22.05.2019

На каждую хитрую попу найдется свой л и н г а м с винтом

Андрей ЖДАНОВ, Экспресс К

Несмотря на вынесенный в заголовок эпатаж, до которого охоч современный потребитель информации, не советую читать эти заметки немалой части потенциальной аудитории. Не стоит терять на это время как людям младше 40 лет, так и читателям любого возраста, жаждущим разоблачений и сенсаций, умиления и восторгов, развлекухи и чернухи. Потому что разговор пойдет в общем-то скучноватый. Если кто-то не послушается, а потом, не дочитав и до середины, начнет плеваться, я не виноват – предупредил в первых строках.

87e818e6bc91403ae7ff147ba602380c

Лихо перформанса

Повод для этих заметок уже заезженный, но я намеренно решил вмешаться в тему попозже, решив понаблюдать, какой будет резонанс. Он получился оглушительным. На эту тему откликнулись сотни тысяч казахстанцев и авторов из-за рубежа, множество официальных и неофициальных публичных лиц, наверное, все отечественные, а также некоторые зарубежные СМИ и интернет-ресурсы.

Таков очередной результат работы алматинских полиции и суда. Первая пресекла действо, якобы угрожавшее общественному порядку, а второй осудил пятерых его участников, в том числе двоих – к максимальному наказанию, предусмотренному соответствующей статьей Административного кодекса.

По горячим следам вызвавшего бурную реакцию события точно определить, что же это было, не смог никто, включая осужденных, а вердикт суда, похоже, устроил только судей. К сегодняшнему дню трактовок события множество. Из этого хора напомню лишь малую часть официальных, коллективных и личных голосов о рассорившем 21 апреля 2019 года власть и общество плакате «От правды не убежишь», развернутом молодыми людьми Асией Тулесовой и Бейбарысом Толымбековым и зафиксированном смартфонами Айгуль Нурболатовой, Айдосом Нурболатовым и Суинбике Сулейменовой на традиционном весеннем марафоне в Алматы.

Департамент полиции Алматы в своем заявлении объяснил повышенную бдительность стражей порядка учетом трагического опыта Бостонского марафона в 2013 году, когда случился теракт, а задержание и доставку в райотдел полиции участников акции – их отказом прекратить свои действия, предъявить документы или назвать анкетные данные. В кулуарах правительства глава МВД РК Ерлан Тургумбаев отметил, что политических лозунгов не было, но участники акции мешали проведению спортивного мероприятия, за что и были задержаны, а затем предстали перед судом.

Но суд решил иначе, усмотрев в акции именно политическую подоплеку, связанную с предстоящими в стране выборами президента. Суд не согласился с якобы флешмобностью акции и охарактеризовал ее незаконным публичным мероприятием, политическая мотивация которого направлена на дестабилизацию в обществе.

Не скрывала политических целей и одна из участниц акции Асия Тулесова, которая говорила на суде:

Мы, наконец, можем провести честные, справедливые выборы. Но, к сожалению, система устроена так, что простым казахстанцам не дают выбора. Именно поэтому я вышла. Я считаю то, что происходит сейчас, – это преступление. Не мое перед государством, а государства передо мной как гражданкой этой страны.

Действия властей вызвали не только шквал критики в соцсетях, но и негативную реакцию правозащитных организаций, в том числе международных. Хартия за права человека, Международный фонд защиты свободы слова «Эдiл сөз» и Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности обратились с заявлением к председателю Верховного суда Жакипу Асанову и генеральному прокурору Гизату Нурдаулетову. В нем, в частности, говорится, что гражданские активисты выразили поддержку заявлению действующего президента Касым-Жомарта Токаева о его личных гарантиях проведения выборов честно, открыто и справедливо, а действия властей вызвали сомнения в торжестве законности и опасения усиления репрессивных мер за выражение собственного мнения. Международная правозащитная организация Amnesty International тоже выпустила заявление, в котором призвала без каких-либо условий немедленно освободить двоих участников акции, получивших по 15 суток административного ареста.

