25.12.2020

«Нур Отан» в Мажилисе 6-го созыва: некоторые итоги и фактор Нигматулина

Данияр АШИМБАЕВ, turanpress.kz

Как известно, ныне действующий Мажилис был избран в марте 2016 года. Его партийный состав по сравнению с 5-м созывом (2012–2016) сильно не изменился: большинство получила партия «Нур Отан», а кроме нее в парламент прошли Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) и Демократическая партия Казахстана (ДПК) «Ак Жол».

48279Спикер Мажилиса заслушивает правительственных чиновников

Спикером палаты стал бывший аким Атырауской области Бактыкожа Измухамбетов, а лидером фракции правящей партии – Гульмира Исимбаева.
Однако, в таком виде парламент долго не проработал. В апреле-мае 2016 г. прошли т.н. «земельные митинги» – массовые протесты против возможной продажи/аренды сельскохозяйственных земель китайцам. И тут, надо сказать, парламент и партия никак себя не проявили. Министры экономики и сельского хозяйства Досаев и Мамытбеков были отправлены в отставку, а первый зампред «Нур Отана» Мырзахметов был переведен в Минсельхоз для ведения переговоров по земельной реформе.
Вместе с тем, встал серьезный вопрос о роли Мажилиса. И в 20-х числа июня Нурсултан Назарбаев выдвинул на пост спикера руководителя своей администрации Нурлана Нигматулина – сильного и авторитетного политика и управленца, на которого была возложена задача – активизировать работы Мажилиса, фракции «Нур Отана», сделать парламент центром политических дискуссий, консолидировать пропрезидентское большинство и организовать «прессинг» исполнительной власти для повышения качестве ее работы. Нигматулин имел огромный опыт, являясь одним из немногих государственных деятелей страны, который прошел практически все стадии управления – государственный инспектор, заместитель акима, вице-министр, заместитель руководителя администрации президента, аким области, первый зампред «Нур Отана», спикер Мажилиса и руководитель АП. С его приходом деятельность Мажилиса вышла на совершенно иной уровень работы.
Были активизированы парламентские слушания, правительственные часы, введены в практику обсуждения злободневных законопроектов с участием общественности и экспертного сообщества. Члены правительства, которые не были готовы к обсуждению, получили (и получают) хорошую «трепку». Причем, нужно отметить, что самым подготовленным человеком в зале – и на пленарном заседании, и на слушаниях – как правило, оказывается сам спикер, который настолько досконально вникал в предмет, что мог его презентовать лучше любого министра, профессионально раскритиковать и предложить оптимальные формулировки. Самому не раз доводилось наблюдать за его работой в стенах парламента и могу сказать, что, к сожалению, людей такого уровня не хватает в правительстве, администрации, акимском корпусе… Мажилис в этом плане, конечно, сильно выиграл.
Немного статистики. За период работы Мажилиса 6-го созыва на рассмотрении палаты находилось 487 законопроектов, из которых 426 были одобрены и направлены в Сенат. Из них на сегодняшний день 390 подписаны президентом. Депутаты Мажилиса инициировали 60 собственных законопроектов, что больше, чем во всех предыдущих созывах (депутаты Мажилиса 5-го созыва инициировали, к примеру, 27 законов).
За период работы нынешнего созыва были приняты 6 кодексов – «О здоровье народа и системе здравоохранения», Экологический кодекс, Административный процедурно-процессуальный (совершенно новый правовой акт), «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», «О недрах и недропользовании».
Была проведена большая работа по социальным вопросам. Принятые Мажилисом законы позволили выплачивать новые пособия для многодетных семей; изменить формат адресной социальной помощи, позволяющий большему количеству семей ее получать; расширить академическую и управленческую самостоятельность вузов. В сжатые сроки отработан закон, предусматривающий возможность использования населением части своих пенсионных накоплений. Заработал закон «О статусе педагога», принят закон о мирных собраниях.
Были ратифицированы 181 международный договор и межгосударственных соглашений. Мажилисмены направили 1149 депутатских запросов.
