17.09.2020

Oт участников праймериз Nur Otan ждут предложений в сферах образования и здравоохранения

Илья БЛОГГЕР

«Можно сопротивляться вторжению армий,

нельзя сопротивляться вторжению идей».

Виктор Гюго

Падение цен на основные природные ресурсы, которые экспортирует Казахстан, с новой остротой высветило установку президента Касым-Жомарта Токаева на построение экономики знаний. В экономике знаний ключевым элементом выступает качество человеческого капитала, а оно, в свое очередь, определяется уровнем развития и эффективностью систем образования и здравоохранения. Поэтому следует особенно внимательно присмотреться к тем участникам праймериз Nur Otan, которые предлагают разумные и вместе с тем реалистичные идеи и практические рекомендации по улучшению сфер образования и здравоохранения республики.

photo_311622Счет участников праймериз партии власти идет на тысячи. Ни для кого не является секретом, что именно из участников внутренних выборов Nur Otan  будет сформирована значительная часть будущего корпуса депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней. В этой связи особый интерес вызывают предложения активных членов партии по улучшению сфер образования и здравоохранения в Казахстане, поскольку сегодня это приоритетные вещи для развития государства и общества.

Специалисты всегда говорили о важности учителей и врачей в жизни страны. Но одно дело мнение экспертов и официальные декларации, и совсем другое – наполнение их повседневной конкретикой. Врачи только после активной финансовой «прокачки» от главы государства стали получать приличные доходы. Да и то лишь те, кто оказался в эпицентре противостояния коронавиурсу. У работников системы образования средняя заработная плата ниже средней по экономике, а это очень четкий показатель реального положения дел.

Школы и больницы находятся в своеобразном двойном подчинении. С одной стороны они встроены в министерскую иерархическую вертикаль, а с другой находятся в оперативном подчинении акиматов различных уровней. Фактически за медицинской и учебной сферой функционально удобно следить депутатам маслихатов всех уровней. Министерский формат логично контролировать Мажилису в качестве законодательной ветви власти, наделенной дополнительными полномочиями. Речь не только о возможности прямо задать вопрос министрам, но и включить механизм депутатских запросов.

На прошлых выборах получили свои мандаты более 3200 депутатов маслихатов. Из них 550 пришлись на областные маслихаты и города республиканского значения; 625 на города областного подчинения (в них число депутатов варьируется от 11 до 30 в зависимости от числа жителей) и более 2000 в районах (по 11 – 25 депутатов). Если мы посмотрим на участников праймериз Nur Otan, то там до итоговой регистрации дошли 10988 человек, которых 1-3 октября ожидает процедура выборов.

Согласно предварительным заявлениям руководства партии власти, примерно половина кандидатов в депутаты Мажилиса и маслихатов всех уровней будет формироваться за счет победителей праймериз. Поскольку Nur Otan был и остается бесспорным фаворитом на предстоящих мажилисско-маслихатских выборах, то имеются срочные предложения по распределению политического актива партии. Те партийные лидеры, чьи программные предложения в части образования и здравоохранения будут приняты однопартийцами как заслуживающие внимания, должны быть равномерно распределены в ходе избирательной кампании по областям, городам различного подчинения и районам.

Минимальное число депутатов маслихата в районе – 11 человек. Даже с учетом того, что 1 из них обязательно должен быть не от Nur Otan (берем партию власти как наиболее вероятного игрока, который будет доминировать на выборах, тогда как далеко не все конкурирующие партии способны взять минимальный барьер, а если в значительном количестве регионов – тем более), остается 10. Главная партия страны вполне может выделить 2 депутатов, где один будет держать в фокусе вопросы образования, а другой здравоохранения. Видится вполне нормальным, что со всеми остальными сферами жизни на местах (занятость, МСБ, налоги, местный бюджет, правопорядок, социальное обеспечение, дороги, экология и прочее) вполне справятся остальные представители маслихатов. В таком случае вся территория страны будет покрыта сетью заинтересованных и компетентных людей, реально болеющих за медиков и учителей. Потому что невозможно представить толковую программу на праймериз, если не понимаешь в указанном вопросе и не болеешь за дело всей душой.

Особенность партии власти в том, что располагаемый ею ресурс позволяет держать под контролем всю территорию республики и проводить скоординированную политику. Не обязательно вступать в контры с представителями министерств или акиматов, во главу угла должен быть положен принцип сотрудничества. Но если уполномоченные государственные органы проявляют некомпетентность или халатность, включают явные либо скрытые коррупционные моменты, то такие вещи должны немедленно пресекаться депутатами. Думается, центральный аппарат со всеми его возможностями всегда придет на помощь своим коллегам по Nur Otan, тем более что это положительно повлияет на имидж всей партии.

Современная экономика постулат о том, что главный капитал – это люди, уже перевела в разряд аксиом, не требующих доказательств. А чтобы люди – важнейший ресурс – получались качественными во всех отношениях, без соответствующего образования и здравоохранения не обойтись. Так получилось, что на фоне эйфории от нефтедолларов и возможностей глобализации Казахстан превратился в импортера образовательных и медицинских услуг, а ведь это помимо того, что жизнеобеспечивающие отрасли для существования страны и общества, еще и мощные экономические кластеры.

Пандемия коронавируса, карантины и закрытие границ показали, что глобализация отнюдь не такая незыблемая вещь, как об этом было принято думать до 2020 года. Теперь всем очевидно, что в сферах образования и здравоохранения Казахстану необходимо быть максимально самодостаточным. А значит и реформы должны измеряться не объемами потраченных (либо сэкономленных) денег, а реально важными и объективными индикаторами в виде роста общего интеллекта, квалификации, компетенции, физического и психического здоровья, правильных с точки зрения общества морально-нравственных установок.

К сожалению, собственными силами ни Минздрав, ни МОН не в состоянии решить столь масштабные задачи. Это объективная данность, вызванная ограниченностью ресурсов названных выше государственных социальных институтов. Но если в процесс включить Nur Otan через систему маслихатов (а значит и акиматов, поскольку депутаты утверждают местные бюджеты), то общий потенциал существенно возрастает и стоящие перед Казахстаном вызовы уже не будут казаться неподъемными.

Образование – это инновационная экономика в чистом виде. Даже для того, чтобы экспортировать нефть из Казахстана в Европу требуется куда больше материальных активов: месторождение с углеводородами, оборудование для добычи и первичной очистки, трубопроводы, терминалы, эстакады и вагонный парк (если перевозить железной дорогой), соблюдение техники безопасности и прочее. Для образования нужны квалифицированные кадры, корпуса, аудитории, лаборатории, интернет. Вся остальная начинка сугубо из сферы интеллектуало-емких продуктов. Нефть относится к категории невозобновляемых ресурсов и после опустошения природных кладовых на местах добычи углеводородов делать особо нечего. А вот Оксфорд и Сорбонна стоят веками. С здравоохранением несколько сложнее, поскольку требуются развитая фармацевтическая и медицинская промышленность, однако и здесь главный фактор – это человеческий капитал. Что его необходимо развивать, сомнений у вменяемых людей уже давно нет. Такие вещи пускать на самотек или отдавать под узковедомственный контроль не только бесперспективно, но и опасно.

Комментарии закрыты.