Наша либерально ориентированная общественность от радикальных оппозиционеров до просто сочувствующих и любящих саморекламу граждан не задумывается о тех, кому ее политические взгляды до лампочки, – считает политолог Данияр Ашимбаев. – Выставлять людей соучастниками своих перформансов заслуживает определенного наказания. Если хотите честных выборов, то идите с обращением в акимат. На чужом мероприятии это провокационно и оскорбительно по отношению к участникам марафона. На мой взгляд, вполне уместно было бы наказать их, ведь это ненужная политизация.

При этом Ашимбаев подчеркивает, что к активистам следовало бы применить гораздо более мягкую форму наказания.

Политэкономический обозреватель Петр Своик в двух видеобеседах (25 апреля и 2 мая) с журналисткой Лилией Игликовой на ZONA.kz оценил лозунг «От правды не убежишь» «текстом на уровне гениальности», а инцидент в целом – с лихвой достигшей своих целей, сильной политической акцией, которая будет иметь развитие и последствия.

Может быть, это и сами ребята написали, но я думаю, что это очень серьезные люди с весьма высокой квалификацией составляют такие баннеры, – отметил Своик.

Не претендуя на стопроцентность совпадения с тем, о чем умолчал Петр Владимирович, рискну расшифровать и развить его намек собственной версией.

Суперкомп для младенца

На мой взгляд, во время марафона в Алматы 21 апреля и в последующие дни на казахстанцах была апробирована современная политтехнология на основе нейролингвистического программирования (от греческого neuron – нерв + латинское lingua – язык + греческое programma – предписание, последовательность, NLP, НЛП).

Его основы заложили в начале 1970-х годов в Калифорнийском университете тогдашние студент (!) математического факультета Ричард Бэндлер и профессор-лингвист Джон Гриндер, по его словам, в молодости работавший агентом ЦРУ в Европе. Они заинтересовались трудами выдающихся в то время уже покойных немецкого психиатра Фрица Перзла и автора общей семантики поляка Альфреда Коржибски, а также своих современников и соотечественников социолога-терапевта Вирджнии Сатир и философа Грегори Бейтсона. С Бэндлером, Гриндером, Сатир и Бейтсоном сотрудничали гипнотизер мирового уровня Милтон Эриксон, Фрэнк Пьюселик, Лесли Камерон, Джудит Делозье, Роберт Дилтс, Дэвид Гордон, Тодд Джеймс, Энтони Роббинс и другие ученые и практики многих направлений.

Как прикладная наука НЛП оформилось и начало приносить ощутимый практический эффект на рубеже 1980­–1990-х годов не только в психологии и психиатрии. Он достигался также в образовании и самообразовании, военном деле и спорте, рекламе, связях с общественностью (PR) и торговле, СМИ и особенно на телевидении, в маркетинге и менеджменте, имиджмейкерстве, игорном и шоу-бизнесе. Не обошли вниманием НЛП политтехнологи с политиками.

В настоящее время НЛП считается (даже большинством его оппо­нентов) одной из самых эффективных психотехнологий изменения личности и социальных групп. Основными причинами этой эффективности признаются: 1) стратегичность НЛП и его строгая нацеленность на всесторонне прогнозируемый результат; 2) ориентация на всю или по крайней мере на большую часть потенциала человечес­кого мозга, заключенного в бессознательном; 3) использование высокоэффективных психотехнологий, опирающихся на язык и коды этого самого бессознательного (или, как еще говорят, подсознательного, в обиходе – подкорки).

