простых людей

В последние годы любимая машина на вторичном рынке, это не Mazda 626, как думают некоторые и не Mercedes W124 с Opel Vectra. Это Toyota Land Cruiser – большой и неопрятный внедорожник, который так по душе дорожному хамлу. В основном их завозят из США, для которого они собственно и создавались. Процесс «деланья» денег из Land Cruiser таков же, как и из любой другой машины – приобретается наиболее дешевый вариант (состояние особой роли не играет), перевозится в Казахстан, немного «подготавливается» и продается. К примеру, такую машину 2000-ного года в Штатах можно приобрести за 9-10 тысяч долларов; перевозка стоит менее двух; таможня (была) – порядка 7-8 тысяч. В итоге цена в Казахстане выходит в 18-20 тысяч при цене для конечного покупателя порядка 30 тысяч долларов и более чем спорном состоянии. «Сливки» для более дешевых или более дорогих машин варьируются в зависимости от марки, года, цвета и прочих, на самом деле не очень важных факторах. Так было до Таможенного Союза.

Теперь таможня может составлять две-три стоимости от первоначальной цены автомобиля, что не лезет ни в какие рамки, ни для «серых» дилеров, ни для покупателей. Плохо ли это? Теоретически нет – в страну меньше приток «старого железа», меньше головной боли и опасностей для покупателей. Что касается токсичности выхлопов и угрозе окружающей среде, на которые так напирают наши профановатые чиновники то почти все ныне ввозимые автомобили соответствуют схожим нормативам LEV-ULEV-LEV II (с 1994 года) для американского рынка и EURO 2-3-4 (с 1996 года выпуска) для европейского, т.е. государством, по собственному признанию, расцениваются как безопасные. К тому же, почему казахстанское законодательство пытается соответствовать европейским нормативным документам? Причем совсем не в правах и свободах граждан, как то предписывает устав ОБСЕ.

Кроме того, это ограничивает и/или снимает выбор для самого широкого слоя населения. К примеру, отсутствие квалификации вынуждает очень многих граждан заниматься разнообразными видами извоза. Ну или возить выращенные своими руками продукты на базар. Проще говоря – люди, не пользующиеся интернетом. На их повестке дня — машины, пригнанные из стран Евросоюза «малолитражки» в ценовой категории в диапазоне 3-7 тысяч долларов 1990—2000 годов выпуска. ТС оставляет всех их за бортом, вынуждая приобретать машины за те же деньги, но выбирая из того, что уже есть или еще осталось на рынке. В результате постоянно обновляющийся парк таких машин, которые приезжают к нам во все еще неплохом состоянии, сменится на парк умирающих и действительно загрязняющих воздух «коптилок».

И вот что забавно — государство в своем едином таможенном порыве непрерывно повторяет заученную мантру «Мы на стороне простых людей», ну а в этом случае просто выкидывает наименее защищенную группу населения за борт. Их доходы, конечно, не могут приносить денег казне, но и вреда они не несут, коль скоро работу им давать никто не собирается. В принципе то же, но в меньшей мере относится и к тому социальному вареву, которое местные мечтатели любят называть «Средний класс».

Поддержка бизнеса

Проблемы, в которые с головой придется окунуться местным автомобильным дилерам вместе со своими активами, не столь насущны, но гораздо более ярко освещены в СМИ. Особенно ярко в тех, что не прочь поднять немного баблишка, рассказывая о страданиях казахстанских бизнесменов. Итак, примерно те же таможенные ставки (30-35% вместо прошлых 10) касаются и их.

Представим простую, весьма приблизительную ситуацию. До Таможенного Союза стоимость очищенной от таможни «базовой» Toyota Camry зарубежной сборки для дилера выходила примерно в 24-26 тысяч при конечной цене в районе 30. Теперь же цена повысится до 32-33 тысяч долларов США для дилера, которому нужно еще ухитриться и снять хотя бы минимальный «навар». В результате конечная стоимость для покупателя вырастет на 4-5 тысяч. Мало того, что разница, мягко говоря, крупная, так еще и покупатель будет в шоке и возможно вообще откажется от идеи такой покупки. В принципе, как считают многие, если это закроет доступ к сверхприбылям дилеров, то рынок станет только честнее и прозрачнее. Тем более, что отдельно взятых дилеров давно пора поставить к стене за их по-свински низкое качество обслуживания и паршивый сервис. Но.

Деньги делают не только дилеры. Кое-кто безнаказанно продает нефть и полезные ископаемые, другие честно «толкают» героин молодежи. И те и другие и слушать не будут о «наварах» менее 300%. На этом фоне жалкие 20% «сливок» для дилера выглядят просто смешно. А знаете ли вы, во сколько обходится китайцу изготовить, привезти и растаможить обыкновенный 45-тенговый «Бич-пакет», причем вполне легально? До того, как его погрузят в машину и отвезут в магазин? 17 тенге, по состоянию на начало ноября 2010. Как вам такой навар?

«Белые» дилеры уже не раз пытались указать на плюсы своего существования – создание и организацию рабочих мест, уплаченные налоги, необходимость развития рынка. Позиция государства такова – «хрен с вами, не сдюжите – на ваше место придут другие». А не нравится ситуация – стройте заводы сами. И поддерживать мы вас будем так же роскошно, как поддерживаем всех остальных под флагами «Национального производителя».

