- Better.kz - http://better.kz/ -

Авторынок Казахстана: обзор за 2010 год. Еще раз о тенденциях развития казахстанского авторынка в целом.

Posted By Better On 13:48 In Дело, Последние статьи | Comments Disabled

Эрик КИНЖАЛИН

В 2007 году в разговоре с одним из представителей казахстанского официального автобизнеса я услышал прогноз, что к 2010 году рынок новых автомобилей может вплотную приблизиться к отметке 200 тысяч единиц, то есть будет примерно равен объемам продаж подержанных автомобилей того года. Вполне возможно, что так оно бы и произошло, не будь у Lehmann brothers и некоторых других американских банков своего видения на этот счет.

28.01.2011Спустя четыре года совокупный показатель продаж официальных дилеров оказался почти в десять раз ниже прогноза, данного моим визави (чье имя я не стану упоминать из этических соображений). 22 402 автомобиля, проданных по результатам прошлого года, это на треть ниже объема, проданного в 2007 году, но почти на 15 процентов больше, чем в 2009, самом тяжелом годе для бизнеса. Это я к тому, что понятие прогресса в любом бизнесе весьма относительно.

Предположу, что ошибкой моего собеседника была мысль о том, что автомобильный рынок Казахстана к тому моменту сформировался. Последующие четыре года показали, что как дилеры, так и потребители совсем так не считают, и финансовый кризис — это только одна из причин. Скорее, ежегодные 25 процентов роста рынка до кризисного периода подпитывались дешевыми кредитами банков и легкими деньгами со спекуляций, а нынешняя ситуация как раз более точно свидетельствует о благосостоянии населения и его формирующихся предпочтениях.

Не стоит думать, что за последние годы автомобильный ритейл «съехал с рельс»; статистика продаж за 2010 год, по свидетельствам экспертов рынка, является первым прецедентом, когда данные соответствуют реальности. В прошлые годы статистика продаж говорила, скорее, о чаяниях дилеров, чем о действительном количестве проданных авто. Это с долей самоиронии признают и сами руководители компаний – цифры преувеличивали все без исключений, причем в некоторых случаях разница бывала очень серьезной. Причина нынешних шокирующих признаний со стороны бизнеса в том, что игрокам рынка впервые за новейшую историю удалось договориться между собой и объединиться в ассоциацию, отстаивающую общие интересы.

«АКАБ», или «Ассоциация Казахстанского АвтоБизнеса», была создана на волне государственных регулятивных мер в сфере таможенного законодательства, наделавших шуму в начале года. Попытки создать подобное объединение до кризиса, как правило, проваливались, но тогда, перед лицом куда более серьезной угрозы бизнесу, чем конкуренция друг с другом,  идея объединения ради общих интересов перестала казаться бизнесменам неприемлемой мерой. Основная роль Ассоциации, это посредничество, причем не только на уровне бизнес-государство, хотя это и был изначальный посыл, но и на уровне бизнес-потребитель; то есть теперь последний при желании сможет решить свои вопросы, запрашивая помощь через систему, заинтересованную в ее оказании. Впрочем, подробнее о деятельности ассоциации можно узнать из других источников. Остается надеяться, что «АКАБ» действительно будет выполнять возложенные на организацию обязательства.

Другой точкой переключения на рынке стало расширение производства казахстанских автомобилей, причем речь идет не только об Усть-Каменогорском автосборочном предприятии, входящем в группу БИПЭК АВТО, но и о начавшейся в Костанае сборке корейских внедорожников концерна Ssang Yong (который пережил процедуру банкротства и с августа прошлого года входит в индийскую группу Mahindra&Mahindra). Первые автомобили этой марки, произведенные в Казахстане, нашли 137 покупателей. Сильными сторонами этих машин являются полный привод, невысокая цена и простота в эксплуатации, а слабыми – устаревшая техническая начинка и спорный дизайн.

Алматы теперь тоже имеет формальный статус города-автопроизводителя – на совместном казахстано-японском предприятии начата крупноузловая сборка грузовиков Isuzu. Упомянутые факты говорят о том, что, несмотря на первоначальный скептицизм, автомобильное производство в Казахстане все же набирает обороты. С другой стороны, при ограниченной емкости и динамике рынка, которые вряд ли кардинально изменятся за следующие несколько лет, а также снятие таможенных ограничений с Россией, с ее развитым «отверточным» производством, идея создавать новые масштабные конвейеры кажется довольно рисковой затеей.