По мнению специалистов по НЛП (энэлперов), в среднем только 6% человеческого поведения являются созна­тельно-осознанными, а остальные 94% определяются на бессознательном уровне. Объясняя это, энэлперы приводят ком­пьютерную аналогию. Из чего состоит комп? Из дисплея, на котором отображается инфор­мация и который «психологически» соответствует зоне непосредственного осознания. Из оперативной памяти, которая может считаться аналогом осознаваемой части человеческой психики. И из системного блока с хард-дис­ком, где содержится вся накопленная компьютером информация. Так вот этот последний как раз и соответствует бессознательной, львиной доле мозга человека.

С точки зрения НЛП, в целом человеческое сознание (един­ство его бессознательных и сознательных компонентов) можно уподобить уникальному биокомпьютеру фантастической мощности (несопоставимо мощнее лучших современных компов), который, однако, рабо­тает с мизерной отдачей. Как суперкомпьютер у начинающего пользователя, который на этой крутой машине только развлекается играми.

Энэлперы расходятся в том, на­сколько же максимально человек использует возможности своего мозга сознательно. Но даже самые оптимистичные из них утверждают, что при средних 6% не более чем на 10%. Причем, наверное, с десяти­процентным КПД рабо­тает только мозг гения, а немало и тех, кто не использу­ет и 3% своих возможностей.

Но главная ставка НЛП на подкорку вызвана тем, что ее скорость быстродействия на порядок выше, чем аналогичная функция сознательной части нашего мозга! Примеры на каждом шагу, в том числе в быту. Скажем, по меркам времени, которыми оперирует НЛП, мы отдергиваем руку, случайно прикоснувшись к раскаленному утюгу, за вечность до того, как осознаем, что обожглись.

Интересно и то, что, говоря о возможностях мозга, энэлперы имеют в виду не толь­ко его скоростные характеристики. Речь также о колоссальном, дарованном любому человеку запасе информации, который он почти не использует, как ребенок, обладающий энциклопедией, но упорно старающийся узнать все самостоятельно. По утверждению энэлперов, в 1998 го­ду британские нейрологи обнаружили, что мозг человека уже при рождении содержит весь объем сведений о мироздании. Но это бессознательный как бы «негатив», который надо еще спроецировать на «фото­бумагу» нашего сознания и должным образом проявить.

В полете без точки приземления

НЛП всегда идет не от негати­ва (плохого), а к позитиву (хорошему). Только кажет­ся, что разница между этими «от» и «к» несущественна. На самом деле она кардинальна. Ведь уйти от чего-то еще вовсе не значит к чему-то прийти. Например, если экипаж самолета даже в полете не знает конечной точки своего маршрута – аэродрома, куда он попадет? Хорошо, если сможет аварийную посадку где-нибудь совершить, а если нет?

Моделируя эффективность, энэлперы давно установили, что единственно действенным яв­ляется именно движение «к», но никак не «от». То есть приближение к позитиву, а не удаление от негатива. Пример навскидку. В процессе и после развала СССР миллионы людей пытались заняться бизнесом. Из них, по самым оптимистичным оценкам социологов и энэлперов, примерно 80% – чтобы уйти от бедности и только 20% – чтобы прийти к богатству. Кто из них добился большего успеха и преуспел? То-то и оно.

Главной причиной, по которой движение к позитиву куда эффективнее удаления от негатива, энэлперы называют очень своеобразную, но малоизвестную особенность работы нашего мозга. Подсознание как бы то ли боится частицы «не» и заложенного в ней отрицания-негатива, то ли вообще оставляет ее без внимания. В результате употребляющие это отрицание люди сплошь и рядом программируют себя и окружающих с точностью до наоборот.

Умоляю, не думайте о белой хромой обезьяне!

Вот тут-то и начинается самое интересное в том, что произошло на алматинском марафоне с баннером «От правды не убежишь» и пострадавшей из-за него молодежью, а также в резонансе события.

