14.07.2020

Почему весеннее ЧП не спасло Казахстан: выводы для Минздрава

© ИАЦ МГУ

8 июля 2020 г. президент РК Касым-Жомарт Токаев выступил с обращением к народу Казахстана. В ходе своей речи он отметил, что среди причин второй волны коронавируса в стране – «системные ошибки бывшего руководства Минздрава, нерасторопность акимов». Что же случилось с Казахстаном, который одним из первых ввел режим Чрезвычайного положения, когда в стране было только 10 заболевших КВИ?

photo_266464

Как проводилась подготовка?

В первую очередь необходимо отметить, что режим ЧП действовал в Казахстане в период с 16 марта по 11 мая, практически два полных месяца, на момент завершения режима ЧП в стране насчитывалось 5090 заболевших и 31 летальный случай.

Международная практика говорит, что режим ЧП вводится в странах для проведения необходимых подготовительных работы, включая обеспечение койко-местами, оборудованием, лекарственными средствами. Вместе с тем на текущий момент, несмотря на все предпринятые меры, в Казахстане насчитывается порядка 53 тысяч заболевших COVID-19, однако цифры по кол-ву заболевших пневмонией до настоящего времени не раскрыты.

При этом в период ЧП предпринимались экстренные меры для подготовки к большому всплеску заболевания.

В феврале было выделено 2 млрд тенге на борьбу с КВИ, однако информация о расходовании данных средств была отнесена тогдашним руководством Минздрава к информации «Для служебного пользования».

Для достаточного обеспечения крупнейших городов страны койко-местами казахстанский строительный гигант BI-Group построил в столице РК госпиталь на сумму 5,5 млрд тенге. Как отметил руководитель компании Айдын Рахимбаев в своем инстаграм-канале: «Все помнят, что в Китае были построены несколько временных госпиталей и затем демонтированы. Тот, который мы все видели на популярном видео, стоил 143 млн долларов на 1000 человек, что составляет 143 тысячи на одно койко-место. Стоимость нашего госпиталя на одно место обходится в 64 тысячи с оборудованием!».

Аналогичный модульный госпиталь на 280 коек был запущен компанией в Алматы 27 апреля. В Шымкенте госпиталь на 200 коек был запущен 11 июня. При этом в акимате Шымкента отметили, что их госпиталь оборудован всем необходимых, включая 20 аппаратов ИВЛ, цифровой рентген и аппарат компьютерной томографии.

5 апреля министр здравоохранения (сегодня экс-министр) Елжан Биртанов отметил в социальной сети Facebook, что «развернуто 3 920 инфекционных коек для лечения больных коронавирусной инфекцией, а также около 7 300 провизорных коек для пациентов с подозрением на инфекцию».

Также он отметил, что реанимационные отделения смогут принять 180 тяжелых больных, оснащены 170 аппаратами искусственной вентиляции легких, 38 аппаратами экстракорпоральной мембранной оксигенации крови. На тот момент в Казахстане насчитывалось порядка 3500 больных КВИ.

5 мая на заседании Правительства РК, г-н Биртанов отметил, что в стране насчитывается 4049 больных КВИ, что было оценено как стабилизация ситуации. В тот же день глава государства озвучил суммы, которые были выделены на борьбу с коронавирусом: порядка 6 трлн.тенге, что эквивалентно 13 млрд долл. США или 8% ВВП.

При этом уже 9 мая Елжан Биртанов отметил, что из бюджета было выделено дополнительно 100 млрд тенге (250 млн долл.США) для закупа лекарств, тестов, медизделий, а также на оплату инфекционных больниц, карантинных стационаров, а также на обеспечение 50-60 больниц по Казахстану только инфекционных, плюс порядка такого же объема провизорных, карантинных медучреждений на 37 тысяч коек для лечения этих больных.

При этом Казахстан обильно получал гуманитарную помощь от других государств. Так, в марте 2020 года США доставили в Казахстан средства индивидуальной защиты доставили в Казахстан в качестве гуманитарной помощи. 11 мая турецкий фармацевтический производитель «Abdi Ibrahim» (один из крупных турецких инвесторов в РК) направил в Казахстан гуманитарный груз в виде таблеток препарата «Kutlu», а также 150 000 медицинских масок, 50 защитных экранов для лица, 100 защитных очков для глаз, 300 комбинезонов и средства дезинфекции. Также в Казахстан гуманитарную помощь направили и КНР, ОАЭ, Катар и другие страны. Польша направила партию ноутбуков для дистанционного обучения казахстанских школьников.