Таблица №1 объемы продаж десяти лидирующих брендов в Казахстане 2009—2010

Lada -  в 2009-3 681 авто, в 2010-5 152 авто

Toyota — в 2009-2 701 авто, в 2010-2 566 авто

UZ-DAEWOO — в 2009-1 403 авто, в 2010-2 287 авто

UAZ — в 2009-1 560 авто, в 2010-1 256 авто

Mitsubishi -в 2009-2 071 авто, в 2010-1 212 авто

YW — в 2009-655 авто, в 2010-728 авто

KIA — в 2009-42 авто, в 2010-717 авто

Nissan — в 2009-675 авто, в 2010-663 авто

Hyunday — в 2009-652 авто, в 2010-614авто

Chevrolet — в 2009-422 авто, в 2010-576 авто

По таблице №1 можно увидеть, что по объемам продаж на рынке Казахстана с двукратным преимуществом лидирует российская «Лада». Это автомобили, небольшая доля которых произведена на мощностях «Азия Авто» (старая добрая «Нива»), но большей частью импортированные из России. Самая продающаяся модель на рынке, узбекская Daewoo Nexia, является одновременно и единственной представительницей бренда. Чудо казахстанского менталитета, Toyota, в Казахстане продолжает пользоваться большой популярностью как в корпоративной среде, так и у физических лиц. Однако снижение продаж марки даже по сравнению с 2009 годом, не говоря уж о докризисном периоде (свыше 6 тысяч авто),  говорит о снижении интереса к бренду и появлении конкурентов, предлагающих тот же уровень качества за куда меньшую цену – главным образом Mitsubishi и KIA.

«УАЗ», который пользуется популярностью в регионах с тяжелыми дорожными условиями тоже теряет позиции по сравнению с предыдущим годом, и это объясняется как улучшением качества дорог, так и допотопной инженерией машины, которой давно пора в заслуженную отставку. А вот с Mitsubishi, так бодро вышедшим на рынок в 2005 и умудрявшимся увеличивать продажи даже в кризисные годы (1268 и 2361 единиц в 2007 и 2008-ом годах соответственно, если «верить» статистике) явно творится что-то неладное: падение объема продаж на целых 41%, до 1212 автомобилей. Ничем, кроме маркетинговых и логистических упущений это объяснить нельзя, учитывая что в непростых условиях прошедшего года схожие по калибру бренды все же продавали больше машин, чем в 2009-ом.

Второй эшелон лидеров рынка реализуется в существенно меньших объемах по сравнению с первой пятеркой, но и находится в основном в более высокой ценовой нише. Характерный представитель, «народные» автомобили Volkswagen, находящийся в ценовой категории выше среднего, увеличил продажи на стабильные 10%, до 728 автомобилей. Учитывая большое желание боссов бренда в Вольфсбурге побить General Motors и главное – Toyota в борьбе за право называться крупнейшим производителем автомобилей в мире, озвученное в прошлом году, Казахстан тоже может стать маленьким полем битвы за первенство на рынке в 2011-ом году. Учитывая хорошее качество и конкурентные цены, это вполне выполнимо для бренда, лояльность к которому у нас довольно высока. Основной хлеб VW, довольно дорогие внедорожники Touareg, пережили третью инкарнацию и поступили в продажу в конце прошлого года, мгновенно найдя своих покупателей, что позволяет предположить приличный прирост продаж VW в текущем году.

Благодаря симпатичному дизайну, крайне привлекательной цене, набору недорогих опций, а главное – локализации производства в Казахстане, корейский бренд KIA в 2010 году стал самым быстрорастущим и занял седьмую строчку в нашей таблице. Несмотря на то, что эти автомобили являются по сути тем же самым, что и Hyundai, занимающий девятую позицию на рынке (оба бренда принадлежат Hyundai Kia Group), на нашем рынке они конкурируют напрямую, причем более дорогие Hyundai сюда импортируются, т.е. получают таможенные надбавки к цене. Между двумя корейскими брендами довольно комфортно расположился Nissan, показавший в сущности тот же уровень продаж, что и за год до этого, что, учитывая состояние рынка, вполне адекватная позиция.

Что касается не вошедших в десятку брендов, то с ними ситуация в целом укладывается в рыночную тенденцию «медленного восстановления». Практически исчезают с официального  рынка Fiat, Chrysler, Ford  и Land Rover. Сильно теряет позиции Subaru, в прошлом один из фаворитов рынка, пострадавший от неопытного менеджмента, странноватого внешнего вида новых моделей и ошибочной политики закупок. Баварский производитель BMW, представленный группой «Астана Моторс», потерял около 25% от прежнего объема продаж, что не так уж плохо по сравнению с Peugeot, («Арыстан Авто»), сдавшим почти на 60%.