Первое, что бросается в глаза без всяких познаний о НЛП: удачно выбранное для плаката место – хороший обзор, все видно издалека и удобно вести фотовидеосъемку. Очевидна и визульная связь текста плаката с происходящим вокруг – бегут спортсмены, замечая, как и зрители, производное от «бега» слово. Подсознание очевидцев мгновенно воспринимает и взаимоувязывает понятия «бег», «бегуны», «убежишь», а растиражированная соцсетями и СМИ эта ассоциация закрепляется за событием уже и в сознании сотен тысяч граждан.

Второе: на крупном тексте растянутого баннера всего четыре слова, одно из которых побуждает подсознание на возврат – это «от», а второе программирует его с точностью до наоборот – это «не». Об «от» уже сказано. О «не» чуть подробнее.

Представьте, что вы – папа или мама двухлетнего малыша, который уж слишком расшалился, и вы требуете от него: «Не балуйся!», повторяя фразу несколько раз со всей строгостью. Какова вероятность, что малыш вас послушается? Мизерная, потому что примерно до трех лет дети подчиняются почти одному только подсознанию, которое в ответ на «не» будет реагировать наоборот. Или представьте измученную мужем-пьяницей женщину, которая изо дня в день просит его: не пей, не пей, не пей, а он все больше и больше спивается. Можно вспомнить и сказочную Аленушку, просившую братца Иванушку не пить водицу из отпечатка копытца, а он попил и превратился в козленочка.

Теперь попробуйте выполнить просьбу автора этих строк: немедленно, пожалуйста, умоляю, не думайте о хромой белой обезьяне, ни под каким видом, никоим образом и никак не меньше минуты! Получилось? Вряд ли. Пото­му что для того чтобы не думать о мартышке, вы сначала должны были о ней все-таки подумать, как-то представить ее, после чего – если вы, конечно, честны перед собой, – она накрепко засела не только в вашем подсознании, но уже и в сознании. А теперь, продолжая не думать о белой хромой обезьяне (опять всплыла?), представьте розового зайца. Обе­зьянка исчезла? Наверняка.

Это элементарные тесты, почерпнутые в одном из пособий по НЛП, потребовались лишь для того, чтобы подчеркнуть архиважное положение НЛП: уходя от чего-то плохого, неприятного или непонятного, вы, как это ни стран­но, именно к ним и возвращаетесь. Вам претят бед­ность, сирость, убогость, вы бежите от них? Как это естественно! Но только лишь уходя от названных состояний, вы периодически непременно думаете именно о них – о том, от чего вы бежите. И по сути, программируете свой мозг на поддержа­ние и воспроизводство ненавистного вам состоя­ния.

А с учетом особенности мозга как бы блокировать «не» в подсознании многих людей могло засесть усеченное «От правды ... убежишь», что в сочетании с «от» может вообще ввергать подкорку в разлад с личным «я».

Отдельного анализа в контексте баннера заслуживает слово «правда».

Правдюшка белки в колесе

«Правда», «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Правда Украины», «Казахстанская правда», «Правда Востока» (Узбекистан), «Ленинградская правда», «Правда Бурятии», готовящаяся встретить 100-летний юбилей «Акмолинская правда» (Кокшетау) – малая толика издаваемых с советских времен по сей день газет, в названии которых слово «правда».

В коллекции собирающего около 30 лет подобные издания жителя Новосибирска Александра Лутковского свыше 500 экземпляров газет на 35 языках. И не только народов СССР и постсоветского пространства. Старейшим в коллекции Лутковского и самым ценным является номер нью-йоркской газеты Truth («Правда») образца 1880 года. В собрании новосибирца есть отпечатанная в 1920 году на папиросной бумаге челябинская «Советская правда», красноармейская «Боевая правда» времен Великой Отечественной и гитлеровская «Правда», выходившая на русском языке на оккупированной фашистами советской территории под девизом «Трудящиеся всех стран, соединяйтесь для борьбы с большевизмом!». А также «Кошкина правда», «Собачья правда» и «Огородная правда», издаваемая в Минске в 1987–1990 годах фанатами Аллы Борисовны «Пугачевская правда», «Антисоветская правда», «Дурацкая правда» и «Правдюшка».