В сентябре 2019 г. в Нур-Султане прошло IV Совещание спикеров парламентов стран Евразии, в котором приняли участие делегации парламентов 65 государств.
В стенах Мажилиса состоялись 61 правительственный час, 6 парламентских слушаний, 70 «круглых столов», 73 выездных заседаний комитетов и 18 конференций.
Правительственные часы прошли по таким темам, как: «О системе мер по развитию массовой физической культуры и спорта в РК», «О ходе становления местной полицейской службы и первых результатах ее деятельности в обеспечении охраны общественного порядка и дорожной безопасности, а также профилактики правонарушений», «Институт частного судебного исполнения и его развитие в рамках 27 шага Плана Нации», "Экономический рост и реализация государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол на 2015–2019 годы», «Экономическая дипломатия – главный вектор внешней политики Казахстана», «О новых направлениях государственной поддержки АПК и перспективах повышения конкурентоспособности отечественного агробизнеса», "О ходе исполнения «Дорожной карты занятости-2020», «О развитии нефтяной отрасли в Казахстане», «О вопросах конкурентоспособности и развитии отечественных СМИ» (2016 г.), «Совершенствование налогового и таможенного администрирования», «Актуальные проблемы противодействия бытовому насилию», «О ходе реализации Госпрограммы развития образования и науки РК на 2016—2019 годы», «О приоритетах членства РК в СБ ООН в 2017—2018 годах», «О мерах по развитию массового предпринимательства и улучшению деловой активности», «О ходе реализации Госпрограммы инфраструктурного развития „Нұрлы жол“ на 2015—2019 годы (транспортно-логистическая инфраструктура)», «О деятельности Вооруженных сил РК», «О развитии урановой промышленности», «Дальнейшее развитие и реформирование институтов нотариата и адвокатуры», «О ходе развития космической деятельности РК», «О ситуации и актуальных задачах в сфере религиозной деятельности, взаимодействия с гражданским обществом и молодежной политики», «Пробация: опыт применения, проблемы и направления дальнейшего развития», "О ходе внедрения новой модели Трудового кодекса в РК в свете реализации 83 шага Плана нации «100 конкретных шагов», «Карты развития АПК – дальнейшие меры по совершенствованию господдержки сельского хозяйства», «О совершенствовании государственного аудита и финансового контроля», «О ходе реализации Плана нации по вопросам оказания государственных услуг», "О ходе реализации Плана нации "Государственная политика в области культуры в аспекте реализации Программы «Рухани жаңғыру», «О внешней политике Казахстана в Азиатском направлении» (2017 г.), «Вопросы судебно-экспертной деятельности РК», «Цифровизация в здравоохранении», «Цифровизация в сфере образования», «О ходе проведения приватизации», «О развитии военного образования, науки и формировании военно-патриотического воспитания в РК», «О состоянии и мерах по обеспечению миграционного контроля в РК», «Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса РК», «Развитие нефтегазового сектора Казахстана», «О внесении изменений и дополнений в Госпрограмму развития АПК РК на 2017—2021 годы», «Политика и роль Казахстана в Центрально-Азиатском регионе», «Развитие автомобильных дорог в рамках реализации Госпрограммы инфраструктурного развития „Нұрлы жол“ на 2015–2019 годы», «О развитии туристской отрасли РК», «О вопросах развития государственно-частного партнерства», «Эффективность внедрения адресной социальной помощи в новом формате», «О состоянии и мерах по обеспечению пожарной безопасности в стране», "О ходе реализации Госпрограммы «Цифровой Казахстан», «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (2018 г.), «Цифровые технологии в налоговом и таможенном администрировании», «О реализации государственной молодежной политики в РК», «Основные итоги деятельности РК в СБ ООН на 2017—2018 годы», «О мерах по повышению качества медицинской помощи по онкологическим заболеваниям в рамках Госпрограммы развития здравоохранения РК „Денсаулық“ на 2016—2019 годы», «О совершенствовании государственных мер по противодействию современным вызовам и угрозам военной безопасности», "О развитии электроэнергетической отрасли и мерах по выполнению поручений Первого Президента – Елбасы Н.