Российская Федерация еще в апреле направила 40 тест-наборов для лабораторной диагностики КВИ, а также 100 наборов для исследований с реагентами.

Помогли ли приготовления?

При этом, данные подготовительные меры не смогли предотвратить переломный момент в борьбе с COVID-19, который наступил в первой половине июня, когда резко возросло количество заболевших.

Так, по состоянию на 16 июня в стране зафиксировали 20 684 случая заражения, 9 388 человек считались выздоровевшими. 14 июня появилась информация, что министр Биртанов сам заразился КВИ и ушел на лечение. Далее последовала быстрая рокировка – Алексей Цой сначала был назначен первым вице-министром здравоохранения, а на следующий же день новым министром здравоохранения страны.

Начиная с середины июня в Казахстане, можно сказать, наступил коллапс, включая и коллапс информационный. Если говорить о фактических проблемах, то необходимо отметить следующее:

*Первое – вся проведенная подготовительная работа не была изначально рассчитана на такое количество заболевших. По словам бывшего министра здравоохранения Е.Биртанова, пик должен был составить порядка 3,5-4 тысячи заболевших, но никак не 53 тысячи. Соответственно, все проводившиеся меры изначально были провальными, т.к. в расчет не брался худший сценарий развития ситуации. При этом вопрос статистики остается открытым до сих пор, так, до недавнего времени в Казахстане велась двойная статистика, учитывающая отдельно и больных КВИ с симптомами и бессимптомников. Это одна из тех ситуаций, когда неверные начальные данные приводят к плачевным результатам.

*Второе, не был налажен процесс оперативного решения возникающих проблем. Так, неэффективное распределение лекарственных средств и медизделий создало подозрения в коррумпированности представителей СК «Фармация» (единый дистрибьютор лекарственных средств Казахстана).

Кроме того, на текущий момент распространяется информация о продаже гуманитарной помощи, поступившей в Казахстан. Само Министерство здравоохранения отрицает данный факт, и утверждает, что были проблемы с документацией гумпомощи от Катара. Вместе с тем, тот факт, что гуманитарная помощь, поступившая от Катара, около нескольких месяцев не была распределена по медучреждениям, говорит о многом.

На текущий момент проводится в экстренном порядке работа по переоборудованию ряда стадионов и спортплащадок в регионах страны под медицинские нужды. Количество аппаратов ИВЛ ограничено, и теперь Казахстан получает гуманитарную помощь в виде 10 ИВЛ от маленькой Грузии. А 8 июля из РФ в столицу Казахстана прибыл самолет МЧС России с гуманитарным грузом, а казахстанским медикам сейчас помогают бороться с коронавирусом российские врачи

Что делать?

В своем обращении к согражданам глава государства отметил, что правительством уже выделены дополнительные средства в количестве 150 млрд.тенге, мобилизованы все силы, включая средства вооруженных сил, проводится борьба со спекулянтами на фармрынке страны. Примечательно, что на следующий день после данного выступления Антикоррупционная служба начала проверять СК «Фармацию». В этой связи важно отметить информационный хаос, появившийся с середины июня. Сознательные граждане, имеющие медицинское образование, начали снимать ролики, готовить памятки по предотвращению и борьбе с КВИ. Однако помимо них появились и лица, распространяющие информацию, не соответствующую действительности.

Так, например, через мессенджеры был растиражирован ролик, где якобы зараженного КВИ оставили у столичной больницы. Руководство больницы позднее отметило, что данный человек был в состоянии алкогольного опьянения и отказался от какой-либо помощи.

В этой связи Министерству здравоохранения РК необходимо перестроить свою информационную работу, включая вопрос расходования выделенных дополнительных средств и установить свою информационную монополию, включая и вопросы профилактики, лечения, распространения лекарственных средств по аптекам в регионах.

Касательно расходования бюджетных средств, данный вопрос должен быть максимально прозрачным, т.к. на текущий момент уровень доверия граждан официальным заявлениям достаточно низок, все чаще люди задаются вопросом, куда были израсходованы ранее выделенные 6 трлн.тенге...

В текущей ситуации только максимальная открытость и реализация принципов «слышащего государства» смогут остановить возникающую панику среди населения.

Комментарии закрыты.