Правда ли, что события в ночь с 24 на 25 октября (по старому стилю) 1917 года в Петрограде были революцией, преследовавшей благие цели и названной Великой Октябрьской? Правда. А правда ли, что те же события были госпереворотом, осуществленным большевиками с целью захвата власти и обернувшимся исторической трагедией? Правда.

Правда ли, что США мотивировали ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года стремлением как можно быстрее принудить милитаристскую Японию к капитуляции во Второй мировой войне, что и произошло менее чем через месяц, в сентябре того же года? Правда. Правда ли, что к тому времени Япония уже была крайне истощена войной и можно было вполне обойтись без этих ядерных ударов, которые историки и весь мир единодушно оценивают запредельным преступлением против человечества, что США официально не признают до сих пор? Правда.

Правда ли, что освоение казахстанской целины позволило республике кратно увеличить производство зерна, превратило ее в одну из главных житниц СССР и заложило основу последующих успехов Казахстана на хлебной ниве? Правда. А правда ли, что освоение целины капитально подорвало исконную для казахов животноводческую отрасль – овцеводство – и нанесло огромный ущерб экологии Казахстана? Тоже правда.

Думаю, читатель догадался, куда клоню. Несмотря на то что формально слово «правда» лишено множественного числа, правд существует намного больше, чем сказок Шехерезады. Недаром же говорят, что правда у каждого своя, а потому это понятие субъективно и зависит от обстоятельств. Тем более в политике. Скажем, Москва и большинство россиян твердо верят, что российская юрисдикция над Крымом – восстановление исторической правды, но Киев и большинство украинцев так же непреклонно считают сегодняшний Крым аннексированным и оккупированным Россией, а позицию Кремля – большой ложью.

Вернемся, однако, к человеку. Применительно к нему, на мой взгляд, сильнейшее толкований приводит в своем словаре Владимир Даль: «Совесть – это прирожденная правда в разной степени развития». То есть человек рождается уже с правдой, которая и есть его совесть. Но жизнь каждого индивидуальна, а жизнь всех разная, поэтому Даль и внес уточнение «в разной степени развития», что опять же указывает на неодинаковость и субъективность совести и личной правды. У кого-то эти чувства обнажены, у кого-то запрятаны вглубь, а кто-то и вовсе утратил их.

Поэтому лозунг «От правды не убежишь» кажется мне чрезвычайно близким, практически синонимичным крылатым выражениям «От совести не убежишь» и «От себя не убежишь». Это аксиомы, не требующие доказательств. Но тогда почему в мире так много людей, пытающихся убежать от себя и своей совести: в безделье и праздность, аскетизм и трудоголизм, мотовство и расточительность, накопительство и скаредность, пьянство и наркоманию, беспринципность и лживость?

Точно так же лозунг «От правды не убежишь» кажется мне с позиций НЛП беспомощным хотя бы в замедлении бегства от правды, то есть в выполнении своего прямо обозначенного, фиксируемого сознательной долей мозга предназначения. Потому что правда далеко не всегда сладка и приятна. Для всех без исключения. А в контексте баннера коварные частицы «от» и «не» программируют подсознание человека вообще на бег по кругу белкой в колесе.

Простите, кутята

Согласен с Петром Своиком, что придумщики баннера «От правды не убежишь» – очень серьезные люди с весьма серьезной квалификацией, обогащенные обширнейшей информацией об истории и современности Казахстана. А главное – о менталитете казахстанцев и специфике их взаимоотношений с властью.

Ведь если бы аналогичный плакат, как отмечает Своик, был развернут где-нибудь на киевском Крещатике, да на него вряд ли бы кто обратил внимание, потому что Украина отплясывает политический гопак который год и ее жителей и полицию уже не удивишь куда более лихими публичными коленцами. Вообще нулевой будет реакция на такой лозунг в США, Англии или Франции, которая в целом терпима даже к богохульным карикатурам на Христа и Мохаммеда, но встала на уши, когда авторов этой мерзкой мазни грохнули.