А.Назарбаева, данных на XVIII съезде партии «Nur Otan», "О реализации Госпрограммы жилищного строительства «Нұрлы жер», «О предварительных итогах реализации Госпрограммы развития образования и науки РК на 2016–2019 годы», «О реализации Госпрограммы „Цифровой Казахстан“ в части обеспечения доступом к интернет населенных пунктов РК численностью от 250 человек», «Об итогах Года молодежи, объявленного Первым Президентом – Елбасы Н.А. Назарбаевым, и подготовке к проведению Года волонтера», «Внедрение бюджета IV уровня в рамках 98 шага Плана нации», «Об эффективности реализации государственной политики по адресной социальной помощи» «Дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей в свете реализации 27-го шага Плана нации» (2019 г.), «Дальнейшее развитие государственного аудита в целях повышения эффективности использования бюджетных средств», «Развитие массового спорта и строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в населенных пунктах в контексте реализации Послания Главы Государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 г.», «О принимаемых мерах по насыщению внутреннего рынка страны сельскохозяйственной продукцией отечественного производства», «О создании новых рабочих мест в рамках реализации государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы „Еңбек“.
Прошли парламентские слушания на тему „Дальнейшая модернизация уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства РК“ (2016 г.), „Об обеспечении населения лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и о состоянии и развитии фармацевтической отрасли в РК“, „О вопросах введения Единого стандарта алфавита государственного языка на латинской графике“, „Актуальные вопросы обеспечения качественной питьевой водой населенных пунктов Республики Казахстан“ (2017 г.), „Проблемы и перспективы развития сферы занятости“ (2018 г.), „О производстве и переработке сельскохозяйственной продукции“ в свете реализации 60 и 61 шагов Плана нации по реализации пяти институциональных реформ» (2019 г.).
Серьезно повысилась информационная открытость палаты: в режиме онлайн на официальном сайте Мажилиса ведутся прямые трансляции пленарных заседаний, правительственных часов, заседаний профильных комитетов и рабочих групп по наиболее резонансным законопроектам, размещаются проекты законов и сопутствующие им материалы. Выросла представленность депутатов в социальных сетях. На слушания и конференции приглашается большое число заинтересованных лиц, экспертов, активистов, СМИ.
Изменился механизм согласования кандидатур на должность министров. Было введено правило, по которому кандидаты подтверждают свою готовность возглавить работу соответствующей отрасли, презентуя депутатам профильных комитетов Мажилиса свои предложения по ее развитию, а также меры для завершения проектов и программ, находящихся уже в реализации.
К сожалению, карантин сильно скорректировал планы работы в нынешнем году…
Вместе с тем, хотелось бы особо отметить то обстоятельство, что летом 2019 г. Нурсултан Назарбаев выдвинул Нурлана Нигматулина на пост руководителя фракции и возложил именно на него контроль за ходом реализации предвыборной платформы партии «Нур Отан» и «Плана нации – 100 конкретных шагов». Умение Нигматулина жестко контролировать деятельность всех заинтересованных структур и фигур, нацеленность на достижение результате были вновь востребованы. В итоге, за короткое время активизировать работа по всему комплексу социальных, экономических, политических, правовых, инфраструктурных вопросов, по которым партия и ее лидер брали на себя предвыборные обязательства.
К слову сказать, председатель Мажилиса является не только главой фракции партии «Нур Отан», но и членом бюро ее политсовета, членом Совета безопасности, заместителем председателя Национальной комиссии по модернизации, является одним из наиболее влиятельных, опытных и авторитетных политиков страны, а с учетом его опыта и политического веса серьезно выросли авторитет и вес всей палаты.
Представляется, что он мог бы играть аналогичную роль и в Мажилисе 7-го созыва, который будет избран в январе будущего года.

1530000159_msm_0578Спикер Мажилиса награждает журналистов

Комментарии закрыты.