Назад в будущее

В наши дни словосочетание «Российский автопроизводитель» ни в коем случае не должно расцениваться как синоним производителя древних и кошмарных чудовищ вроде «Жигулей». Напротив, все серьезные мировые бренды размещают сегодня производство в России. Так что казахстанскому покупателю не о чем беспокоиться. Вопрос о ввозе авто в Казахстан уже давно решен, и уже выбран 21 кандидат, способный с честью справиться с обеспечением местных новыми машинами. Требования просты – нужно делать много машин (25000 шт.), размещать часть работ на территории ТС и собирать машины из более чем двух частей. Дело в том, что на территории России способ производства всех автомобилей, кроме «Жигулей», называется «отверточным» — проще говоря, SKD.Т.е. в саму страну ввозятся готовые автомобили, разобранные на запчасти и неокрашенные, затем их собирают и продают. В данном случае – нам. Белоруссия уже давно покупает только российскую технику в рамках Союзного Государства России и Белоруссии.

В принципе все здорово – мы получаем новые, специально адаптированные для наших условий автомобили таких брендов, как та же Toyota, VW, Renault, Chevrolet, Ford, Fiat и прочих по цене более низкой, чем была до ТС. Правда, такие понятия, как комплектация, опции, разнообразные моторы и подобное, пропадают. Всех выгод для нас не умаляют и более низкое качество сборки и тот факт, что подавляющее большинство этих машин являются слегка обновленными, но морально устаревшими моделями как минимум прошлого века и не соответствуют тому же Euro 2 (или тем более — Euro ¾).

Здесь есть лишь только парочка «но». Все эти предприятия, кроме нашего нелепого «Азия-Авто», и не менее бесполезного, но чуть более успешного белорусского СП ЗАО «ЮНИСОН», размещены в России. Ergo, большая часть бабла, которое мы за них будем «отваливать», будет спокойно утекать в Россию и использоваться на благо их, а не нашей, экономики. А оно россиянам очень нужно, ведь емкость рынка у них хоть и очень большая, но лишние 1-2% никогда не помешают. Даже если смотреть на цифры, то 3% рост рынка автомобилей при полутора миллионах проданных за два квартала 2010 единиц по сравнению с нашими примерно 20% и около 5 тысяч.

Ну и ладно. Зато качество обслуживания и сервиса в ближайшее время повысится, потому как местные дилеры, у которых нет никаких механизмов защиты от своих российских коллег, будут последними просто съедены на завтрак. Ведь ничто не регламентирует и не мешает, а государство даже поддерживает, приход россиян на наш рынок. А какая разница, кто платит налоги? Гораздо более конкурентные северные соседи будут развивать и расширять наш рынок, не оставив ни одного шанса местному темному и недалекому бизнесу, будь он неладен.

Не надо долго думать и много считать чтобы понять, что после входа ТС в полную силу такая же судьба ждет многие другие секторы нашей экономики. Я прекрасно понимаю, что мой оптимистичный взгляд на Таможенный Союз и немного веселой иронии не каждому читателю будут по нраву, но посмотрите на это сами. Казахстан мог бы и нас, такой трудный и дешевый актив, продать такой дорогой и близкой России, а сам – превратиться в крупнейшего и самого мощного оператора природных ресурсов в мире. Вот это было бы достижение!

9 комментариев

  1. Alexander

    А автору не приходит в голову, что производство автомобилей можно развивать и в Казахстане.Ведь при едином экономическом пространстве нет никакой разницы где это делать. Но тогда все выгоды, которые получает Россия -империя зла — может получить Казахстан?

  2. Торчок

    Интересно, ну очень мутно написано... Не находите. господа?

  3. Анонимно

    Мутный сайт потомушта

  4. Анонимно

    Очень сильный и очень ключевой абзац: «Деньги делают не только дилеры. Кое-кто безнаказанно продает нефть и полезные ископаемые, другие честно «толкают» героин молодежи. И те и другие и слушать не будут о «наварах» менее 300%. На этом фоне жалкие 20% «сливок» для дилера выглядят просто смешно. А знаете ли вы, во сколько обходится китайцу изготовить, привезти и растаможить обыкновенный 45-тенговый «Бич-пакет», причем вполне легально? До того, как его погрузят в машину и отвезут в магазин? 17 тенге, по состоянию на начало ноября 2010. Как вам такой навар?»

  5. Анонимно

    Для Alexander

    Наивный чел. Если делать мощную сборку в РК. то на кгонвейер все арвно надосатвить русского забулдыгу. а их счас нет. нынешняя молодежь на конвейер не хочет вставать. Китайсев завозить? Они все поняли что лутче в нефтянке...В общем — жопа. Да и казахи сами не горят желанием вставать на конвейре. им бы лутче так деньги выискивать

  6. Анонимно

    А давайте узбеков на конвейер. Они ж собирают свою дэушку; )))

  7. Анонимно

    Нет уш. Везде пусть аульные работают. Под присмотром. Надо пристраивать аульную молодежь.

  8. Хочу все знать!

    «Деньги делают не только дилеры. Кое-кто безнаказанно продает нефть и полезные ископаемые,другие честно «толкают» героин молодежи» . —

    Такое ощущение что в редакции одни интересующиеся(нарко),какая ни тема все переводят на эту тему.

  9. You are really good at presenting the news as a professional journalist.