Почему же на первый взгляд по-детски наивное «От правды не убежишь» вызвало такую бурю в Казахстане? Мне думается, что не только по причине топорности, неуклюжести суда с полицией, в действиях которых я усматриваю не только вину, но и большую беду власти в целом, обусловленную ее отставанием в изучении современных политтехнологий.

В чем одно из принципиальных отличий казахстанских казахов, русских, украинцев, кавказцев, узбеков – всего многонационального народа республики от населения западных и некоторых развитых восточных стран? В наших людях гораздо больших открытости, эмоциональности, душевности, доброжелательности, сострадательности, которым куда меньше привержено население стран, живущих, как считается, по куда более демократичным и справедливым законам, чем мы.

Парадокс, но это так: для подавляющего большинства казахстанцев, которых Запад то и дело жалеет за угнетенность якобы авторитарной властью, категорически неприемлем тезис «человек человеку волк», а там, на демократичном Западе, он впитывается с молоком матери.

Напротив, закономерность в том, что именно те качества, которыми мы гордимся, в политике могут играть – уже сыграли в ситуации после марафона – злую шутку, обусловленную не только привычкой власти «не пущать», но и дефицитом прагматизма при избытке жалости, политической доверчивостью и наивностью большей части казахстанского общества.

В этом капитальном отличии нашего менталитета, скажем так, от демократичного западного социума и заключен ответ на вопрос, почему такой интерес вызвал плакат «От правды не убежишь», испуг и непонимание власти перед которым вдарили по ней же стопудовым информационным бумерангом.

Это главная, грамотно просчитанная и достигнутая с копеечными затратами цель, в осуществлении которой 99,99% работы проделали полиция и суд, соцсети и СМИ. Публичный результат: вот они, светлые силы добра – молодое поколение-ровесник независимости страны, а вот темные силы зла – закосневшие в авторитаризме власти!

Кем преследовались эти цель и результат? Молодыми людьми, задержанными полицией и наказанными судом? Да простит меня эта молодежь, но в моих глазах все пятеро (включая не такую уж и молодую даму бальзаковского возраста Тулесову – 1984 года рождения) – подслеповатые в политике кутята, движимые не только благородным порывом, но и умело смоделированным подсознанием. Кутята, которых использовали втемную, по Своику, очень серьезные люди с высокой квалификацией. Предполагаю, что в Казахстане этих людей никто и в глаза не видел, а пострадавшие и моментально ставшие в глазах тысяч казахстанцев героями молодые активисты даже не догадываются, что были пешками в чужой игре.

Третий вариант

Я бесконечно далек от мысли подозревать в этой игре казахстанскую оппозицию, несмотря даже на сказанное одним из ее представителей «спасибо» участникам акции. Не верю я и в то, что за ней стоят беглые толстосумы, бывшие казахстанцы, мнящие себя семи пядей во лбу демократами и тявкающие на республику из-за границы. На мой взгляд, заказчики акции, как и ее разработчики, – более внушительные силы.

Они находятся в геополитическом лагере тех, кто, в отличие от казахстанского народа, полагает мир и спокойствие в республике не плюсом, а минусом. Этому лагерю не нравится многовекторная внешняя политика страны, ее добрососедские отношения со своим ближайшим окружением, активное участие в ЕАЭС и проекте «Один пояс – один путь», кто считает действующую в республике власть недостаточно приверженной демократическим ценностям. А значит, надо помочь «разбудить» казахстанский народ, который заставит власть принять эти ценности!

Вот и начинают будить. Баннер «От правды не убежишь» – метко брошенный пробный камушек, НЛП-пристрелка не к близким внеочередным президентским, а к последующим через годы выборам глав и парламентов Казахстана.

