03.03.2017

Бензиновая пьеса с незначительными изменениями

Сергей АБАКШИН, Астана

Рано или поздно, но наступает такой период в круглогодичной жизни нашей республики, по итогам которого растут цены на самую популярную марку бензина – АИ-92. Собственно, сам период и посвящен этой цели, однако каждый новый министр энергетики демонстрирует новый подход к решению задачи.

1595333Так, например, долгое время в ходу была следующая комбинация:

— создание искусственного дефицита на марку АИ-92;

— выступление очередного министра энергетики с разъяснениями, почему возник дефицит, и подводкой к необходимости повысить стоимость топлива;

— изменение ценников на АЗС в сторону увеличения.

Новый министр Канат Бозумбаев решил изменить этот алгоритм. Цель комбинации была поставлена первым этапом. На днях на казахстанских АЗС снова подорожал бензин. Информационные сайты приводят ценники алматинских заправочных станций. К примеру, топливо на автозаправках Sinooil выросло в цене со 140 до 143 тенге. Бензин АИ-95 и АИ-96 реализуется по 155 тенге. На заправках Helios литр АИ-92 подорожал несколькими днями ранее со 140 до 142 тенге. АИ-95 вырос до 154 тенге за литр, АИ-95 Prime продается по 165 тенге за литр, АИ-98 – по 164 тенге за литр. Из автозаправок, не поднявших цены на бензин, осталась только сеть АЗС Royal Petrol, где бензин АИ-92 реализуется по 140 тенге, АИ-95 по 155 тенге, АИ-98 по 165 тенге. Ранее топливо на автозаправках «Казмунайгаза» подорожало на 2 тенге — со 139 до 141 тенге за литр, на АЗС «Лукойл» — со 140 до 145 тенге за литр.

bozumbaevФактически, министр Бозумбаев продемонстрировал якобы «бесконтрольность» роста цен на топливо – бензиновые магнаты якобы пришли к такому решению самостоятельно и без оглядки на министерство, регулирующее, по идее, верхнюю планку цен – задрали ее. Причем каждый на свою высоту. И как только информация об этом стала расходиться по СМИ и социальным сетям, в процесс включился министр энергетики.

Вернемся вновь к прошлогодним комбинациям роста стоимости бензина. Всякий раз, выступая перед СМИ и объясняя причины возникшего дефицита, профильные чиновники говорили о необходимости модернизации нефтеперерабатывающих заводов и строительстве новых, близости России с более высокой стоимостью бензина, куда он якобы и утекает именно вследствие большей привлекательности для сбыта. Собственно, эти два аргумента всегда были единственными в джентльменском наборе «Обмани автолюбителя».

Министр энергетики Канат Бозумбаев в данном случае ни на йоту не отошел от заранее утвержденного сценария. «Мы, конечно, можем опять зафиксировать цены на заправках. Но к чему это приведет? Если мы зафиксируем цену на заправках, импортеры не смогут возить сюда себе в убыток. У них начнутся проблемы и начнется 30-процентный дефицит топлива на автозаправочных станциях. Мы это проходили. Да, бензин несколько дороже, но он есть. И это гораздо лучше, чем когда он дешевле, но его нет. Дефицит означает плохое качество, моторы летят. Поэтому ситуация с зависимостью от рынка России будет сохраняться, пока мы не модернизируем три нефтеперерабатывающих завода», — заявил Канат Бозумбаев.

Из этого объяснения с пророчеством дефицита нам должно быть ясно одно – либо сам министр настолько слаб в коленках, что не хочет допустить ни малейшего общественного возмущения, либо на то есть указание с уровней управления выше. Избежать дефицита, сразу повысив стоимость, и тем самым меньше разозлить потребителей, в противном случае получавших и дефицит с километровыми очередями на АЗС, и в конечном итоге рост цен. В настоящем варианте развития событий владельцы автомобилей получают только рост цен без «предварительных ласк».

Продолжаем следить за объяснениями министра. По словам Бозумбаева, когда Казахстан выйдет на полное импортозамещение, цены на бензин будут меняться, так как будут находиться в области регулирования казахстанским правительством. «И мы гораздо сильнее сможем влиять на рынок. Но нельзя говорить, что наша цена в два раза дешевле российской будет, потому что если наша цена будет в два раза дешевле российской, здесь этого бензина не будет, его вывезут в Россию, потому что у нас открытые границы. Раз мы говорим, что мы вышли на единый рынок, наши цены будут рядом, но при этом на рознице доход будут получать казахстанские заводы, они в виде налогов это могут вернуть в бюджет», — отметил министр.

Тут два в одном: и «полное импортозамещение», которое требует «модернизации НПЗ» (об этом Бозумбаев скажет ниже), и российская ценовая политика, из-за чего наши цены на бензин ну никак не могут быть в два раза ниже соседских (а качество жизни – вполне может).

Ну и на закуску – очередные обещания «модернизации». «Выражаю надежду, что два завода Атырауский и Павлодарский будут модернизированы во втором полугодии 2017 года, и в первом полугодии 2018 года мы завершим модернизацию Шымкентского завода. Я намереваюсь за этим лично проследить. В прошлом году я все три завода объехал, задачи поставил перед соответствующими компаниями, финансирование есть. Настрой оптимистичный. Мы запаздываем с этим, но с прошлого года мы увеличили темп работы по всем трем проектам. «КазМунайГаз» держит на контроле», — поделился своими чувствами министр. Конечно, чувствами, потому что конкретной стратегией все эти «выражаю надежду» и «настрой оптимистичный» назвать ну никак нельзя.

Просто удивительно, как при таком подходе к вопросам,  имеющим в конечном итоге огромное политическое значение (а Бозумбаев, видимо, забыл, как автомобилисты в Алматы неоднократно становились головной болью для акимата с их пикетами, блокировкой дорог и способностью к мобилизации в различные сетевые структуры), различные аферисты от финансов и политики до сих пор не в состоянии организовать что-то вроде украинского майдана. Представители власти на каждом шагу совершают подобные ошибки, имеющие высокое общественное значение. Тема бензина и роста его стоимости – всегда была благодатной почвой для произрастания протеста, однако никогда не использовалась. Неужели Мухтар Аблязов при всем его стремлении осчастливить казахстанцев освобождением от «кровавого режима» относится с пониманием к желаниям бензиновых магнатов через бензобаки опустошать семейные бюджеты?

3 комментария

  1. Анонимно

    Интересные выводы: ))))

  2. Анонимно

    На поверхности лежит. И Аблязов, между прочим, объяснил все про бензин. Ясный хуй. — не в пользу нашей власти.

  3. Анонимно

    Власть скоро будет трещать под разоблачениями Баблязыча.

    А весь этот суд в отсутствие самого фигуранта — просто полный абзец: — ((((