05.02.2013

Свет в конце ж…ы

Сергей АБАКШИН

«Только образованный хочет учиться;

невежда предпочитает учить».

Эдуар Ле Беркье

080213shkolaКогда Дарига Назарбаева в качестве депутата Мажилиса парламента предложила законодательно закрепить право выбора абитуриента между ЕНТ (Единая национальная трагедия, которую порой неправильно расшифровывают как единое национальное тестирование) и экзаменами, то в костре потухшем здравого смысла уголек все-таки затлел. До этого момента лично я пребывал в уверенности, что власть монолитно стоит за то, чтобы отечественная система образования была на уровне племен каннибалов в отдаленных районных Папуа – Новой Гвинеи.

Бессмысленная и беспощадная система образования в Республике Казахстан – это вечная тема сама по себе. Просто потому, что годы идут, министры меняются, а дела складываются все хуже и хуже. Сейчас нет смысла вдаваться в подробности, потому что любой человек, у которого дети или внуки ходят в современную школу, а сам он учился при СССР, может разбуженный ночью назвать десяток вопиющих системных извращений действующей модели образования. Заметим только, что Бахытжан Жумагулов, действующий министр  образования, показал наивысший коэффициент разрушительной деятельности даже на фоне самых бесноватых из своих предшественников.

Вполне возможно, что на посту министра образования и науки находились кадры и с более безмозглым потенциалом, чем у г-на Жумагулова, но просто не смогли развернуться. Одним в 90-ые годы прошлого века не хватило денег (с финансированием тогда у всех, кроме воров было напряженно), другим в более поздние годы отказал размах мизантропии, академического идиотизма и больной фантазии. У третьих, вероятно, были связаны руки. А вот действующий министр прошел прямо по золотому сечению дьявольских комбинаций. Как он вообще мог получить орден «Парасат», ведь там само название означает «рассудительность, здравомыслие»?!

Когда в Казахстане нет-нет начали работать сервисы «электронного правительства», то на официальный сайт МОНа немедленно пошли жалобы на ЕНТ, душную и очковтирательную атмосферу в школах, нарушение прав детей и тому подобное. Поначалу все это технично удалялось, но потом справиться с валом сигналов от больного образовательного организма методом замалчивания уже не смогли. Почитайте развернутые вещи, которые люди пишут на этот веб-ресурс. Они хоть и написаны академическо-методическим языком, но и там красной нитью в адрес профильного ведомства, его руководства и проводимой политики написано: некомпетентность! Некомпетентность! НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ!!!

По большому счету, многие уже с этим смирились. Когда субъективные решения отдельных руководителей выстраиваются в мощный устойчивый тренд под девизом «адаптация через ДЕГРАДАЦИЮ», то что можно поделать? Тем не менее, кто от обиды и боли, а кто из принципа продолжал кидаться сливами в рушащий все на своем пути танк с надписью «министерство образования и науки». И вдруг сначала робкие, а потом все более уверенные «наезды» Дариги Назарбаевой на жумагуловское прочтение системы образования. Тут уже замаячила против танка не рогатка, а как минимум ручная противотанковая граната (лучше бы гранатомет). Хочется надеяться, что все эти «замечания» были сделаны не для галочки, а в качестве отражения настроений хотя бы части сил правящего олимпа. Для галочки депутаты Мажилиса могли бы просто похвалить очередного непутевого министра за успехи в продвижении болонского процесса или за использование «инновационных» методов в школьном и вузовском образовании. А про то, что местные университеты проигрывают в конкурентоспособности уже даже высшим учебным заведениям Кыргызстана (про Великобританию, Россию, Чехию и Китай скромно умолчим) – тихо промолчать.

Поскольку рыдать о нынешнем состоянии дел в школе и вузах можно до очередного обморока на почве нервно-физиологического истощения, то перейдем сразу к рекомендациям для заинтересованных субъектов.

Первое. Кадры. Когда Иосиф Сталин произносил свою сакраментальную фразу «кадры решают все», то вряд ли предполагал, насколько данный тезис переживет как его самого, так и «Империю зла», а потом еще и оставшуюся от нее инфраструктуру в рабочем состоянии. Люди – главное богатство любой организации и школа с университетом здесь не исключение. В каком-то смысле человеческий потенциал здесь играет более важную роль, чем на бахче или цементном заводе, хотя и там кадровый ресурс всегда был и останется принципиальным вопросом.

