30.09.2020

Повальная безграмотность — угроза национальной безопасности

Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН,
За последние 30 лет в мире произошло много интересного с точки зрения инноваций и технологий. Стала реальностью мобильная видеосвязь — что мы видели только в фантастических фильмах, появился легкий и удобный способ ориентироваться на географических картах — GPS, электромобили стали повседневной обыденностью. Мы с изумлением наблюдали, как частные (!) космические ракеты перестали быть одноразовыми и научились самостоятельно приземляться точно на платформу в океане. Как частные компании строят автоматизированные склады без людей. Человекообразные роботы, искусственный интеллект, автомобили без водителя управляемые автопилотом, нанотехнологии и многое-многое другое.

Про наши же достижения — не хочется даже комментировать.

И все это следствие того, что образование и реальные знания стали огромной роскошью в нашей стране.
Уже полгода как я рассказываю о том, что официальная система образования Казахстана оценивается исключительно по формальным признакам — не по качеству знаний наших детей, не по уровню их конкурентоспособности в мире, а по наличию бумажек, справок, баллов ЕНТ, соотношению студентов к преподавателям, по количеству квадратных метров площади на 1 учащегося, дипломов...
Для чиновников важнее освоить республиканский и местный бюджет, освоить деньги, доложиться о реализации очередной программы. А что до знаний детей, что до их реальной грамотности, до положения учителей, до положения преподавателей — как мне кажется, это им глубоко фиолетово.
Простой пример, 30 лет, более 10 тысяч учителей английского языка, и население Казахстана все равно занимает последние места в международном рейтинге знания английского языка. Хуже нас только Кот Д Ивуар, Камбоджа, Ирак, Ливия.
30 лет, 13 министров образования, каждый новый министр хочет славы, каждый новый министр запускает новую реформу в образовании, пытаясь совершить революцию за пару лет пока сидит на этом посту. При этом наши дети являются подопытными кроликами в этих бесконечных опытах и экспериментах.
30 лет, Министерство образования и науки Казахстана тратит триллионы тенге на пустые и неработающие проекты: электронные учебники, трехязычие, онлайн-системы. Но почему-то в пандемию наши дети пользуются зарубежными ватсапами, зумами, телеграммами которые нам достались бесплатно.
Например, на систему E-learning, которая так и не заработала, как посчитали сами депутаты, было потрачено 371 миллиард тенге — на эти деньги можно было хоть сейчас построить с нуля новую газовую ТЭЦ в Алматы, еще бы и осталось немного денег на торжественную церемонию открытия...
30 лет, стоимость высшего образования растет с каждым годом и становится все более недоступным для кармана рядовых казахстанцев, престиж казахстанского диплома равен нулю, все кто могут отправляют детей учиться зарубеж. Повальная коррупция превратила казахстанский диплом в цветную бумажку, ведь любой предмет можно развести и купить оценку. Казахстан «экспортирует» студентов в страны ЕАЭС (то есть студенты, которые выбрали учиться не у себя на Родине, а зарубежом) больше, чем Россия, Беларусь, Армения и Кыргызстан вместе взятые!
Еще немного цифр, чтобы не быть голословным:
Согласно, исследованием Евразийской экономической комиссии — среди стран ЕАЭС наша республика находится на предпоследнем месте по затратам государства на образование (в отношении к ВВП страны) – всего 3,4% (из них расходы на высшее образование – 0,3%).
Ниже нас только маленькая Армения с показателем 2,4% (из них расходы на высшее образование – 0,2%). Для сравнения: аналогичный показатель Кыргызстана – 6,6% (на высшее образование – 0,9%), показатель Беларуси – 5,4% (на высшее образование – 0,9%).
Низкий уровень государственных расходов Казахстана на образование вкупе с раздутым количеством рабочих мест в этой отрасли (Казахстан лидирует среди стран-членов ЕАЭС по числу занятых в сфере образования в 2019 году – 12,6% от общего числа занятых, в Беларуси этот показатель равен 10,4%, в России и Армении – 9,5%, в Кыргызстане – 9%) в итоге дают одну из самых низких заработных плат в сфере образования среди стран ЕАЭС в процентном отношении к средней зарплате.
Среднемесячная номинальная зарплата работника образования в 2019 году составила: в Кыргызстане – 72% от средней по экономике ($178), в Армении – 67% ($253), в Казахстане – 68% ($330), в Беларуси – 71% ($371), в России – 77% ($573).
Что касается высшего образования, то средняя зарплата преподавателя отечественного вуза более, чем в два раза ниже зарплаты российских преподавателей: в Казахстане это $459 на преподавателя, в России – $968.

Как следствие, коррупция, покупка/продажа экзаменов, дипломных, научных работ.

А потом, в государственные органы принимают на работу людей, демонстрирующих диплом государственного образца. Отдел кадров проверяет наличие диплома, но не проверяет наличие знаний. Кадровикам абсолютно плевать, гарантирует этот диплом знания или не гарантирует, главное соблюдены законные формальности — есть диплом, есть бумажка! а какие навыки, знания, экспертиза у человека — на это плевать.
Вот так у нас потом строят дороги и дома, которые потом нужно постоянно переделывать и ремонтировать, вот так у нас потом появляются «специалисты» в акиматах, которые утверждают различные проекты, вот так вот потом мы с вами удивляемся как такие «специалисты» попадают на госслужбу...
118275090_3343610705661622_4993305111858488272_o
Перед началом праймериз, я встречался с представителями центрального аппарата «Нур Отан», рассказывал и убеждал, что это проблема национальной безопасности, что нужно бить тревогу, что нужно требовать с чиновников персональной ответственности за эту сферу. Что нужно менять подходы в регулировании, что еще один десяток лет и мы будем наравне со странами Африки (причем ближе к югу материка). И мне предложили озвучить это для членов партии и попробовать самому избраться, на что я согласился — ибо цель важнее всего. Вне зависимости от результатов голосования и итогов внутренних выборов, я продолжу освещать этот вопрос.
И вот поэтому я прошу не голосовать за меня, а просто поделиться этим постом, если вы считаете, что поднимаемые мною проблемы жизненно важны. Мое мнение, руководство страны должно видеть, что нам не все равно на наших детей, нам не все равно — какие они получат сегодня-завтра знания, что нам не все равно — что делает Министерство образования и науки РК. Что
Нам нужно качественное образование.

Чем больше будет возмущения, чем больше люди будут об этом говорить, тем больше будут осознавать чиновники в образовании — что будет спрос за все действия, за все последствия.

p.s.
И отвечая на многочисленные вопросы чиновников от образования (как мне рассказывают общие знакомые): — МНЕ НИКТО НЕ ПЛАТИТ ЗА ТО, ЧТОБЫ Я ПОДНИМАЛ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ! Мне никто не платит, чтобы я мочил министерских! Я это делаю абсолютно бесплатно и по внутреннему убеждению, потому что меня реально волнует вопрос образования и качество знаний моих детей, детей моих братьев и сестер, родственников, соседей, да и всех детей в Казахстане в целом!
Поэтому, не нужно пытаться «договариваться» со мной, не нужно пытаться «решать» вопрос лояльности. Нужно лишь начать работать по настоящему, тогда я буду «топить» за вас, стану самым горячим вашим сторонником и буду воевать вместе с вами против тех, кто не дает улучшать образование в этой стране.

Комментарии закрыты.