Продажи по брендам 2009—2010

Бренды 2010 2009 Динамика
Audi 89 75 15,73%
BMW 121 161 -24,84%
Cadillac 7 0
Chevrolet Dat 576 422 26,73%
Chevrolet Niva 308 243 21,10%
Chrysler 0 2 -100,00%
Dodge 2 0
Fiat 0 5 -100,00%
Ford 15 81 -81,48%
Hyundai 614 652 -5,67%
Jeep 2 3 -33,33%
Kia 717 42 94,1%
Lada 5 152 3 681 28,55%
Land Rover 64 63 1,56%
Lexus 219 0
Mercedes-Benz 241 251 -3,98%
Mini 10 4 60%
Mitsubishi 1 212 2 071 -41,47%
Nissan 633 675 -6,22%
Opel 3 17 -82,35%
Peugeot 49 114 -57,01%
Porsche 44 31 29,54%
Renault 261 33 87,35%
Skoda 411 562 -26,86%
Ssang Yong 137 83 39,41%
Subaru 286 475 -39,78%
Suzuki 364 389 -6,42%
Toyota 2 568 2 701 -4,92%
UAZ 1 430 1 800 -20,55%

Что касается ситуации вокруг лидирующих дилеров, то на первом месте по количеству проданных машин остается БИПЭК Авто, что объясняется дешевизной основного товара компании – автомобилей «Лада». Второе место, так же традиционно, занимает сеть автосалонов «Вираж», специализирующаяся на продажах спецтехники – грузовиков и автобусов. Упрочил свое преимущество и «Меркур», увеличив общую рыночную долю до 14,2% и долю в продажах легковых автомобилей – почти до 30%. Зато «Астана Моторс», наоборот – сдает позиции. По всем брендам компании есть снижение объема продаж, в абсолютном выражении опять же в районе 30%. Ну а на пятом месте расположилась компания Allur Auto почти с пятью процентами рыночной доли.

Пятерка лидирующих дилеров

БипекАВТО — 8 364

Вираж — 3 804

Mercur Auto Ltd. — 3 183

КМК «Астана моторс» — 2 564

Allur Auto — 960

В целом рыночные показатели констатируют небольшой, но ощутимый рост по сравнению с предыдущим, 2009, годом. По этим данным можно судить, каким окажется новый год для автобизнеса. Потенциал для роста есть, но дилеры не смогут продать больше автомобилей, чем в состоянии приобрести рынок. Вопреки опасениям, Таможенный Союз вряд ли серьезно изменит картину в первом приближении в ближайшие пять лет, даже несмотря на существенный прирост к цене импортируемых автомобилей. Если нас не ожидает второе пришествие кризиса или еще какой-нибудь форс-мажор, то за 2011 год рост рынка вполне может превысить десятипроцентную отметку.

автор выражает благодарность за предоставленную статистическую информацию Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса и лично Алуа Адиловой.

[1] [2]

Article printed from Better.kz: http://better.kz/

URL to article: http://better.kz/20110129/russkij-avtorynok-kazaxstana-obzor-za-2010-god-eshhe-raz-o-tendenciyax-razvitiya-kazaxstanskogo-avtorynka-v-celom/

URLs in this post:

[1] : http://www.addtoany.com/add_to/facebook?linkurl=http%3A%2F%2Fbetter.kz%2F20110129%2Frusskij-avtorynok-kazaxstana-obzor-za-2010-god-eshhe-raz-o-tendenciyax-razvitiya-kazaxstanskogo-avtorynka-v-celom%2F&linkname=%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%3A%20%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20%D0%B7%D0%B0%202010%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.%20%D0%95%D1%89%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%20%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%D1%85%20%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC.

[2] : http://www.addtoany.com/add_to/google_plus?linkurl=http%3A%2F%2Fbetter.kz%2F20110129%2Frusskij-avtorynok-kazaxstana-obzor-za-2010-god-eshhe-raz-o-tendenciyax-razvitiya-kazaxstanskogo-avtorynka-v-celom%2F&linkname=%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%3A%20%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20%D0%B7%D0%B0%202010%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.%20%D0%95%D1%89%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%20%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%D1%85%20%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC.

© 2009 Better.kz. При копировании материалов ссылка на источник обязательна.