Чтобы достойные и нужные люди пошли в школы, им требуется хорошая заработная плата. Тем более в условиях рыночных отношений, когда все меряется на деньги и располагаемый доход. Если министр по своим функциональным обязанностям не имеет права заикаться о повышении заработной платы учителям, то пусть это сделают депутаты парламента. У многих депутатов в стенах высшего представительного органа Казахстана фактически не фамилии, а клички. На их фоне Дарига Назарбаева как раз в силу фамилии резко выделяется повышенной весовой политической категорией. А если старшая дочь президента озвучит предложение поднять зарплату учителям в 3-4 раза уже в следующем учебном году (а потом еще в 2-3 раза), то это будет иметь качественно иной резонанс.

Если зарплата педагогов останется нищенской, то можно хоть как изнурять школьные коллективы «инновациями» от отпетых дураков – проку не появится. Ну а когда школа в силу экономических ресурсов сможет на конкурсной основе выбирать лучших из лучших, тогда тупые, ленивые, криминальные и прочие неполноценные элементы отфильтруются в рабочем порядке.

Второе. Доброжелательное отношение к ученику. Пока школа не станет доброжелательной к учащимся, рассчитывать на грамотные, здоровые и гуманные выпуски абитуриентов бессмысленно. Сегодня среднестатистическая казахстанская школа представляет собой нечто среднее между армией и тюрьмой, где после последнего звонка с урока выпускают на кратковременную побывку домой. Отсюда бесконечные конфликты, нежелание учиться и вообще видеть стены своей «альма-матер», болезни как защитная реакция на общий дискомфорт или тихая, а когда и открытая ненависть ко всему, что относится к тебе примерно также, а в лучшем случае равнодушно.

Мы признаем, что есть еще в республике нормальные учителя и даже целые школы с приемлемым для современного человека морально-психологическим и нравственным климатом, но все это существует просто по закону больших чисел – то есть вопреки, а никак не благодаря действующей системе образования.

Третье. Разумная организация учебного процесса. Ученые констатируют, что современный человек живет в таком темпе деятельности и информационных потоков, которые не выдерживает уже просто как биологический вид. Поэтому нельзя вместо шести уроков ставить восемь или девять как это повсеместно практикуется сегодня. Нельзя взваливать на детей и подростков сегодняшний груз домашних заданий. Может быть еще не все знают, но министр Жумагулов хочет еще больше усложнить школьную программу, передав общеобразовательной школе большую часть тех дисциплин и функций, которые пока относятся к вузовской подготовке. Мы уже опускаем такие «новации», при которых ученик, получивший в седьмом классе в одной из четвертей итоговую «четверку» по физкультуре, например, при выпуске из школы уже не имеет право на «Алтын белги».

Засоряющие учебную программу предметы и дисциплины должны из нее безжалостно удаляться в пользу тех, которые действительно учат школьника думать, анализировать, сопоставлять, расширяют его кругозор и творческий потенциал, способствуют гармоничному развитию. Все это требует мощного научного, методического и просто интеллектуального сопровождения. Однако ни в коем случае не в лице действующих «распильных» и псевдоисследовательских шарашек, чей предел потенциала заканчивается на фиктивно-демонстрационных продуктах и симулякрах.

В этот же блок мы отнесем избавление школьной администрации и учительского корпуса от ненужной, бессмысленной и просто вредной (поскольку отнимает время у учебного процесса) отчетности. Ни для кого не секрет, что многие учителя уже с шестого-седьмого класса привлекают учеников помогать писать им бесконечные бумаги для бесчисленного количества бесполезных проверок, которые проводятся с неясными целями по тупым инструкциям и способны только навредить общему делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

Для начала достаточно. А если вектор на ДЕГРАДАЦИЮ удастся сместить в сторону развития, то буду рад помочь предложениями на следующей фазе процесса.       

8 комментариев

  1. Bruzga

    Все правильно Серега. Надо хотя бы начать с того, что ты предлагаешь

  2. Анонимно

    Жесткач. Дарига рулед?

  3. Анонимно

    какая точная и ясная статья

  4. Анонимно

    Да Абакшин всегда интересно и точно пишет.Жаль что стало его что то мало в последнее время...

  5. Lakcy

    Перестал уважать Секргея после нескольких его статей против оппозиции

  6. бывшая учительница

    у большинства наших учителей нет знаний . Они устраиваются на работу по звонку или заплатив директору от 300 до 500 долларов. Я работала в школе с 1971 по 2004 годы. Нам было стыдно не ответить на вопрос ученика , а сейчас что делается... Пожалуй будет очень трудно исправить создавшуюся ситуацию.

  7. Манат

    НУ «Секргей» наверное сам знает что песать, да и редакционное задание наверное есть...Мне главное другое — если статья плохая, неинтересная — ее в сторону. А у «Секргея» почти все ништяшные! И про оппозицию в том числе:-)

  8. I was so confused about what to buy, but this makes it udnerstanadble.