Так что же, надо было, не морщась, проглотить этот камушек как сладкую конфету? То есть, как советовали некоторые наблюдатели, «улыбнувшись, бежать дальше», не приближаться к плакату и оставить его на месте, пока не снимут те же, кто развесил?

Ну так и в этом случае власть оказалась бы в дурацком положении! Так и вижу, как к баннеру и развесившим его молодым людям вместе с любопытными зрителями марафона подтягиваются журналисты, фотографы и телеоператоры, начинающие задавать вопросы и вести съемку. А кто-то, ну, допустим, та же Асия Тулесова, с чувством исполненного гражданского долга отвечает примерно в том же русле, в каком она выступала на суде.

И вскоре все это в эфире, а также в соцсетях с ехидными комментариями. Мол, власть макнули в унитаз, а власти и ответить нечего. И потом, молчание – это ж знак согласия! Смолчала власть, значит, согласная, что такая-сякая. Причем этот вариант, я убежден, был тоже просчитан энэлперами и политтехнологами, которые разрабатывали операцию «От правды не убежишь».

Оба этих лежащих на поверхности варианта – происшедший и гипотетический – равнозначно проигрышны не только для власти, но и для социума. В обоих власть неуклюжа, а немалая часть общества, все дальше отходя от негатива и костеря его на чем свет стоит, не понимает, что бежать-то надо не от чего-то, а к чему-то. К чему – вот в чем вопрос. Ответ на который крайне смутно представляет, по выражению Данияра Ашимбаева, «наша либерально ориентированная общественность от радикальных оппозиционеров до просто сочувствующих и любящих саморекламу граждан».

Есть третий, самый сложный, но соответствующий вызовам времени вариант. Он заключен в адекватном ответе на лишь кажущиеся простыми (все гениальное просто!), но в действительности замысловатые политтехнологические акции, которые в Казахстане будут только нарастать. Нужен ответ с использованием того же НЛП-инструментария.

На мой взгляд, во власти, прежде всего в идеологических структурах и полиции, должны появиться не только отдельные нейролингвисты-практики, но и службы, подразделения, способные квалифицированно, быстро (в течение минут) распознавать НЛП-воздействие, оперативно реагируя также с помощью НЛП.

Это делать надо как можно быстрее. Для начала пригласив специалистов из-за рубежа, но уже со следующего учебного года начав подготовку собственных энэлперов в лучших вузах страны. Подскажу пару адресов, где можно найти кандидатов в студенты факультета нейролингвистического программирования: среди подающих надежды молодых представителей сетевого маркетинга (или многоуровневого маркетинга; англ. multilevel marketing, MLM), а также в торговых сетях, осваивающих нейромаркетинг. Подобный долгосрочный проект обойдется государству недешево, но не дороже раздрая в обществе и стране.

Какими бы сложными ни были код или шифр, к ним всегда находится ключ. И какими бы хитроумными ни были методы НЛП, к ним тоже существуют ключи, раскрывающие как позитивные, так и негативные цели и задачи нейролингвистического программирования. Кто как, а я оптимист, с юности помятуя, что на каждую хитрую попу найдется свой лингам* с винтом. Только быстрее бы нашелся.

*Лингам – в индуизме символ плодородия Шивы, фаллос, символизирующий не только физическую силу, но и космическое созидание и творческое обновление жизни, в йогическом аскетизме олицетворяет духовное возмужание.

P. S. Чуть не забыл: пожалуйста, вернитесь к первому абзацу этих заметок, медленно перечитайте его и сосчитайте, сколько раз я употребил в нем в качестве слога и самостоятельного слова частицу «не». Думаю, этого количества хватило, чтобы при всей скучности настоящих заметок их дочитали и те, кто младше 40, и те, кто обиделся на то, что автор отнес их к любителям лишь праздного чтения. Буду также признателен за дизлайки, которые энэлперы оценивают более полезным инструментом привлечения внимания и пиара, чем лайки.

Комментарии закрыты.